решение от 24.09.2012 по делу № 2-235/12 - исковые требования о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по заключению договора социального найма на предоставленное жилое помещение удовлетворены



                                                                                   Гр.дело №2-235/2012                                                  

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.09.2012 года                                                                                           г.Туринск

Туринский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Столярова Ю.М.

при секретаре Урвановой Л.А.

с участием истицы Субачевой М.В., ее представителя Алферова В.А.

ответчиков: представителя Администрации Туринского городского округа Рычковой Н.Н., представителя Муниципального казенного учреждения «Центр муниципальных услуг» Королевой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Субачевой М.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области; Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; Администрации Туринского городского округа

о признании недействительными распоряжения Главы Туринского городского округа от ******, договора социального найма от ****** , в части,     и предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по заключению договора социального найма на предоставленное жилое помещение

УСТАНОВИЛ:

Субачева М.В. обратилась в Туринский районный суд с иском к Администрации Туринского городского округа, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о признании распоряжения главы Муниципального образования Туринский район от ****** и договора социального найма от ****** недействительными в части, и о предоставлении ей как сироте, жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

В исковом заявлении она указала, что родилась ****** в <адрес>. Имеет двух сестер - С., ****** года рождения и С. ****** года рождения.

Их отец - С., инвалид по заболеванию, полученному в связи с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, умер ******. Мать С. умерла ******. До смерти родителей они жили все вместе в квартире, в доме барачного типа, по адресу <адрес>.       По этому адресу она зарегистрирована с ******. по настоящее время. После смерти матери, в соответствии с постановлением главы муниципального образования Туринского района от ****** над К. и ею была установлена опека, над А. - попечительство. Опекуном и попечителем была назначена их тетя - В.. Тетя забрала их к себе и они проживали у нее дома по адресу: <адрес>, а когда подросли, в ****** вернулись обратно в помещение на <адрес>.     На основании заявления Субачевой А.В. от ******, в соответствии с постановлением главы муниципального образования Туринский района от ****** она и ее сестры были приняты на жилищный учет под во внеочередном списке очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как сироты, в связи с ветхим состоянием жилого помещения, где они жили.

Как ей известно из письма администрации Туринского городского округа от ****** , С., К. и она - С. состояли во внеочередном списке очередности граждан как дети-сироты, нуждающиеся в жилье под .

Письмом от ****** на имя опекуна В. администрации Туринского городского округа подтвердила, что в сводном списке очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети Субачевы А., К. и С. состоят во внеочередном списке очередности граждан с ****** под . В этом же письме сказано, что «в соответствии с действующим жилищным законодательством пунктом 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в порядке очередности исходя из времени принятия не учет». Факт постановки их на учет в ****** в качестве детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, подтверждается и письмами администрации Туринского городского округа на имя Уполномоченного по правам человека Свердловской области от ****** и от ****** .

В ****** она поступила и ****** закончила Государственное образовательное учреждение <данные изъяты> по очной форме обучения.     После прекращения над ней попечительства, то есть с ****** (достижения возраста 18 лет) или хотя бы с момента окончания образовательного учреждения, т.е. ****** (дата выдачи диплома) у нее, как у сироты, состоящей на жилищном учете, возникло право на получение жилья во внеочередном порядке. Поскольку положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения, однако по вине администрации Туринского городского жильем она до сих пор так и не обеспечена. Более того, распоряжением главы Туринского городского округа от ****** все они - три сестры, сняты с жилищного учета.     В обоснование принятого решения администрация ссылается на факт предоставления однокомнатной квартиры семье С. (т.е. семье ее сестры) по договору социального найма от ****** .

Истица считает данное распоряжение незаконным в части, по следующим основаниям.

По непонятным ей причинам администрация Туринского городского округа посчитала, что она и ее сестра К. являются членами семьи С., которой и была выделена указанная квартира.     Однако старшая сестра К. с ****** проживает отдельно от них, в квартире, принадлежащей ей на праве собственности по <адрес>.      С этого же года К. состоит в гражданском браке с Г.. В ****** у них родился ребенок. К., как сказано выше, является собственником квартиры <адрес>. Эта квартира ей была подарена дядей - С. (родным братом нашего умершего отца) в ******, когда он узнал, что К. ждет ребенка. Включив К. в члены семьи А. Субачевой, администрация, в упомянутом Распоряжении, как сказано выше, указала, что квартира семье С. выделяется в дополнение к имеющейся в собственности у члена семьи С.. квартиры, т.е. квартиры по <адрес>. При чем здесь чужая квартира, к которой ни я, ни моя сестра А. никакого отношения не имеем, и которая не закреплена за мною или А. ни на праве пользования, ни тем более, на праве собственности, опять же совершенно непонятно.

Включив ее в члены семьи А. Субачевой, администрация видимо исходила из того, что раз они являются сестрами и одно время проживали под одной крышей в квартире по адресу <адрес>, то являются постоянно одной семьей. Однако это не соответствует действующему законодательству.

Состав членов семьи определен семейным законодательством. Как следует из ст. 2 Семейного кодекса РФ, к членам семьи отнесены супруги, родители и дети (усыновленные), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, другие родственники и иные лица.

Определение членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, по сути, воспроизводит вышеприведенное, за исключением того, что иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма только в судебном порядке и лишь в исключительных случаях.

При этом другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи, если не только вселены в качестве таковых, но и ведут общее хозяйство (ч. 1 ст. 69 ЖК РФ).

Однако, ни она А., ни А. ее в указанное жилое помещение по <адрес> не вселяла.     Кроме того, когда они повзрослели, то имели разный бюджет, продукты и предметы потребления приобретали отдельно, хозяйство вели раздельно. После проведения ремонта своими силами в выделенной администрацией квартире <адрес>, С. переехала туда, и в настоящее время живет с гражданским мужем.     В ****** у них родился ребенок.

Кроме того, в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 (с изм. от 16.01.2008) жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Помещение же по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания и уже поэтому не может быть признано жилым помещением.

Истица допускает, что указанная однокомнатная квартира была администрацией выделена им (троим сестрам) не как сиротам, а как гражданам, проживавшим в помещении, признанном непригодным для проживания. Однако и в этом случае решение администрации не может быть признано законным по следующим основаниям.

В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.     Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире. Этого соблюдено также не было.

На крайне недобросовестное отношение администрации Туринского городского округа (работников жилищного отдела) при решении вопроса о выделении на троих сирот однокомнатной квартиры свидетельствует и тот факт, что когда у С. возникли сомнения в правомерности решения о выделении однокомнатной квартиры на трех человек, в администрации ей прямо было заявлено, что если она не подпишет предложенный договор социального найма, то вообще останется без жилья. По этой причине договор социального найма от ****** А. была вынуждена подписать.

В силу изложенных обстоятельств, по вине администрации она, то есть истица, до сих пор не только не обеспечена жилым помещением, но и лишена надежды на его получение в дальнейшем, поскольку распоряжением Главы Туринского городского округа от ****** была незаконно снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В связи с изложенным, уточнив исковые требования, истица просит:

1). Признать недействительными:

Распоряжение главы Туринского городского округа № 1550-р от ******, в части.

-указания на то, что жилое помещение предоставляется семье С. в пункте 1;

- в части возложения на муниципальное учреждение «Туринский расчетно-кассовый центр» обязанности включения в договор социального найма с С. членом семьи     Субачевой М.В., в пункте 2;

- в части снятия с учета, в качестве нуждающейся в жилом помещении С., в пункте 3;

В договоре социального найма от ****** , признать недействительной запись, внесенную в подпункт 2 пункта 3,     о вселении в указанную в договоре квартиру, в качестве члена семьи С. и истицы Субачевой М.В.

2). Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области во внеочередном порядке приобрести за счет средств бюджета Свердловской области благоустроенное жилое помещение, располагающееся в черте <адрес> площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, для заключения договора социального найма с Субачевой М.В..

3). Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области передать указанное жилое помещение в муниципальную собственность Туринского городского округа для заключения договора социального найма с Субачевой М.В.

4). Обязать Администрацию Туринского городского округа предоставить переданное жилое помещение Субачевой М.В. на условиях договора социального найма.

В судебном заседании сама истица, и ее представитель иск поддержали. Представитель истицы - консультант аппарата уполномоченного по правам человека в Свердловской области Алферов В.А., в обоснование иска, привел доводы, изложенные в исковом заявлении. <данные изъяты> получение жилья.        

Представитель Администрации ТГО Туринского городского округа Рычкова Н.Н. иск не признала, как не признала его и представитель МКУ Туринского городского округа «Центр муниципальных услуг» Королева О.С.

<данные изъяты>.

<данные изъяты>.

Соответчики Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области просили суд рассмотреть дело в их отсутствии, В письменном отзыве его представитель просил отказать в иске, и указал, что процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирована «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 08.02.2011 года. Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что Министерство действительно является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот. Передача приобретенных и распределенных Министерством детям сиротам жилых помещений в муниципальную собственность осуществляется не министерством строительства и развития инфраструктуры, а Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, по аналогии с порядком, установленным в ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.     Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года N 84-ПП. Пунктом 11 Порядка установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в течение 10 рабочих дней с даты получения от ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» адресного перечня жилых помещений, построенных (приобретенных) для обеспечения детей-сирот, представляют в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства»Фонд Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам В соответствии с п. 12 Порядка Фонд на основании указанных Предложений органов местного самоуправления направляет в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений, на основании которых Министерством в свою очередь осуществляется подготовка приказов о распределении детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Обязанность, о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Требование истца о возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение, является требованием возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность дополнительную к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, регламентированной Порядком. Представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры.

Представитель Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, хотя соответчик был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Суд рассмотрел дело без участия данного соответчика.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд считает исковые требования Субачевой М.В.     подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, устанавливаются иные гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции Российской Федерации). В силу требований ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ семья и детство находится под защитой государства.

На основании ст.16,17 конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года гарантируется право ребенка на защиту жилищных прав со стороны государства.

Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются бесплатно, вне очереди. При этом исполнение положений данной нормы не могут ставиться в зависимость от наличия очередности лиц, имеющих право на внеочередной жилье.

В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

Частью 2 статьи 50 ЖК РФ установлено, что норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности социальным жильем в данном населенном пункте, предоставляемого по договорам социального найма. На территории Туринского городского округа в соответствии с постановлением главы МО Туринский район от ****** норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, Конституцию Российской Федерации относит предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 ст.72 Конституции РФ), что предполагает возложение ответственности за ее реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе, в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований ст.26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей - сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Как установлено в судебном заседании, в Свердловской области отсутствует закон о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям - сиротам жилых помещений, соответственно, надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу являются органы государственной власти Свердловской области.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Свердловской области от 13.11.2009 №1631 - ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» с 2010 года на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На указанное Министерство возложена обязанность предусматривать в своих расходах бюджетные средства областного бюджета для обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

В соответствии п.3 «Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

В силу п.12 указанного Порядка распределение детям сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени и отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании из материалов гражданского дела, Субачева М.В. является сиротой. Она родилась ****** в <адрес>. Имеет двух сестер, тоже детей сирот - С., ****** года рождения и С. ****** года рождения. Их отец - С. умер ******. Мать С. умерла ******. До смерти родителей они жили все вместе в квартире, в доме барачного типа, по адресу <адрес>.       По этому адресу она зарегистрирована с ****** по настоящее время, где и сейчас проживает.      После смерти матери, в соответствии с постановлением главы муниципального образования Туринского района от ****** над К. и ею была установлена опека, над А. - попечительство. Опекуном и попечителем была назначена их тетя - В.. Тетя забрала их к себе и они проживали у нее дома, а когда подросли, в ****** вернулись обратно в помещение на <адрес>, немного его подремонтировав. В соответствии с постановлением главы муниципального образования Туринский района от ****** (л.д.) лишь С. была поставлена на жилищный учет во внеочередном списке очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как сирота, с указанием в постановлении, что она имеет семью из трех человек, детей сирот. Тогда, как каждая из трех сестер имела право быть поставленной на учет, как ребенок сирота, и это не оспаривается представителем Администрации. С ****** по ****** истица училась в <данные изъяты> по очной форме обучения. Ее старшая сестра А. зарегистрирована с ****** и проживает своей семьей в предоставленной ей однокомнатной квартире по <адрес>, имеет малолетнюю дочь. Сестра К., имеющая < > летнюю дочь, проживает по <адрес> в подаренной ей дядей квартире, зарегистрировав право единоличной собственности, но оставаясь зарегистрированной в квартире по <адрес>..      Все сестры утверждали в суде, что еще до того, как они разъехались по разным квартирам, они, хотя и проживали совместно в <адрес>, в квартире умерших родителей, но вели раздельный бюджет, питались раздельно, поскольку у К. появился сожитель.     Доказательств обратного ответчиками не представлено. После многочисленных жалоб А. на не предоставление жилья, распоряжением главы Туринского ГО -р от ****** (л.д.) ей выделили отдельную однокомнатную квартиру. Но при этом включили в состав ее семьи и двух ее сестер, в том числе и истицу. Этим же распоряжением их всех сняли с регистрационного учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений. При этом не было учтено, что занимаемое Субачевой М.В. и ее сестрой А. жилое помещение по <адрес> признано было еще ****** непригодным для проживания, что подтверждено актом (л.д.). При предоставлении однокомнатной благоустроенной квартиры С.. другие ее две сестры не приглашались в КУИ Администрации, не выяснялось условий жизни каждой из них, как и того, являются ли они одной семьей, а той же А. был передан бланк заявления, в котором она от имени сестер указала, что они согласны на получение дополнительной жилой площади по <адрес>, при этом умолчав, что с учета они будут сняты.       

Из показаний свидетельницы Д. установлено, <данные изъяты>

<данные изъяты>.     

Суд считает, что незнание существующего законодательства как самими сиротами, так и опекуном их, и не разъяснение всех положений по предоставлению жилья такой категории граждан со стороны специалистов Администрации, занимавшихся этой работой, как и недобросовестное исполнение обязанностей опекунами, не может умалять права каждого из детей сирот, включая и истицу, на постановку ее на учет, и получение ею жилого помещения по договору социального найма, ибо другое истолкование нарушало бы права истицы, в частности ст. ст. 38 Конституции РФ, провозглашающей, что семья и детство находится под защитой государства, противоречило бы ст.16,17 конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года, где гарантируется право ребенка на защиту жилищных прав со стороны государства.

Давая оценку доводам представителя Правительства Свердловской области о том, что требования истца о предоставлении Субачевой М.В. жилого помещения в <адрес> не подлежат удовлетворению, суд не находит основанными на законе утверждения соответчиков о том, что принятием судебного решения ущемляются права других нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения по своей природе не предусматривает очередность исполнения закона прямого действия.

В силу ст.55 ч.3 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности.

Поскольку предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 8 Федерального закона от 21.12.96 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за счет расходных обязательств Свердловской области, относится к более оперативному и целевому по исполнению с учетом места жительства сироты, исковые требования в отношении Субачевой М.В. подлежат удовлетворению.

В нарушение указанных норм действующего законодательства Администрация Туринского ГО не поставила каждого из трех детей сирот на учет, а ограничилась постановкой лишь старшей сестры, включив остальных двух в состав ее семьи.

А в последствии, без достаточно полной проверки условий жизни каждой из сестер сирот, в связи с предоставлением из муниципального фонда однокомнатной квартиры старшей из сестер А., сняли с учета нуждающихся и всех других, оставив истицу проживать в непригодном для проживания помещении.     Доводы истицы и третьих лиц на стороне истца, о том, что они полагали постановку каждой на учет нуждающихся состоявшимся, суд считает убедительными. Именно с такими просьбами обращалась опекун несовершеннолетних. А представленное Администрацией заявление от имени С.., как старшей из сестер сирот, с внесением в него и двух ее младших сестер в качестве членов семьи, суд считает противоречащим действующему законодательству. На тот момент (****** - дата подачи заявления) и К. и С. являлись несовершеннолетними, поэтому не могли отстаивать свои права. Доводы истицы и третьего лица С. о том, что заявление, в силу юридической неграмотности С. было написано под диктовку сотрудника Комитета по управлению имуществом, стороной ответчиком не опровергнуто бесспорными доказательствами.       Ответчиками подтверждено в суде и то, что и опекун, и А., и С. писали многочисленные жалобы по поводу непредоставления им жилья, а затем и снятия с регистрационного учета нуждающихся в нем.     

Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и учрежденный им ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» до настоящего времени не приобрели за счет средств областного бюджета на обеспечение жильем Субачевой М.В., проживающей в непригодном для проживания помещении жилое помещение в соответствии с установленным законом порядком, соответственно, в этой части исковые требования подлежат удовлетворению и на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» судом возлагается обязанность по приобретению жилого помещения истице в <адрес> не ниже установленных социальных норм, не менее 15 квадратных метров на человека.

На основании изложенного, ст.ст.38,40 Конституции Российской Федерации, п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 2 постановления Правительства Свердловской области от 13.11.2009 №1631 - ПП «О главном распорядителе бюджетных средств», ст.ст.3,4, 5.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1). Признать недействительными:

Распоряжение главы Туринского городского округа от ******, в части.

Так недействительным признать:

-указание на то, что жилое помещение предоставляется семье С. в пункте 1;

- в части возложения на муниципальное учреждение «Туринский расчетно-кассовый центр» обязанности включения в договор социального найма с С. членом семьи     Субачевой М.В., в пункте 2;

- в части снятия с учета, в качестве нуждающейся в жилом помещении Субачевой М.В., в пункте 3;

В договоре социального найма от ****** , признать недействительной запись, внесенную в подпункт 2 пункта 3,     о вселении в указанную в договоре квартиру, в качестве члена семьи С. и истицы Субачевой М.В.

2). Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области во внеочередном порядке приобрести за счет средств бюджета Свердловской области благоустроенное жилое помещение, располагающееся в черте <адрес> площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, для заключения договора социального найма с Субачевой М.В..

                 3). Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области передать указанное жилое помещение в муниципальную собственность Туринского городского округа для заключения договора социального найма с Субачевой М.В..

                4). Обязать Администрацию Туринского городского округа предоставить переданное жилое помещение Субачевой М.В. на условиях договора социального найма.

В иске к другим ответчикам отказать.

Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы через канцелярию Туринского районного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Срок для обжалования судебного решения может быть восстановлен в случае его пропуска по уважительной причине. Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке только при условии его обжалования в апелляционном порядке.

Председательствующий судья:                                                  Ю.М.Столяров.

Решение, с его мотивировочной частью, изготовлено 28.09.2012 года.