Решение не обжаловано, вступило в законную силу.



        2-446/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                           с.Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Машковой О.И.,

при секретаре                              Вайзингер М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Абашева М.С. к муниципальному учреждению здравоохранения муниципального образования «Турочакский район» «Турочакская центральная районная больница» о возмещении морального вреда, причиненного некачественным оказанием медицинских услуг,

УСТАНОВИЛ:

Абашева М.С. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения муниципального образования «Турочакский район» «Турочакская центральная районная больница» о возмещении морального вреда, причиненного некачественным оказанием медицинских услуг в сумме 500 000 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов истица, находившаяся в состоянии беременности, была доставлена в Турочакскую центральную районную больницу с кровотечением и подозрением на тотальную отслойку плаценты и гибель плода. В 13 часов проведена операция «кесарево сечение». При ведении беременности акушерами-гинекологами соматический и гинекологический статус беременной описан не полностью, исследование крови на АПФ, ХГЧ, системы гемостаза не проводилось, обследования и консультации иных необходимых специалистов не проводились. Кроме того, после операции «кесарево сечение» в связи с отслойкой плаценты и гибелью плода, истицу необходимо было госпитализировать в отделение реанимации с обеспечением круглосуточного врачебного наблюдения и лабораторного контроля. Эти мероприятия врачами МУЗ «Турочакская ЦРБ» не были выполнены. После операции у Абашева М.С. развилась острая почечная недостаточность, при своевременной и в полном объеме инфузионной терапии данных последствий не последовало бы. В результате некачественного оказания медицинских услуг, оказанных в Турочакской районной больнице при поступлении истицы, проведении ей операции и проведения лечения в послеоперационном периоде, у Абашева М.С. развилось заболевание - хроническая почечная недостаточность, в результате чего она является инвалидом второй группы. В связи с данным заболеванием истец лишена возможности вести полноценный образ жизни, в том числе осуществлять трудовую деятельность, в полном объеме выполнять домашние работы и не зависеть всю оставшуюся жизнь от проблем с заболеванием, которое ограничивает ее в употреблении продуктов, обязывает систематически употреблять медицинские препараты, что сильно сказывается на ее душевном состоянии и доставляет ей нравственные страдания. Также истец просит взыскать с ответчика расходы, понесенные в связи с удостоверением доверенности нотариусом, в сумме 500 рублей.

В судебном заседании истец Абашева М.С. исковые требования поддержала в полном объеме на основаниях и доводах, изложенных в заявлении, подтвердила пояснения, данные в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, где пояснила, что в 2009 году на тридцатой неделе беременности она ушла в декретный отпуск. ДД.ММ.ГГГГ сдала все анализы, акушерка ей сказала, что результаты анализов хорошие. ДД.ММ.ГГГГ утром открылось кровотечение, она пошла в больницу, около 9 часов 30 минут утра она была уже в больнице, где ей стало ещё хуже. Ее сразу же направили в хирургию, там, видимо, она теряла сознание, точно не помнит. Как потом узнала, после обеда ее прооперировали. В больнице ее принимала акушерка Абашева О.В., врач Тетевосян С.Л. ее не смотрел, в хирургию ее унесли на носилках. После операции к ней три дня никто из врачей не подходил. Начались отеки. Анализ мочи был взят катетером на следующий день после операции. Она говорила, что ей плохо, тело было ватное, из реанимации ее перевели в хирургическое отделение, там ДД.ММ.ГГГГ ее осмотрела врач-терапевт Сергеева З.Л. и назначила анализы крови и мочи. 11 апреля ее направили в город, где 1,5 недели она пролежала в реанимации и прошла 6 курсов гемодиализа. Потом ее перевели в гинекологическое отделение, где она пролежала 2 недели, после чего перевели в терапевтическое отделение, там она пролежала ещё 2 недели, где ее обследовали, лечили, и у нее стала работать одна почка. Выписалась из больницы через полтора месяца. Дома также лечилась по назначению врача, принимала лекарства, анализы стали лучше. На данный момент у нее развилась язвенная болезнь желудка, гастрит, в ходе устного разговора с врачом из терапевтического отделения республиканской больнице ей пояснили, что язвенная болезнь образовалась из-за приема лекарств. 2 года назад ей была назначена 2 группа инвалидности, которая в 2011 году подтвердилась третий раз. Она сейчас не работает по состоянию здоровья, раньше работала пекарем, и ей предложили уволиться по собственному желанию, поскольку на предприятии нет условий для инвалидов. В результате инвалидности она потеряла любимую работу, дома все, что связано с тяжелой работой, делают дети. Материально стали жить хуже, зарплата у нее была ниже назначенной пенсии, однако сейчас пенсию тратит на лекарства. В питании она ограничена, поскольку готовит себе отдельно диетические блюда.

Представитель истца Руфина Е.А. в судебном заседании исковые требования Абашева М.С. поддержала в полном объеме, подтвердила пояснения, данные в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, где показала, что ненадлежащим оказанием медицинских услуг был причинен ущерб здоровью Абашева М.С., вследствие чего она стала инвалидом 2 группы. Если бы Абашева М.С. своевременно был установлен диагноз - «гестоз», то не произошла бы отслойка плаценты, и возможно было бы рождение ребенка. Ребенка не удалось спасти, и была проведена операция, чтобы спасти жизнь матери. После операции Абашева М.С. необходимо было влить до 1,5 литров крови, этого сделано не было и, как указал эксперт, у неё появились необратимые последствия - почечная недостаточность. Абашева М.С. не может работать, не может чувствовать себя полноценным человеком, дома не может выполнять работу, у неё большой земельный участок, она не может ни копать, ни носить тяжести. В результате употребления лекарственных препаратов у нее развилось побочное явление - язвенная болезнь. Она не может полноценно питаться, находится на диете. Фактически некачественное оказание медицинских услуг имело место, и Абашева М.С. имеет право на возмещение морального вреда.

Ответчик - МУЗ «Турочакская ЦРБ» - надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, представитель ответчика в судебное заседание не явился, от главного врача МУЗ «Турочакская ЦРБ» Пальчиков В.С. поступило заявление об отложении судебного заседания в связи с отсутствием основного представителя ответчика - начмеда Тришина М.Н. (вызов в МЗРА ДД.ММ.ГГГГ).

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца и его представителя, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, поскольку суду не представлены доказательства уважительности причин неявки представителя ответчика в судебное заседание.

Представитель ответчика Тришина М.Н. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Абашева М.С. не признала, пояснила, что был факт небрежного составления документов при наблюдении и лечении Абашева М.С., за это должностные лица учреждения были наказаны в дисциплинарном порядке. Однако это не является основанием считать, что были оказаны ненадлежащие медицинские услуги. В заключении экспертов сказано, что у возрастных беременных с многократными беременностями и родами в анамнезе, даже при проведении своевременного и адекватного лечения развившегося гестоза не исключена возможность возникновения указанных последствий в виде развития отслойки плаценты и гибели плода. О том, что врачом акушером-гинекологом, проводящим операцию кесарево сечение, был недооценен объем кровопотери у Абашева М.С. - это не утверждение, а предположение экспертов. Судя по истории болезни, необходимости проводить инфузионную терапию не было. При поступлении Абашева М.С. в МУЗ «Турочакская ЦРБ» у неё, на основании жалоб и клинических симптомов, правильно было установлено наличие тотальной отслойки плаценты с антенатальной гибелью плода. В связи с развитием указанных осложнений, беременной по жизненным показаниям, своевременно была проведена операция - кесарево сечение. В случае непроведения или запоздалого проведения данного оперативного вмешательства, у Абашева М.С. было возможно развитие летального исхода вследствие обильной кровопотери и (или) септических осложнений. Отслойка плаценты и гибель плода даже при проведении своевременного лечения возможна, так как это возрастная беременность. Развитие заболевания произошло не по вине работников Турочакской ЦРБ. При предыдущих родах она предупреждала Абашева М.С. о том, что ей больше нельзя рожать, поскольку у Абашева М.С. было более 10 родов, каждыми последующими родами утоньшаются стенки матки, матка не может полноценно питать ребенка, не может выполнять свои функции. Более того после 35 лет в 20 раз увеличивается риск у новорожденных врожденных аномалий. Абашева М.С. на момент последней беременности было более 40 лет. Беременность была опасна либо для нее, либо для плода. Судя по записям в истории болезни, Абашева М.С. после операции, 07 апреля и ДД.ММ.ГГГГ, была осмотрена дежурным врачом, первый анализ мочи взят ДД.ММ.ГГГГ, хотя должен быть взять либо 07 апреля, либо 08 апреля. Однако считает, что между несвоевременным взятием анализов мочи и развившейся почечной недостаточностью отсутствует причинно-следственная связь. Хроническая почечная недостаточность у Абашева М.С. возникла не вследствие ненадлежащего оказания медицинских услуг, а именно вследствие болезни - тотальной отслойки плаценты с гибелью плода.

Выслушав пояснения истца и его представителя, изучив материалы дела, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Как усматривается из материалов дела и пояснений сторон, Абашева М.С., 1965 года рождения, доставлена в стационар МУЗ «Турочакская ЦРБ» по экстренным показаниям. Диагнозы клинический и заключительный клинический «Беременность 28 недель. Сочетанный гестоз средней степени тяжести. Тотальная отслойка плаценты. Антенатальная гибель плода». ДД.ММ.ГГГГ Абашева М.С. проведена экстренная операция - кесарево сечение. Провела в стационаре 4 койко-дня. ДД.ММ.ГГГГ пациентка переведена в реанимационное отделение республиканской больницы. Из заключения судебно-медицинской экспертизы, проведенной судебно-медицинской комиссией экспертов КГУЗ «Алтайское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» по материалам уголовного дела , возбужденного по факту неоказания медицинской помощи Абашева М.С., усматривается следующее:

При поступлении Абашева М.С. в МУЗ «Турочакская ЦРБ» у нее, на основании жалоб и клинических симптомов, правильно было установлено наличие тотальной отслойки плаценты с антенатальной гибелью плода. В связи с развитием указанных осложнений, беременной по жизненным показаниям, своевременно была проведена операция - кесарево сечение. После проведения операции кесарева сечения в связи с тотальной отслойкой плаценты с антенатальной гибелью плода, Абашева М.С., согласно стандартам ведения подобных больных, необходимо было сразу госпитализировать в отделение анестезиологии и реанимации (или палату интенсивной терапии) с обеспечением круглосуточного врачебного наблюдения (каждые 2-4 часа) и лабораторного контроля (неоднократные общие анализы крови и мочи, биохимические анализы крови, контроль за системой гемостаза), с привлечением при необходимости врачей разных специальностей (терапевт, невролог и пр.) - для своевременной диагностики и лечения различных патологических изменений состояния здоровья больной. Эти мероприятия не были выполнены врачами МУЗ «Турочакская ЦРБ».

Также экспертная комиссия считает необходимым отметить, что врачом акушером-гинекологом, проводящим операцию кесарево сечения, был недооценен объем кровопотери у Абашева М.С. (указан как 500 мл). Тогда как при подобных случаях (выполнение кесарева сечения по поводу тотальной отслойки плаценты, с наличием гематомы по всей ее поверхности), согласно врачебной практике, общий объем кровопотери составляет не мерее 1-1,5 литров, что требует проведения интенсивной инфузионно-трансфузионной терапии. Данная терапия должна быть проведена в течение первых 1-1,5 часов после развития кровопотери. При этом, при вышеуказанном значительном объеме кровопотери (не менее 1-1,5 литров) у Абашева М.С., общий объем инфузии должен быть не менее трех литров. Организационно-техническое проведение данных мероприятий возможно в условиях центральной районной больницы. По единственному анализу крови у Абашева М.С. от ДД.ММ.ГГГГ (на 2-й день после операции), где отмечено снижение уровня гемоглобина, невозможно судить об объеме кровопотери. Для точной его оценки и, следовательно, определения количества и состава инфузионной терапии (в том числе, гемотрансфузии), необходимо в совокупности учитывать результаты анализов крови (проведенных неоднократно в течение суток) и клинические данные (пульс, величина АД и пр.) при динамическом наблюдении за больной.

В представленных медицинских документах отсутствуют клинические симптомы, лабораторные и инструментальные данные, свидетельствующие о том, что у Абашева М.С. до ДД.ММ.ГГГГ имелись какие-либо патологические изменения со стороны мочевыводящей системы.

Анализируя данные представленных медицинских документов, судебно-медицинская экспертная комиссия приходит к выводу о том, что у беременной вследствие позднего гестоза с тотальной отслойкой плаценты и значительной кровопотерей развилась острая почечная недостаточность. Проведение своевременной и в полном объеме инфузионной терапии, как правило, приводит к купированию этого осложнения. В данном случае, в связи с отсутствием должного клинического и лабораторного контроля за состоянием здоровья Абашева М.С. в послеоперационный период (с 07 по ДД.ММ.ГГГГ) проведением несвоевременного, неадекватного по количественному и качественному составу лечения врачами МУЗ «Турочакская ЦРБ», у больной сформировались необратимые органические изменения в ткани почек, с переходом в дальнейшем в хроническую почечную недостаточность (с. 38-39 заключения).

При прохождении освидетельствования в Бюро медико-социальной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ Абашева М.С. впервые была установлена вторая группа инвалидности с основным диагнозом «Нефропатия неясного генеза. Хроническая почечная недостаточность. Симптоматическая гипертензия. Последствия кесарева сечения от ДД.ММ.ГГГГ, осложненного преждевременной отслойкой плаценты. Стойкие выраженные нарушения функции выделения, кровообращения» (с. 37 заключения).

Из материалов дела усматривается, что Абашева М.С. ежегодно продлевается срок установленной инвалидности.

Согласно Выписки из истории болезни , выданной терапевтическим отделением ГУЗ «Горно-Алтайская республиканская больница» от ДД.ММ.ГГГГ, Абашева М.С. установлен диагноз: «Хроническая болезнь почек. Ухудшение».

Исходя из заключения судебно-медицинской экспертизы, суд считает, что между причиненным Абашева М.С. вредом здоровья в виде хронической почечной недостаточности и несвоевременным и некачественным оказанием ей медицинских услуг врачами МУЗ «Турочакская ЦРБ» имеется причинно-следственная связь, в связи с чем требования истца о возмещении морального вреда подлежат удовлетворению.

Согласно справок сельской администрации Турочакского сельского поселения МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ, Абашева М.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживает по адресу: <адрес>, имеет состав семьи: дети - Левичева Г.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Левичева А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Левичева Т.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Левичева Н.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Левичев Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Имеет личный приусадебный участок площадью 0,16 га, на котором в 2011 году выращиваются картофель, овощи.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Учитывая степень нравственных страданий истицы, выразившихся в невозможности вести полноценный образ жизни, имущественное и финансовое положение ответчика, исходя из требования справедливости и разумности, суд считает необходимым удовлетворить требования о компенсации морального вреда, причиненного истцу Абашева М.С., в сумме 150 000 рублей.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, с учетом этого с ответчика подлежат взысканию судебные издержки в виде оплаты за услуги нотариуса по удостоверению доверенности в сумме 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Абашева М.С. удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения муниципального образования «Турочакский район» «Турочакская центральная районная больница» в пользу Абашева М.С. денежную компенсацию в возмещение морального вреда, причиненного некачественным оказанием медицинских услуг, в сумме 150 000 рублей, и судебные издержки в сумме 500 рублей, всего взыскать 150 500 (сто пятьдесят тысяч пятьсот) рублей.

В удовлетворении исковых требований Абашева М.С. о компенсации остальной суммы морального вреда в размере 350 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через суд Турочакского района.

Председательствующий - судья      О.И.Машкова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Машкова О.И.