2-108/2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ село Турочак Турочакский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего - судьи Машковой О.И. при секретаре Вайзингер М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Турочакского района Республики Алтай об оспаривании бездействия главы муниципального образования «Кебезенское сельское поселение» Сумачакова К.С., УСТАНОВИЛ: Прокурор Турочакского района Республики Алтай обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования «Кебезенское сельское поселение» с заявлением о признании незаконным бездействия главы муниципального образования «Кебезенское сельское поселение» Сумачакова К.С., выразившегося в несоблюдении требований пункта 6 части 6 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с вступлением в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее: ДД.ММ.ГГГГ решением муниципальной (территориальной) избирательной комиссии Турочакского района Республики Алтай Сумачаков К.С. признан избранным на должность главы Кебезенского сельского поселения. Приговором мирового судьи Турочакского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ Сумачаков К.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 143 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 (один) год с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на государственной службе сроком на 2 года. На основании ст. 73 УК РФ основное наказание в виде лишения свободы Сумачакову К.С. постановлено считать условным с испытательным сроком 2 года. Постановлением Турочакского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор мирового судьи Турочакского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сумачакова К.С. оставлен без изменения. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ Постановление Турочакского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Вместе с тем, Сумачаков К.С. в нарушение пункта 6 части 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия главы муниципального образования «Кебезенское сельское поселение» не прекратил. Указанное бездействие является незаконным, нарушает интересы Российской Федерации, выражающиеся в необходимости соблюдения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, в данном случае установленного на федеральном уровне перечня оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования; интересы муниципального образования «Кебезенское сельское поселение», выражающиеся в необходимости соблюдения Устава МО «Кебезенское сельское поселение», права неопределенного круга лиц, лишенных возможности реализации пассивного и активного избирательных прав на досрочных выборах главы МО «Кебезенское сельское поселение». Согласно части 6 статьи 23 Устава МО «Кебезенское сельское поселение» глава муниципального образования возглавляет администрацию Кебезенского сельского поселения. Прокурор считает, что в соответствии со ст.ст. 206, 258 ГПК РФ суду необходимо установить срок для совершения главой муниципального образования действий в виде издания распоряжения о досрочном прекращении его полномочий. В судебном заседании прокурор Турочакского района Республики Алтай Куханов Ю.В. поддержал заявленные требования в полном объеме на доводах и по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что действующим законодательством четко не определен порядок досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, поэтому, исходя из положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Устава МО «Кебезенское сельское поселение», предусматривающих возможность самостоятельного решения главой муниципального образования вопросов местного значения и в пределах своих полномочий издания постановлений и распоряжений, полагает, что Сумачаков К.С. должен досрочно прекратить свои полномочия путем издания соответствующего распоряжения. У главы МО «Турочакский район» подобные полномочия отсутствуют. Также законом не предусмотрено, что прекращать полномочия главы муниципального образования должен суд. Учитывая, что финансовый год закончился, все отчеты сданы, а новое соглашение о финансировании МО «Кебезенское сельское поселение» в 2012 году глава МО «Турочакский район» Болтухин Н.Я. заключать с Сумачаковым К.С. не будет, в интересах населения муниципального образования, считает необходимым обязать главу МО «Кебезенское сельское поселение» Сумачакова К.С. досрочно прекратить полномочия в трехдневный срок с момента вступления в силу решения суда. Глава МО «Кебезенское сельское поселение» Сумачаков К.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, мотивировав тем, что приговором мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на государственной службе сроком на 2 года. Он же находится не на государственной, а на муниципальной службе, и в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выполняет функции муниципальной службы. Факт вступления в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда не отрицает, однако досрочно прекращать свои полномочия не желает в связи с тем, что это навредит сельскому поселению, поскольку ряд заключенных им в интересах муниципального образования «Кебезенское сельское поселение» договоров не будут исполняться. Уставом МО «Кебезенское сельское поселение» предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы его полномочия временно исполняет специалист 1 категории, однако специалист Смятская И.Н. часто болеет и не может выполнять его обязанности. Срок его полномочий заканчивается в октябре 2012 года, поэтому он желает завершить начатые дела. Кроме того, полагает, что, поскольку назначенное ему наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным, он может продолжать исполнять полномочия главы муниципального образования. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - администрации МО «Турочакский район», - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, представитель администрации МО «Турочакский район» Осипов В.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав прокурора, главу МО «Кебезенское сельское поселение» Сумачакова К.С., исследовав материалы дела, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пункту 6 части 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. В соответствии с п. 6 статьи 24 Устава муниципального образования «Кебезенское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай», принятого Решением сессии сельского Совета депутатов Кебезенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что муниципальное образование «Кебезенское сельское поселение» имеет статус сельского поселения, является самостоятельным муниципальным образованием в границах Турочакского района Республики Алтай.Решением муниципальной (территориальной) избирательной комиссии Турочакского района Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ № Сумачаков К.С. признан избранным на должность главы Кебезенского сельского поселения. Приговором мирового судьи Турочакского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ Сумачаков К.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 143 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 (один) год с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на государственной службе сроком на 2 года. На основании ст. 73 УК РФ основное наказание в виде лишения свободы Сумачакову К.С. постановлено считать условным с испытательным сроком 2 года. Постановлением Турочакского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор мирового судьи Турочакского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сумачакова К.С. оставлен без изменения. Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ Постановление Турочакского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. В нарушение вышеуказанных требований Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава МО «Кебезенское сельское поселение» глава МО «Кебезенское сельское поселение» Сумачаков К.С. до настоящего времени полномочия главы муниципального образования не прекратил. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с ч. 1 ст. 392 Уголовно-процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Довод главы МО «Кебезенское сельское поселение» Сумачакова К.С. о том, что приговором мирового судьи ему запрещено занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на государственной службе в то время, как он находится на службе муниципальной, и что назначенное наказание в виде лишения свободы, постановленное считать условным, позволяет ему исполнять полномочия главы муниципального образования, суд находит несостоятельным, поскольку из смысла статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда независимо от тяжести совершенного преступления и назначенного наказания. Указанная позиция подтверждается и изложенным в мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 N 285-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ковалева А.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 6 части 6 статьи 36 и пунктом 5 части 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72). Одной из форм ответственности и элементом статуса главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случае вступления в отношении них в законную силу обвинительного приговора суда (пункт 6 части 6 статьи 36 и пункт 5 части 10 статьи 40). Это мера публично-правовой ответственности, которая применяется на основании данного Федерального закона и в порядке, определенном уставом муниципального образования (пункт 6 части 6 статьи 36, пункт 5 части 10 статьи 40, пункт 8 части 1 статьи 44). Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении полномочий указанных лиц принимается при условии, что обвинительный приговор суда в отношении них вступил в законную силу. При этом не имеют значения характер преступления и вид наказания за него; определяющей является презумпция того, что лицо, конфликтующее с уголовным законом, не отвечает нравственным требованиям. Ссылку должностного лица - главы муниципального образования «Кебезенское сельское поселение» Сумачакова К.С., на то обстоятельство, что он не может досрочно прекратить свои полномочия в связи с тем, что часть начатых им дел не завершена, а также ввиду того, что специалист 1 категории администрации сельского поселения, наделенная в соответствии с Уставом МО «Кебезенское сельское поселение» правом временно исполнять полномочия главы МО в случае досрочного прекращения им полномочий, часто болеет и не может выполнять данные функции, суд также находит несостоятельной, поскольку действующее законодательство не ставит исполнение требований закона в зависимость от наличия или отсутствия субъективной возможности у конкретного должностного лица исполнять возложенные на него обязанности. Кроме того, суд считает, что поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 23 Устава муниципального образования «Кебезенское сельское поселение» глава муниципального образования является главой администрации, высшим должностным лицом Кебезенского сельского поселения, а специальный порядок досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования ввиду вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда законом и Уставом муниципального образования не предусмотрен, следовательно, досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования должно быть оформлено в виде муниципального правового акта главы муниципального образования. Данный вывод следует из анализа следующих правовых норм. Так, согласно ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. В соответствии с ч. 6 ст.43 указанного федерального закона глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. В соответствии с ч. 6, ч. 8 ст. 23 Устава МО «Кебезенское сельское поселение» глава муниципального образования возглавляет администрацию Кебезенского сельского поселения, в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации. Согласно ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Частью 4 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан в Российской Федерации» установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие главы МО «Кебезенское сельское поселение» Сумачакова К.С., выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий главы муниципального образования нарушает права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, создает предпосылки злоупотребления своими полномочиями со стороны выборного должностного лица местного самоуправления, подрывает авторитет органа местного самоуправления. Кроме того, несоблюдение Сумачаковым К.С. требований федерального закона о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования нарушает интересы Российской Федерации, выражающиеся в необходимости соблюдения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, а также интересы муниципального образования «Кебезенское сельское поселение», выражающиеся в необходимости соблюдения главой муниципального образования Устава МО «Кебезенское сельское поселение». Суд считает, что заявление о признании незаконным бездействия главы муниципального образования «Кебезенское сельское поселение» Сумачакова К.С., о возложении на Сумачакова К.С. обязанности досрочно прекратить полномочия главы муниципального образования «Кебезенское сельское поселение» в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда подано прокурором в пределах полномочий. Требования прокурора Турочакского района являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Согласно ч. 3 ст. 258 ГПК РФ решение суда исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего кодекса. Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Турочакского района Республики Алтай удовлетворить. Признать незаконным бездействие главы муниципального образования «Кебезенское сельское поселение» Сумачакова К.С., выразившееся в несоблюдении требований пункта 6 части 6 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с вступлением в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. Обязать главу муниципального образования «Кебезенское сельское поселение» Сумачакова К.С. досрочно прекратить полномочия главы муниципального образования «Кебезенское сельское поселение» в связи с вступлением в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда путем издания соответствующего распоряжения в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через суд Турочакского района. Председательствующий О.И. Машкова Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья О.И. Машкова