Решение не обжаловано, вступило в законную силу.



2-450/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                           с.Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Бабушкина С.А.,

при секретаре       Сурковой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Григорьевой С.Ю. к администрации МО «Турочакский район» об отмене решения жилищной комиссии и восстановлении права на получение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Григорьева С.Ю. в лице представителя по доверенности Валентей Т.Н. обратилась в Турочакский районный суд Республики Алтай с исковым заявлением к администрации МО «Турочакский район» об отмене решения жилищной комиссии администрации МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ и восстановлении права на получение жилья. Требования мотивированы тем, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, мать отказалась от нее в роддоме. Она проживала с отцом в <адрес> до его смерти, после чего в ДД.ММ.ГГГГ была направлена в Манжерокский детский дом, в ДД.ММ.ГГГГ в Горно-Алтайскую спецшколу-интернат, в ДД.ММ.ГГГГ в Мамонтовский дом-интернат, где она находилась ДД.ММ.ГГГГ, была на полном государственном обеспечении. В 2004 году ей исполнилось 17 лет, и она начала самостоятельную жизнь, жила на квартирах и в интернате ей не говорили о ее правах на жилье, поэтому она и не обращалась. При обращении в администрацию Турочакского района о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением она получила отказ ввиду утраты статуса лица из числа детей-сирот в силу достижения возраста 24 лет на дату обращения, с чем она не согласна. Статья 40 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется право на жилище. Согласно ст.149 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. На основании и ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Администрация МО «Турочакский район» надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания. Представитель администрации МО «Турочакский район» в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, и не просил о разбирательстве дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - руководитель Отдела труда и социального развития администрации МО «Турочакский район» Манжосова С.И. надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, и не просила о разбирательстве дела в ее отсутствие.

Суд с учетом мнения истца, его представителя, в соответствии со ст. 257 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся представителей - администрации МО «Турочакский район», представителя заинтересованного лица Отдела труда и социального развития администрации МО «Турочакский район» Манжосовой С.И..

В судебном заседании истец поддержала требования на доводах и по основаниям искового заявления и дополнительно пояснила, что в <адрес> приехала из <адрес>. Ранее в жилищную комиссию для получения жилья или субсидии для его приобретения, не обращалась, так как ей никто не разъяснял ее права. Она пишет и читает плохо, в быту адаптирована плохо, в настоящее время она не имеет своего жилья, при обращении ДД.ММ.ГГГГ в жилищную комиссию администрации МО «Турочакский район» ей было отказано в постановке на учет по причине того, что у нее нет документов, что она относится к числу детей оставшихся без попечения родителей и ей при обращении уже больше 23 лет. Она инвалид детства и умственно отсталая в связи с чем не может в полной мере понимать свои права и осуществлять их. С заявлением она ранее не обращалась.

Представитель истца, действующая на основании доверенности, Валентей Т.Н., поддержала требования на доводах и по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснила, что в дом-интернат для умственно отсталых детей истца забрали в 6 лет, где она и находилась до 17 лет. Истец является инвалидом детства, в силу своего умственного и психического развития, до достижения 23 лет не проживала на территории Турочакского района, право обратиться в жилищную комиссию для получения жилья или субсидии для его приобретения, ей никто не разъяснял. В Турочакском районе, в очереди на бесплатное получение жилья она должна была стоять с 1994 года, когда она находилась в доме-интернате, то самостоятельно не могла встать на учет для получения жилья. <данные изъяты>. При обращении 15 февраля 2011 года в жилищную комиссию администрации МО «Турочакский район» ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку на момент обращения ей уже было больше 23 лет. С заявлением она ранее не обращалась.

Суд, выслушав пояснения истца, его представителя, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Из материалов дела установлено следующее, что согласно свидетельства о рождении серия <данные изъяты> выданного Налобихинским сельским Советом Косихинского района Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ, Григорьева С.Ю. родилась в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, родителями записаны Григорьев Ю.Н., Кротова Н.И..

В соответствии со свидетельством о смерти, Григорьев Юрий Николаевич умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Согласно паспорта серия ТП в с. Мамонтово межрайонного отдела УФМС России по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ, Григорьева С.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в Гордеевском сельсовете Троицкого района Алтайского края. Из свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ ТП ОФМС РФ по Республике Алтай в Турочакском районе Григорьева С.Ю. имеет регистрацию по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы администрации МО «Турочакский район» над Григорьевой С.Ю. установлен патронаж над совершеннолетней, и помощником назначена Валентей Т.Н., с которой заключен через Отдел труда и социального развития администрации МО «Турочакский район» договор.

Из индивидуальной программы реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, справки от ДД.ММ.ГГГГ, пенсионного удостоверения , следует, что Григорьева С.Ю. является инвалидом с детства второй группы, имеет ограничения второй степени на способности к общению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением.

Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии администрации МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что рассматривалось заявление Григорьевой С.Ю. ДД.ММ.ГГГГ рождения от ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия решила отказать Григорьевой С.Ю., в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст. 57 ЖК РФ случаев. В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах…

На основании ст. 8 выше указанного закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Согласно п. 7, п. 12 Приложения № 6 к Постановлению Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 316 «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …», основанием для принятия решения о постановке на учет по обеспечению вне очереди жилыми помещениями для детей-сирот являются заявление законного представителя о предоставлении ребенку-сироте, ребенку, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения или заявление лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения в жилищную комиссию муниципального образования. Право получения жилищных субсидий имеют дети-сироты, состоящие на учете в органах местного самоуправления, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которым на момент постановки на учет не исполнилось 23 года.

Как следует из Постановления Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 316 и Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, его положение распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Суд считает установленным, что Григорьева С.Ю. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в соответствии с законом, должны обеспечиваться, вне очереди, органами исполнительной власти жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Факт нахождения истца в специализированных интернатах - КГСУСО «Масальский психоневрологический интернат», КГСУСО «Мамонтовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», свидетельствует о том, что она отстает в своем психическом развитии и нуждается в посторонней помощи.

На основании ч. 1 ст. 112 ГПК РФ, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В жилищную комиссию администрации МО «Турочакский район» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Григорьева С.Ю. обратилась по истечении 9 месяцев со дня достижения ею 23 летнего возраста. Учитывая состояние здоровья Григорьевой С.Ю., незначительность пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет, суд, в целях защиты прав Григорьевой С.Ю., считает необходимым признать решение жилищной комиссии администрации МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, восстановить Григорьевой С.Ю. ее право на внеочередное получение жилья, либо безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

На основании, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Требования Григорьевой С.Ю., удовлетворить.

Признать решение жилищной комиссии администрации МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Восстановить Григорьевой С.Ю. ее право на внеочередное получение жилья, либо безвозмездной субсидии на приобретения жилья.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через суд Турочакского района.

Председательствующий - судья                                С.А. Бабушкин