Судебный акт обжалован истцом. Аппеляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РА от 11.04.2012 года судебный акт оставлен без изменения.



                        2-6/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                               с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Машковой О.И.,

при секретаре Вайзингер М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Горно-Алтайского природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «Турочакское сельское поселение», администрации МО «Турочакский район» об обязании организовать сбор и вывоз, утилизацию и переработку отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Горно-Алтайский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Турочакское сельское поселение», администрации МО «Турочакский район» об обязании организовать сбор и вывоз, утилизацию и переработку незаконно складированных твердых бытовых отходов с земельных участков. Исковые требования (с учетом уточненных исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ) мотивированы тем, что в ходе выездной проверки Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора и заместителя начальника отдела государственного контроля в области охраны окружающей среды Министерства лесного хозяйства Республики Алтай установлено, что на территории Турочакского сельского поселения (село Турочак Турочакского района Республики Алтай) обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов потребления (фрагменты деревянных конструкций, битый шифер, бывшие в употреблении пластиковые и стеклянные бутылки, иные предметы быта, фрагменты садово-огородной древесно-кустарниковой растительности), которые расположены:

  1. в северной части села Турочак (географические координаты 52°15,615"
    северной широты и 087°07,950" восточной долготы (квартал 364, выдел 45 ГУ РА «Турочакское лесничество);
  2. в северной части села Турочак (географические координаты 52°17,215"
    северной широты и 087°07,874" восточной долготы (квартал 364, выдел 8 ГУ РА «Турочакское лесничество);
  3. в северной части села Турочак (географические координаты 52°17,307"
    северной широты и 087°07,969" восточной долготы (квартал 364, выдел 9 ГУ РА «Турочакское лесничество);
  4. в северной части села Турочак (географические координаты 52°17,206"
    северной широты и 087°07,896" восточной долготы (квартал 364, выдел 15 ГУ РА «Турочакское лесничество);
  5. в западной части села Турочак (географические координаты 52°14,914"
    северной широты и 087°09,564" восточной долготы (квартал 319, выдел 5 ГУ РА «Турочакское лесничество);
  6. в западной части села Турочак (географические координаты 52°14,405"
    северной широты и 087°08,253" восточной долготы (квартал 320, выдел 7 ГУ РА «Турочакское лесничество);
  7. в западной части села Турочак (географические координаты 52°14,767"
    северной широты и 087°08,135" восточной долготы (квартал 319, выдел 3 ГУ РА «Турочакское лесничество);

8. в юго-восточной части села Турочак (географические координаты
52°14,626" северной широты и 087°06,136" восточной долготы (квартал 358, выдел 7 ГУ РА «Турочакское лесничество).

Проверка показала, что администрацией МО «Турочакское сельское поселение» допускаются нарушения требований санитарного законодательства и санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее по тексту - Правила). В п. 1.2. Правил установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников.

Исходя из преамбулы к Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в числе прочего на водосборные площади и на почву.

Часть 5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.

На основании п.п. 2. п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131- ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

При этом согласно ч. 1 ст. 37 указанного федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 37 указанного федерального закона глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 указанного федерального закона).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

На основании ст. 2 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления влечет за собой, в том числе, гражданско-правовую ответственность.

В судебном заседании помощник прокурора Турочакского района Казанцев Н.А. поддержал требования Горно-Алтайского природоохранного прокурора в полном объеме на доводах и по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика глава администрации МО «Турочакское сельское поселение» Рябченко В.В. исковые требования не признал, пояснил, что при проведении проверки были нарушены права администрации МО «Турочакское сельское поселение» как юридического лица, также нарушены его права как должностного лица органов местного самоуправления, поскольку о предстоящей проверке ни он, ни представители администрации МО «Турочакское сельское поселение» не были уведомлены, проверка была проведена в отсутствие его представителя. В связи с данным фактом, на настоящий момент ни он, ни его представители не знают предмет спора, то есть не располагают сведениями о точном расположении несанкционированных свалок бытовых отходов, о которых указано в исковом заявлении. Возможно, в настоящий момент данные свалки уже ликвидированы в ходе плановой уборки территории сельского поселения осенью 2011 года. Технические средства, с помощью которых устанавливалось местонахождение несанкционированных свалок при проведении проверки прокурором, администрацией сельского поселения не используются. Копии материалов лесничества (планшетов), приложенные к иску, также не дают представления о точном местонахождении несанкционированных свалок, о которых идет речь в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «Турочакский район» Осипов В.В. в судебном заседании не признал требования прокурора, пояснил, что при проведении проверки природоохранным прокурором нарушены требования Закона о прокуратуре РФ, в частности, в данном законе не предусмотрено такое полномочие прокурора, как составление акта проверки. Кроме этого, при проведении проверки были нарушены права ответчиков, поскольку они не были уведомлены о времени и месте предстоящей проверки. В связи с чем, не имели возможности в ней участвовать. Согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131- ФЗ организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района. Однако прокурором не указано в исковом заявлении в чем выразилось бездействие администрации МО «Турочакский район» в организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, также не представлено доказательств бездействия ответчика в решении данного вопроса.

Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Единственным доказательством наличия на территории Турочакского района несанкционированных свалок, представленным природоохранным прокурором, является акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор Красилов В.В. с участием заместителя начальника отдела государственного контроля в области охраны окружающей среды Министерства лесного хозяйства Республики Алтай Старыгина О.И. с использованием технических средств: цифрового зеркального фотоаппарата Canon 350 GPS-навигатора GarminEtrexLegend произвел осмотр обнаруженных на территории Турочакского сельского поселения (село Турочак Турочакского района Республики Алтай) несанкционированных свалок бытовых отходов потребления, в результате осмотра выявлено 8 несанкционированных свалок с координатами, указанными в исковом заявлении.

Однако данный акт, по мнению судьи, является недопустимым доказательством по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно статьи 22 вышеназванного закона, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

Исходя из анализа изложенных правовых норм, задачи проверки исполнения законов состоят в установлении фактов их нарушения, правовой оценке, выявлении лиц, ответственных за нарушение закона, определении характера и размера причиненного вреда, причин и условий, способствовавших правонарушениям. Такие проверки проводятся при наличии соответствующих поводов и оснований. Поводами для производства проверок служат любые поступившие в прокуратуру сведения о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Основание проведения проверок - наличие данных о признаках состава правонарушения в поступившей в прокуратуру информации либо полученной непосредственно прокурором. По материалам проверки составляется справка, в которой отражаются поводы и основания проведения проверки, исследованные в процессе материалы, выводы и предложения о формах реализации результатов проверки.

Составление такого документа результатов прокурорской проверки, как акт проверки, законом не предусмотрено.

Кроме этого, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены доказательства, свидетельствующие о необходимости проведения проверки природоохранного законодательства на территории Турочакского сельского поселения.

Поскольку в проверке участвовал специалист государственного контроля в области охраны окружающей среды, проверка должна быть проведена в соответствии с требованиями п. 2 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",в соответствии с которым при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона; требованиями ст. 16 данного закона о порядке оформления результатов проверки, в соответствии с которой акт проверки должен составляться непосредственно после ее проведения, с актом должны быть ознакомлены должностные лица юридического лица, присутствовавшие при проверке, с вручением им акта проверки.

В нарушение требований закона, ни руководитель ответчика - администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» Турочакского района, ни его представители не были заблаговременно предупреждены о проводимой на территории сельского поселения проверке соблюдения природоохранного законодательства, в проверке не участвовал ни руководитель, ни представители администрации сельского поселения, с актом проверки после ее проведения также ознакомлены не были.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 ГПК РФ, доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

При таких обстоятельствах, судья считает, что акт проверки, составленный 20 сентября 2011 года Горно-Алтайским природоохранным прокурором Красиловым В.В. нельзя признать допустимым доказательством наличия нарушений администрацией муниципального образования «Турочакское сельское поселение» Турочакского района и администрацией муниципального образования «Турочакский район» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Кроме этого, заслуживает внимания и довод главы администрации МО «Турочакское сельское поселение» Рябченко В.В. о том, что не установлен предмет спора, поскольку ни он, ни его представители не приглашались для участия в проверке, вследствие чего не знают, о каких земельных участках, на которых расположены несанкционированные валки, идет речь.

Судом по ходатайству прокуратуры судебное заседание откладывалось с целью показать представителям ответчиков земельные участки, о которых идет речь в исковом заявлении, однако суду так и не представлены доказательства того, что представитель ответчика достоверно знает месторасположение земельных участков, на которых расположены несанкционированны свалки. Картографический материал, на котором бы были указаны спорные земельные участки, суду также не представлен.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что исковые требования Горно-Алтайского природоохранного прокурора к администрации МО «Турочакское сельское поселение» Турочакского района об организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с земельных участков, указанных в исковых требованиях, не подлежат удовлетворению.

Как следствие, не подлежат удовлетворению и исковые требования Горно-Алтайского природоохранного прокурора к администрации МО «Турочакский район» об организации утилизации и переработки твердых бытовых отходов после их сбора и вывоза с указанных земельных участков.

Дополнительным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации МО «Турочакский район», является невыполнение требований п. 5 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ при предъявлении иска, в соответствии с которым в исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В исковом заявлении не указано, в чем выразилось бездействие администрации МО «Турочакский район» и не представлены доказательства бездействия данного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Горно-Алтайского природоохранного прокурора к администрации МО «Турочакское сельское поселение» об обязании организовать сбор, вывоз незаконно складированных твердых бытовых отходов со следующих земельных участков:

  1. расположенного в северной части села Турочак и имеющего
    географические координаты 52°15,615" северной широты и 087°07,950"
    восточной долготы (квартал 364, выдел 45 ГУ РА «Турочакское лесничество»);
  2. расположенного в северной части села Турочак и имеющего
    географические координаты 52°17,215" северной широты и 087°07,874"
    восточной долготы (квартал 364, выдел 8 ГУ РА «Турочакское лесничество»);
  3. расположенного в северной части села Турочак и имеющего
    географические координаты 52°17,307" северной широты и 087°07,969"
    восточной долготы (квартал 364, выдел 9 ГУ РА «Турочакское лесничество»);
  4. расположенного в северной части села Турочак и имеющего
    географические координаты 52°17,206" северной широты и 087°07,896"
    восточной долготы (квартал 364, выдел 15 ГУ РА «Турочакское лесничество»);
  5. расположенного в западной части села Турочак и имеющего
    географические координаты 52°14,914" северной широты и 087°09,564"
    восточной долготы (квартал 319, выдел 5 ГУ РА «Турочакское лесничество»);
  6. расположенного в западной части села Турочак и имеющего
    географические координаты 52°14,405" северной широты и 087°08,253"
    восточной долготы (квартал 320, выдел 7 ГУ РА «Турочакское лесничество»);
  7. расположенного в западной части села Турочак и имеющего
    географические координаты 52°14,767" северной широты и 087°08,135"
    восточной долготы (квартал 319, выдел 3 ГУ РА «Турочакское лесничество»);

8) расположенного в юго-восточной части села Турочак и имеющего
географические координаты 52°14,626" северной широты и 087°06,136"
восточной долготы (квартал 364, выдел 45 ГУ РА «Турочакское лесничество»),

и к администрации МО «Турочакский район» об обязании организовать утилизацию и переработку твердых бытовых отходов после их сбора и вывоза с указанных земельных участков отказать.

        Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через суд Турочакского района.

Судья                   О.И. Машкова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Машкова О.И.