Судебный акт не обжалован, вступил в законную силу.



                                  2-9/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                         с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующий судья Бабушкин С.А.,

при секретаре      Сурковой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Дудукин Д.А. к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Республике Алтай о признании незаконным решения и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Дудукин Д.А. обратился в Турочакский районный суд с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Республике Алтай о признании отказа в учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером незаконным; обязании Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Алтай произвести учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с вида разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства на вид разрешенного использования - для строительства объектов сельскохозяйственного назначения; взыскании с Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Алтай судебных расходов в размере 10200 рублей, из которых 200 рублей государственная пошлина и 10000 рублей расходы на оплату услуг представителя.

Требования мотивированы тем, что заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. При подписании акта приема-передачи земельного участка на праве аренды и детальном его осмотре, выяснилось, что использовать участок возможно только для строительства каких-либо строений необходимых для сельскохозяйственного производства. Заявитель обратился в администрацию МО «Турочакский район» с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Администрация МО «Турочакский район» направила соответствующие документы в сельскую администрацию Артыбашского сельского поселения, которая, в свою очередь, приняла постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», указанный участок стало возможно использовать для строительства объектов сельскохозяйственного назначения. ДД.ММ.ГГГГ в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Республике Алтай (далее орган кадастрового учета), было отправлено постановление сельской администрации Артыбашского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ. Эти документы являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с п. 3 ст. 16 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В данном случае информационное взаимодействие между органами власти носит уведомительный характер и законом не предусмотрено никаких оснований для отказа в кадастровом учете изменений объекта недвижимости. Вместо осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, орган кадастрового учета принял решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости», на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Данный отказ нарушает право истца на получение законного решения по поданному заявлению.

В судебном заседании Дудукин Д.А., поддержал требования на доводах и по основаниям, изложенным в заявлении, и дополнительно пояснил, что никаких нарушений в представленных в орган кадастрового учета документах не было. В сельскую администрацию Артыбашского сельского поселения он не обращался, обращался только в администрацию МО «Турочакский район». Постановление, для внесения изменений вида разрешенного использования, в орган кадастрового учета направляла администрация МО «Турочакский район», сельская администрация Артыбашского сельского поселения в орган кадастрового учета не обращалась. УФРС в Единый государственный реестр внесены изменения, но органом кадастрового учета в учете изменений заявителю отказал. Отказом нарушены его права, поскольку он является арендатором указанного земельного участка.

Представитель Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Алтай Лесников А.Н., действующий на основании доверенности, требования не признал полностью на доводах и по основаниям отзывов и дополнительно пояснил, что в орган кадастрового учета обратилась администрация МО «Турочакский район» с постановлением Артыбашской сельской администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка. По поступившему постановлению Артыбашской сельской администрации было принято решение об отказе в учете изменений по основаниям ст.27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку обратилось ненадлежащее лицо.

В судебном заседании свидетель Гуляева Е.В. пояснила, что работает специалистом Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Алтай. К ней поступило в обработку постановление Артыбашской сельской администрации об изменении вида разрешенного использования (в копии) и сопроводительное письмо главы района Болтухина Н.Я., о направлении в их адрес постановления. Она, рассмотрев материалы, изготовила проект решения о внесении изменений вида разрешенного использования и кадастровую выписку, и все направило лицу, уполномоченному на принятия решения, а именно Бильда С.В.. После этого Бильда ей позвонила и сказала, что не согласна с проектом решения, поскольку оно не законное и необходимо вынести решение об отказе в учете изменений, и пояснила почему. Она согласилась с мнением Бильды и изготовила проект решения об отказе и также направила его Бильде. Она не уполномочена подписывать решения и только готовит проекты решений и кадастровые выписки. Когда она направила первый проект решения то в электронный реестр внесла, что принято решение, но поскольку решения подписывает Бильда и ставит на решении номер, который берет по порядку из регистрационно-контрольной формы, то она указала решение без номера.

В судебном заседании Бильда С.В. пояснила, что работает инженером I категории отдела приема и выдачи документов Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Алтай в Турочакском районе. Проекты решений и кадастровые выписки ей подготавливала Гуляева, а она как лицо уполномоченное на принятие решения подписывала решения, присваивала им номер из регистрационно-контрольной формы. По постановлению Артыбашской сельской администрации в внесении изменений вначале было решение о внесении изменений и кадастровая выписка. Решение она не подписывала и почему подписала кадастровую выписку и направила в УФРС не знает, но не должна была этого делать, поскольку вначале принимается решение, а затем только готовиться выписка с изменениями. Рассмотрев поступившие материалы она увидела нарушения и приняла решение об отказе в учете изменений. Из-за ее ошибки, в Единый государственный реестр были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, но при объединении баз данных в 2012 году эти сведения будут приведены в соответствии с их базой и ошибка будет устранена.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, свидетелей, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что требования Дудукин Д.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 46 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.

Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию), должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Из материалов дела установлено следующее, что согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ Дудукин Д.А. обратился в администрацию МО «Турочакский район» с просьбой об изменении вида разрешенного использования у земельного участка с кадастровым номером с - личного подсобного хозяйства, на вид - для строительства объектов сельскохозяйственного назначения.

Согласно Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, главы Артыбашского сельского поселения Семухина А.Ю. «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», вид разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, у северо-западной границы с. Артыбаш, кадастровый номер , общей площадью 2095 м. кв., с вида разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, изменен на вид разрешенного использования - для строительства объектов сельскохозяйственного назначения.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Порядок информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости определены ст. 15 Закона о кадастре и Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 года № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости».

Таким образом, кадастровый учет изменений сведений государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка, возможен либо по заявлению правообладателя земельного участка с приложением копии соответствующего документа, либо в порядке информационного взаимодействия посредством направления в орган кадастрового учета соответствующего документа (копии документа) с сопроводительным письмом (п. 3 Приложения).

Согласно пояснений главы Артыбашского сельского поселения Семухина А.Ю. сельская администрация Артыбашского сельского поселения приняла Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» на основании обращения администрации Турочакского района и в соответствии с генеральным планом с. Артыбаш. В местоположении данного земельного участка по генеральному плану с. Артыбаш предусмотрена селитебная территория - использование земель, как для сельскохозяйственного производства, так и для строительства. Постановление было направлено в Администрацию Турочакского района для дальнейшей подачи в ФБУ «Кадастровая палата» по Республике Алтай, для изменения вида разрешенного использования, т.к. администрация Турочакского района является правообладателем указанного земельного участка. Доверенность администрации Турочакского района по информационному взаимодействию с ФБУ «Кадастровая палата» по Республике Алтай, не выдавалась.

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ главы МО «Турочакский район» Болтухина Н.Я., на имя Бильда С.В. в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по адресу: <адрес>, следует, что направлена копия Распоряжения сельской администрации Артыбашского сельского поселения «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», от ДД.ММ.ГГГГ. Цель направления копии постановления в сопроводительном письме не указана.

Согласно п. 12 Положения «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 618, орган государственной власти или орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета принятые в пределах их компетенции решения, в связи с которыми требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, указанные в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

На основании ч. 8 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения.

С учетом изложенного, суд считает, что у администрации МО «Турочакский район» не имелось оснований и полномочий для направления в орган кадастрового учета постановления сельской администрации Артыбашского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Алтай, на основании рассмотрения сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ , Распоряжения главы администрации Артыбашского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , имеющих регистрационный номер 0403/104/11-495 от ДД.ММ.ГГГГ, в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 04:03:090202:312, расположенного по адресу: <адрес>, отказано, на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Из ч. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», следует, что Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

На основании п.п. 2, 5 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.

Из материалов дела и пояснений главы сельской администрации Артыбашского сельского поселения, следует, что Глава МО «Турочакский район» не наделен полномочиями по представлению интересов администрации Артыбашского сельского поселения, таким образом, в орган кадастрового учета для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости о разрешенном использовании земельного участка, в порядке информационного взаимодействия обратилось ненадлежащее лицо.

С учетом изложенного, когда в орган кадастрового учета в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Положения «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», в порядке информационного взаимодействия обратилось ненадлежащее лицо, то орган кадастрового учета обоснованно вынес решение об отказе в учете изменений, в связи с чем, требования заявителя в части признания отказа в учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером принятого Федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по Республике Алтай - незаконным и обязании Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Алтай произвести учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с вида разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства на вид разрешенного использования - для строительства объектов сельскохозяйственного назначения, удовлетворению не подлежат.

Рассматривая доводы заявителя о том, что в Единый государственный реестр прав в порядке информационного взаимодействия сельской администрации Артыбашского сельского поселения и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай были внесены изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - с вида разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, на вид разрешенного использования - для строительства объектов сельскохозяйственного назначения, следовательно, и требования заявителя должны были быть удовлетворены, суд считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ инженера I категории Отдела приема и выдачи документов Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Алтай Бильда С.В., в адрес Управления Росреестра по Республике Алтай, была направлена кадастровая выписка земельного участка с кадастровым номером 04:03:090202:312, содержащая измененные сведения государственного кадастра недвижимости после кадастрового учета изменений земельного участка.

Из представленной Управлением Росреестра по Республике Алтай кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 2095 кв. метров, кадастровый номер и разрешенное использование - для строительства объектов сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - при постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета начиная с рабочего дня, следующего за днем истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку - кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости).

Внесение в Единый государственный реестр Управления Росреестра по Республике Алтай изменений о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером , без принятия соответствующего решения органа кадастрового учета, является последствием ошибки инженера ФГУ «ЗКП» по Республике Алтай Бильда С.В., которая без принятия решения направила кадастровую выписку в Управление Росреестра, что подтверждается пояснениями свидетеля Гуляевой, представителя Лесникова и регистрационно-контрольной формой о принятии решений. Внесения изменений в Единый государственный реестр без соответствующего решения не является основанием для признания решения об отказе незаконным.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заявителем не представлено доказательств нарушения его прав, свобод, или законных интересов.

В обоснование своих требований о взыскании судебных расходов заявителем представлены договор на оказание консультационных (юридических) услуг по представлению интересов заказчика в суде общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, расписка от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция об уплате государственной пошлины на сумму 200 рублей.

При таких обстоятельствах, когда в удовлетворении требований заявителю отказано в полном объеме, то и требования о взыскании судебных расходов не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Дудукин Д.А. о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, принятого Федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по Республике Алтай; об обязании Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Республике Алтай произвести учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с вида разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства на вид разрешенного использования - для строительства объектов сельскохозяйственного назначения; взыскании судебных расходов в размере 10200 рублей, из которых 200 рублей государственная пошлина и 10000 рублей расходы на оплату услуг представителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через суд Турочакского района.

Председательствующий - судья                 С.А. Бабушкин

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                       Бабушкин