решение от 27.06.2012 по делу № 2-175/2012 исковые требования прокурора, действующего в интересах Б. о предоставлении жилого помещения удовлетворены в части



                                                                                                                                  №2-175/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2012 года                                                                                                  г.Туринск

Туринский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Демидовой Л.В., при секретаре Урвановой Л.В.,

с участием заместителя прокурора Туринского района Танаевой С.В., представителя ответчика Администрации Туринского городского округа Неймышевой О.А., действующей на основании доверенности от ******, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Туринского района, действующего в интересах Б., к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Правительству Свердловской области, Администрации Туринского городского округа о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по заключению договора социального найма на предоставленное жилое помещение

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Туринского района, действующий в интересах Б., обратился в Туринский районный суд с исковым заявлением к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее сокращенно ГКУ СО «Фонд жилищного строительства»), Правительству Свердловской области, Администрации Туринского городского округа о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по заключению договора социального найма на предоставленное жилое помещение

В обоснование заявленных требований истец указал, что Б., ****** года рождения, в соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относиться к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Так как его мать- Б., с ****** самоустранилась от воспитания сына и до настоящего времени информации о её месте нахождении нет. Отец - М., решением Туринского районного суда от ****** лишен родительских прав. На основании Распоряжения главы Администрации Туринского городского округа от ****** над Б. учреждено попечительство. ******, находясь в <адрес>, Б. окончил <данные изъяты>. Жилье за Б. не закреплялось, в собственности жилья он не имеет. Распоряжением главы Туринского городского округа от ****** Б. был поставлен на учет во внеочередной список граждан нуждающихся в жилье. С момента вынесения данного распоряжения и до настоящего времени органы местного самоуправления свои обязанности по предоставлению жилого помещения Б. не исполнили, чем нарушили его право на получение жилого помещения. В настоящее время Б. не работает и не учится, проживает у знакомых по адресу: <адрес>.

Истец просит суд обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение для Б. в <адрес> не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Туринского городского округа, а администрацию Туринского городского округа обязать заключить с Б. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.

В судебном заседании прокурор Танаева С.В. исковые требования поддержала в полном объеме, <данные изъяты>

Б. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дне и времени судебного разбирательства, представил суду заявления в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие и об удовлетворении требовании прокурора. При таких обстоятельствах, руководствуясь ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии Б. с направлением ему копии решения суда.

Представитель ответчика Неймышева О.А., действующая по доверенности от ****** исковые требования не признала, <данные изъяты>.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрении гражданского дела в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о дате и времени судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В предоставленном отзыве указал, что процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирована «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 08.02.2011 года. Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что Министерство действительно является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот. Полномочия главного распорядителя бюджетных средств, как органа государственной власти, имеющего право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, регламентированы нормами ст.158 Бюджетного кодекса РФ. Данные полномочия предоставляют Министерству возможность направления выделенных бюджетных средств на строительство (приобретение) жилых помещений для предоставления детям-сиротам. Пунктом 12 вышеназванного Порядка обеспечения Министерству также предоставлено полномочие по распределению приказом министра строительства и архитектуры Свердловской области построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений детям-сиротам. Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что после распределения построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам, они в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления детям-сиротам по договорам социального найма. Согласно п.5 Постановления Правительства Свердловской области от 23.12.2011 года №1778-ПП Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет полномочия основного уполномоченного органа по управлению имуществом Свердловской области, уполномоченного органа по управлению государственным казенным имуществом Свердловской области, указанные в п.3 ст.12, п.3 ст.13 и ст.67 Областного закона от 10.04.1995 года №9-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области». Требование истца о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении не предусмотренной законом обязанности Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указано, что вне очереди жилые помещения предоставляются в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Соответственно ЖК РФ устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, таким образом, выделяя данную категорию граждан в отдельную группу, имеющую первоочередное перед иными гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями. Из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, по аналогии с порядком, установленным в ч. 1 ст. 57 ЖК РФ. Жилищные отношения в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, входят в сферу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно, в отсутствие конкретных норм, устанавливающих специальное регулирование жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, применению в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Такое применение не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, так как эти отношения являются одним из видов жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года N 84-ПП. Пунктом 11 Порядка установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в течение 10 рабочих дней с даты получения от ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» адресного перечня жилых помещений, построенных (приобретенных) для обеспечения детей-сирот, представляют в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. В соответствии с п. 12 Порядка Фонд на основании указанных Предложений органов местного самоуправления направляет в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений, на основании которых Министерством в свою очередь осуществляется подготовка приказов о распределении детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Таким образом, приобретение и предоставление истцу жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего в себя истца, будет противоречить п. 11, 12 Порядка. Решение суда в силу ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального Закона от 21.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в 2-х месячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Соответственно, при возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение, такая обязанность будет подлежать исполнению после вступления решения суда, обязывающего ее совершить, в законную силу, и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства. Таким образом, именно в силу приведенных обстоятельств обязанность, о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Требование истца о возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение, является требованием возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность дополнительную к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, регламентированной Порядком. Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области просит в удовлетворении исковых требований прокурору Туринского района Свердловской области отказать.

Представитель Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в отзыве указал, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также подпрограммы «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей - сироти детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 года № 1469-ПП, постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года №84-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2011-1015 годах      жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее по тексту - «Порядок»), согласно которому главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот, является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» (п.2 и 3 Порядка). ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» данный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот исполняется.

Кроме того, ответчик указал, что «Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП, не предусматривает обеспечения жильем детей - сирот по решениям судов. Предоставление жилья детям - сиротам по решениям судов за счет средств, предусмотренных на обеспечение жильем детей - сирот в общем порядке, нарушает права детей -сирот, не обращавшихся в суд, и ставит под угрозу исполнение выше указанного Порядка, поскольку в первую очередь приобретенные (построенные) жилые помещения распределяются гражданам, которые имеют решение суда на обеспечение жилым помещением.

В связи с тем, что деятельность Фонда носит производный от функций Министерства строительства и архитектуры Свердловской области характер и сводится к размещению заказов на строительство жилья для указанной категории граждан» ответчик просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований к ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».

Представитель Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в своре отсутствие, в отзыве указал, что Правительство Свердловской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. Кроме того, ответчик указал, что в силу ч.1ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилье данной категории лиц предоставляется органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Для подтверждения отсутствия закрепленного жилья необходимо доказать, что несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, не приобрел право пользования жилым помещением в соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и требованиями жилищного законодательства.

Представитель отдела семейной политики опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот ТОИОГВСО УСЗН МСЗНСО по Туринскому району Самухина Е.Ю. полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме, <данные изъяты>

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования      прокурора Туринского района в интересах Б. подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

         В силу ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, устанавливаются иные гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции Российской Федерации). В силу требований ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации семья и детство находится под защитой государства.

На основании ст.16,17 конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года гарантируется право ребенка на защиту жилищных прав со стороны государства.

Согласно п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются бесплатно, вне очереди. При этом исполнение положений данной нормы не могут ставиться в зависимость от наличия очередности лиц, имеющих право на внеочередной жилье.

В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. От 21.11.2011 года с изм. От 29.02.2012) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

Частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности социальным жильем в данном населенном пункте, предоставляемого по договорам социального найма. На территории Туринского городского округа в соответствии с постановлением главы МО Туринский район от 25.08.2005 № 279 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за ее реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом под предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе, в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований ст.26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей - сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Как установлено в судебном заседании, в Свердловской области отсутствует закон о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям - сиротам жилых помещений, соответственно, надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу являются органы государственной власти Свердловской области.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Свердловской области от 13.11.2009 №1631 - ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» с 2010 года на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На указанное Министерство возложена обязанность предусматривать в своих расходах бюджетные средства областного бюджета для обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

В соответствии п.3 «Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

В силу п.12 указанного Порядка распределение детям сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени и отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании из материалов гражданского дела, Б., ****** года рождения, является сиротой, поскольку его мать Б., с ****** самоустранилась от воспитания сына и с указанной даты и до настоящего времени её место нахождение неизвестно (л.д.), отец - М., решением Туринского районного суда от ****** лишен родительских прав, а ****** умер (л.д. ). На основании Распоряжения главы Администрации Туринского городского округа от ****** Б. находился под опекой О. (л.д.). ******, находясь в <адрес>, Б. окончил <данные изъяты> (л.д.). Жилье за Б. не закреплялось, в собственности жилья он не имеет (л.д. ). Распоряжением главы Туринского городского округа от ****** Б. был поставлен на учет во внеочередной список граждан нуждающихся в жилье (л.д. ). С момента вынесения данного распоряжения и постановки Б. на учет и до настоящего времени исполнительные органы государственной власти Свердловской области свои обязанности по предоставлению жилого помещения Б. не исполнили, чем нарушили его право на получение жилого помещения. В настоящее время Б. не работает и не учится, имеет регистрацию в <адрес>, в доме, который фактически отсутствует, при этом временно проживает у знакомых в <адрес>. Фактически Б. нуждается в предоставлении жилого помещения с ******.

Не находит суд основанными на законе утверждения соответчиков о том, что принятием судебного решения ущемляются права других нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения по своей природе не предусматривает очередность исполнения закона прямого действия.

В силу ст.55 ч.3 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности.

         Поскольку предоставление жилого помещения Б. в порядке, предусмотренном статьей 8 Федерального закона от 21.12.96 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за счет расходных обязательств Свердловской области, относится к более оперативному и целевому по исполнению с учетом места жительства сироты, исковые требования в отношении Б. подлежат удовлетворению.

В нарушение указанных норм действующего законодательства Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и учрежденный им ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» до настоящего времени не приобрели на бюджетные средства за счет средств областного бюджета на обеспечение жильем Б. жилое помещение в соответствии с установленным законом порядком, соответственно, в этой части исковые требования прокурора Туринского района подлежат удовлетворению и на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области Правительства Свердловской области и ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» судом возлагается обязанность по приобретению жилого помещения Б. в <адрес> не ниже установленных социальных норм, не менее 15 квадратных метров на человека (л.д.).

В суде находит свое подтверждение то обстоятельство, что Б. не имея жилья, не имеет возможности защитить свои жилищные права длительное время, в связи с чем обратился к прокурору с заявлением об оказании помощи в защите его прав. При таких обстоятельствах прокурор правомерно выступает в защиту интересов Б. на основании статьи 45 ГПК РФ.

В тоже время, анализ изложенных выше норм, а также наличие в материалах гражданского дела сведений о выполнении администрацией Туринского городского округа обязанности по постановке Б. на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма как ребенку-сироте, утверждения прокурора Туринского района о нарушении права Б. на получение жилого помещения за счет средств областного бюджета не по вине администрации Туринского городского округа не нашло своего подтверждения, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении исковых требований в остальной их части. В суде не нашло своего подтверждения и то обстоятельство, что администрация Туринского городского округа отказывается заключать договор социального найма с Б., поскольку последнему жилое помещение в <адрес> не ниже установленных социальных норм за счет средств областного бюджета не предоставлено.

На основании изложенного, ст.ст.38,40 Конституции Российской Федерации, п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 2 постановления Правительства Свердловской области от 13.11.2009 №1631 - ПП «О главном распорядителе бюджетных средств», ст.ст.3,4, 5.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Туринского района, действующего в интересах Б., к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Правительству Свердловской области, Администрации Туринского городского округа о предоставлении жилого помещения удовлетворить в части.

Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилого помещения в <адрес> не ниже установленных социальных норм для Б. ****** года рождения, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Туринского городского округа, в удовлетворении остальных исковых требований отказать.

Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд. Апелляционные жалобы, представление могут быть поданы через канцелярию Туринского районного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Срок для обжалования судебного решения может быть восстановлен в случае его пропуска по уважительной причине. Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке только при условии его обжалования в апелляционном порядке.

Председательствующий судья:                                                            Л.В. Демидова