РЕШЕНИЕ
15.03.2011 года г.Туринск.
Судья Туринского районного суда Столяров Ю.М.
При секретаре Павловой М.С.
С участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, его защитника Давыдовой О.В.
Помощника прокурора Туринского района Денисовой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Боталова Ю.В. на постановление ведущего специалиста - эксперта отдела геологического контроля и охраны недр, государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу Сафетдиновой А.М. о наложении на него, как на директора СПК <данные изъяты> административного наказания в виде штрафа в размере 31 000 рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего специалиста - эксперта отдела геологического контроля и охраны недр, государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу Сафетдиновой А.М. директор СПК <данные изъяты> Боталов Ю.В. признан виновным в том, что СПК <данные изъяты> осуществляет добычу подземных вод из трех скважин: 2522, расположенной в селе <адрес>, на территории животноводческой фермы на правом берегу реки Тура, скважины 5731, расположенной в д<адрес> в 300 метрах к югу от реки Сусатка, скважины №5731, расположенной в 400 метрах к северо-востоку от <адрес>, в 1 км от левого берега реки Сусатка, без лицензии на пользование недрами, в нарушение ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», и на него, как на директора СПК <данные изъяты> наложено административное наказание за нарушение ст. 7.3 ч.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 31000 рублей.
Считая данное постановление не законным, Боталов Ю.В. просит его отменить, а производство по административному делу прекратить.
В жалобе Боталов Ю.В. указал, что СПК использует подземные воды из трех скважины, которые расположены на землях собственников земельных паев- членов кооператива, которые передали эти участки в доверительное управление СПК <данные изъяты> сроком на 5 лет. На момент вынесения постановления и на момент рассмотрения жалобы этот срок не истек. Вода из этих скважин используется исключительно для нужд хозяйства, а именно для поения скота на фермах, и не используется для питьевых целей. Все три скважины расположены в первом от поверхности водоносном горизонте, забор воды осуществляется с помощью простейших насосов. Считает, что при вынесении постановления эти обстоятельства административным органом не были учтены. Также считает, что постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку прокуратура получила сведения от налогового органа об эксплуатации этих скважин в сентябре 2010 года, а административное производство было возбуждено лишь 28.10.2010 года. Причем, по одному и тому же факту оно возбуждалось дважды (еще и от 9.11.2010 года). Административное наказание наложено с нарушением его права на защиту, поскольку о переносе рассмотрения административного дела на 27.12.2010 года он не был извещен и не мог представить административному органу все свои возражения.
Проверив материалы дела, выслушав доводы защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Давыдовой О.В., поддержавшего жалобу, нахожу постановление должностного лица Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу не обоснованным.
На основании п. 4 ст. 1, п. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; к подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод; водоносные горизонты.
Согласно п. 6 ст. 5 Водного кодекса РФ границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Из смысла данных норм следует, что правоотношения, связанные с добычей подземных вод, регулируются законодательством о недрах.
В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Статьей 11 Закона о недрах и п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, определено, что недра предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
В Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 "По применению Положения о порядке лицензирования пользования недрами" (далее - Инструкция) рассмотрены особенности применения указанного Положения при предоставлении в пользование участков недр для добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.
Инструкция применяется при предоставлении лицензий на право пользования недрами по следующим направлениям деятельности:
- добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с целью их последующего использования;
- извлечения подземных вод при проведении осушительных, водопонизительных и природоохранных мероприятий (п. 1.2 Инструкции).
Таким образом, по общему правилу на осуществление добычи подземных вод необходимо получение лицензии ( Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.05.2010 по делу N А27-26050/2009, ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2007 по делу N А26-5555/2006-24, ФАС Уральского округа от 16.10.2007 N Ф09-8417/07-С1).
В качестве исключения в п. 1.3 Инструкции указано, что не требуется оформления лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
Из приведенного выше следует, что согласно действующему законодательству, на добычу подземных вод необходимо получение лицензии. Исключение составляют случаи добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, СПК <данные изъяты> осуществляет забор подземных вод из трех водозаборных скважин для сельскохозяйственных нужд, без лицензий. Этот факт не оспаривает и директор юридического лица.
Суд проверил доводы Боталова и его защитника о том, что на него дважды возбуждалось дело об административном правонарушении. Повторное постановление составлено было в связи с возвращением дела органом, правомочным принимать решения о наложении административного наказания на дооформление. Это предусмотрено КОАП РФ, поэтому данное обстоятельство не является основанием для изменения или отмены постановления.
О факте использования скважин для забора воды СПК <данные изъяты> без лицензии налоговый орган сообщил в прокуратуру Туринского района письмом от ****** года, что подтверждено копией письма, представленного помощником прокурора Денисовой. На данном письме имеется виза прокурора, датированная ****** года (л.д.№). Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено было 28.10.2010, а затем от 9.11.2010 года. Административное наказание наложено 27.12.2010 года, то есть более, чем через три месяца со дня выявления факта правонарушения органами прокуратуры, что является нарушением КоАП РФ.
Статья 4.5 КоАП РФ предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечение трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства, в том числе, об охране окружающей среды, по истечение 1 года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Правонарушение, предусмотренное ст. 7.3 ч.1 КоАП РФ, относится к категории длящихся, и оно не включено в в главу «Об охране окружающей среды», а находится в главе 7 « Административные правонарушения в области охраны собственности».
Кроме того, защитником Боталова Ю.В. представлено судье гидрогеологическое заключение №18827 от 4.03.2011 года, утвержденное генеральным директором ОАО «Уралгидроэкспедиция», из которого следует, что скважины капируют первый от поверхности нижнеэоцеовый водоносный горизонт перекрытый с поверхности толщей водоупорной глины ирбитской и чеганской свит мощностью от 37 до 51 м. Вскрытая мощность водовмещающих опок составила от 14 до 29 м. Дебит скважин при строительной откачке составлял 1,5 и 2,0 дм куб/с при понижении уровня 2 и 11 м., пьезометрический уровень зафиксирован на глубине 4,5 и 9 м. Наличие верхней части разреза глинистой толщи мощностью свыше 37 м свидетельствует о надежной защите водоносного горизонта от загрязнения с поверхности и позволяет 1 пояс зоны санитарной охраны установить радиусом 30 м (САНПиН 2.1.4.1110-2.п.2.2.1.1) (л.д.147-148)
Статья 19 ФЗ « О недрах» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ) указывает на то, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
В п. 1.3 Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» утвержденной Роскомнедра 14.04.1994 года (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.1994 года №583) указано, что не требуется оформления лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников). Это относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов. Согласно представленных Боталовым судье договоров доверительного управления и акта передачи от 22.04.2006 года, недвижимым имуществом, земельные доли членов кооператива, на которых и расположены все три скважины, переданы в доверительное управление СПК <данные изъяты> сроком на 5 лет. Этот срок не истек и на момент рассмотрения жалобы.
Никаких доказательств опровергающих то, что добыча подземных вод осуществляется не на землях землевладельцев, не из первого от поверхности водоносного горизонта, что водозабор из этих скважин может являться источником централизованного водоснабжения, а используется не для удовлетворения нужд хозяйства в материалах дела нет. Нет доказательств и того, что отбор подземных вод из них осуществляется не с помощью простейших водозаборных сооружений (малодебитные скважины). Дебит скважин, как указано в заключении, мал (составляет лишь 1,5 и 2 дм куб/с), используются они не для целей централизованного водоснабжения, а для поения скота на трех небольших по численности скота фермах.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, на основании положений ст. 24.5 п.2 и 6 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении ведущего специалиста - эксперта отдела геологического контроля и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу от 27.12. 2010 года в отношении директора СПК <данные изъяты> Боталова Ю.В. отменить, а производство по административному делу прекратить.
Решение в 10 дней может быть обжаловано в Свердловский областной суд, но через Туринский районный суд.
Судья Ю.М.Столяров.