Решение обжалованно истцом. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РА от 26.09.2012 года решение отменено полностью с вынесением нового решения.



                        2-7/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                               с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Машковой О.И.,

при секретаре Вайзингер М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Горно-Алтайского природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «Турочакский район» об обязании организовать сбор и вывоз, утилизацию и переработку незаконно складированных твердых бытовых отходов с земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Турочакский районный суд с иском к администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» Турочакского района об обязании организовать сбор и вывоз незаконно складированных твердых бытовых отходов со следующих земельных участков: в отработанном карьере между 72-73 километрами автодороги Артыбаш-Бийск (географические координаты 52°17,507"северной широты и 087°07,416" восточной долготы, квартал 364, выдел 7 «Турочакское лесничество»); с восточной стороны с. Турочак вдоль линии ЛЭП на расстоянии 5 метров по обеим сторонам линии и на протяжении 4 километров до урочища Лебедское очагового характера (квартал 364, выдел 3-6, 9, 10, 15, 16, 27, 28, 32 ГУ РА «Турочакское лесничество»), к администрации муниципального образования «Турочакский район» об обязании организовать утилизацию и переработку твердых бытовых отходов после их сбора и вывоза с указанных земельных участков.

В уточненном исковом заявлении от 09 февраля 2012 года Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор просит прекратить производство по делу в части требования к администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» Турочакского района об обязании организовать сбор и вывоз незаконно складированных твердых бытовых отходов со следующих земельных участков: в отработанном карьере между 72-73 километрами автодороги Артыбаш-Бийск (географические координаты 52°17,507"северной широты и 087°07,416" восточной долготы, квартал 364, выдел 7 «Турочакское лесничество»); с восточной стороны с. Турочак вдоль линии ЛЭП на расстоянии 5 метров по обеим сторонам линии и на протяжении 4 километров до урочища Лебедское очагового характера (квартал 364, выдел 3-6, 9, 10, 15, 16, 27, 28, 32 ГУ РА «Турочакское лесничество»).

Определением судьи от 10 мая 2012 года производство по гражданскому делу прекращено в части.

В уточненном исковом заявлении от 30 марта 2012 года Горно-Алтайский природоохранный прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Турочакский район» организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку незаконно складированных твердых бытовых отходов со следующих земельных участков:

в отработанном карьере между 72-73 километрами автодороги Артыбаш-Бийск (географические координаты 52°17,543" северной широты и 087°06,704" восточной долготы);

с восточной стороны с. Турочак вдоль линии ЛЭП на расстоянии 5 метров по обеим сторонам линии и на протяжении 4 километров до урочища Лебедское очагового характера (квартал 364, выдел 3-6, 9, 10, 15, 16, 27, 28, 32 ГУ РА «Турочакское лесничество»).

Исковые требования (с учетом уточненных исковых требований от 09 февраля 2012 года) мотивированы тем, что в ходе проведения рейдовых мероприятий 09 сентября 2011 года и 12 сентября 2011 года, проведенных специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай, на территории МО «Турочакское сельское поселение» были обнаружены несанкционированные свалки мусора на вышеуказанных земельных участках.

Проверка показала, что администрацией МО «Турочакский район» допускаются нарушения требований санитарного законодательства и санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее по тексту - Правила). В п. 1.2. Правил установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников.

Исходя из преамбулы к Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в числе прочего на водосборные площади и на почву.

Часть 5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.

На основании п.п. 2. п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131- ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

При этом согласно ч. 1 ст. 37 указанного федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 37 указанного федерального закона глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 указанного федерального закона).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

На основании ст. 28 ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления влечет за собой, в том числе, гражданско-правовую ответственность.

В судебном заседании помощник прокурора Турочакского района Казанцев Н.А. поддержал требования Горно-Алтайского природоохранного прокурора в полном объеме на доводах и по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что указанные в исковом заявлении несанкционированные свалки мусора расположены на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию «Турочакский район», вследствие чего на администрации МО «Турочакский район» лежит обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов.

Представитель ответчика администрации МО «Турочакский район» Самохвалова В.Г. в судебном заседании не признала требования прокурора, пояснила, что при проведении проверки природоохранным прокурором нарушены требования Закона о прокуратуре РФ, в частности, имеет место подмена органами прокуратуры другого специально уполномоченного государственного органа - Росприроднадзора. Кроме этого, несанкционированные свалки, о которых идет речь в исковом заявлении, находятся на землях, находящихся в ведении администрации МО «Турочакское сельское поселение», в связи с действующим земельным законодательством и законодательством об органах местного самоуправления, организация сбора и вывоза мусора с территории сельского поселения является обязанностью администрации сельского поселения, в то время как утилизация и переработка твердых бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления района.

Допрошенный в судебном заседании ведущий специалист-эксперт Управления Росреестра по Республике Алтай Бочаров Б.С. пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 04:03:030102:19 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Турочакский район», входит в состав земель поселений в границах села Турочак. Обнаруженные свалки мусора и твердых бытовых отходов в отработанном карьере и вдоль линии ЛЭП находятся в границах земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером. Об этом он утверждает, поскольку в феврале 2012 года находился в составе группы, производившей осмотр местности, с участием природоохранного прокурора.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно Акта по результатам рейдового мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию окраин села Турочак в целях выявления несанкционированных свалок, проведенного ведущим специалистом-экспертом регионального отдела геологического, экологического контроля и охраны недр по Республике Алтай, государственным инспектором РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай Соболевым Ю.И. на основании приказа и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ , в ходе проведения рейда 9 и ДД.ММ.ГГГГ установлено наличие свалок бытового мусора в отработанном карьере между 72-73 километрами автодороги Артыбаш-Бийск. Площадь свалки 120 кв.м, объем накопленных отходов составляет примерно 12 куб.м. С восточной стороны села Турочак, вдоль линии ЛЭП по обеим сторонам на протяжении четырех километров обнаружены очаговые свалки бытовых отходов.

Из информации и.о.руководителя ГУ РА «Турочакское лесничество» Миллера В.А. следует, что незаконно складированные твердые бытовые отходы с восточной стороны села Турочак вдоль линии ЛЭП по обеим сторонам на протяжении 4 километров до урочища Лебедское находятся в 364 квартале, выделах 32,28, 27, 16, 15, 10, 9, 4, 6, 5, 3.

Из акта осмотра местности от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором Красиловым В.В. следует, что географические координаты свалки твердых бытовых отходов, расположенной в отработанном карьере между 72-73 километрами автодороги Артыбаш-Бийск - 52°17,543" северной широты и 087°06,704" восточной долготы. Из пояснений главного специалиста администрации МО «Турочакское сельское поселение» Мушиной Е.Е. и ведущего специалиста-эксперта Майминского отдела Управления Росреестра по Республике Алтай Бочарова Б.С., участвующих в данном осмотре, усматривается, что земельные участки с координатами - 52°17,543" северной широты и 087°06,704" восточной долготы, а также вдоль линии ЛЭП по обеим сторонам от урочища Лебедское) на протяжении четырех километров в сторону села Турочак, находятся в собственности МО «Турочакский район», категория земель - «земли населенных пунктов».

Из информации директора МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Центр инновационного развития Турочакского района» от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем земельного участка, на котором расположен отработанный карьер между 72-73 километрами автодороги Артыбаш-Бийск с географическими координатами 52°17,543" северной широты и 087°06,704" восточной долготы является муниципальное образование «Турочакский район».

Согласно информации отдела «Турочакское лесничество» МЛХ РА от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок в границах выделов 3-6, 9, 10, 15, 16, 27, 28, 32 квартала 364 Турочакского лесничества является собственностью МО «Турочакский район».

Согласно Свидетельства о государственной регистрации права серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 12563000 кв.м, с кадастровым номером , местоположением: Россия, Республика Алтай, Турочакский район, установлено относительно ориентира урочище Багдаевка Турочакского сельского поселения, расположенного в границах участка, с разрешенным использованием для жилищного строительства, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Турочакский район».

Распоряжением исполняющего обязанности Председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ -р, земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1256,3 га категория земель - земли запаса, включен в границу населенного пункта <адрес> Республики Алтай, установлен вид разрешенного использования земельного участка - для жилищного строительства.

Из пояснений специалиста-эксперта Управления Росреестра по Республике Алтай Бочарова Б.С., не опровергнутых в судебном заседании, следует, что обнаруженные свалки мусора и твердых бытовых отходов в отработанном карьере и вдоль линии ЛЭП находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 04:03:030102:19.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

Ни Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором в исковом заявлении, ни помощником прокурора Турочакского района Казанцевым Н.А. в судебном заседании не указаны нормы права, в соответствии с которым обязанность по организации сбора и вывоза незаконно складированных твердых бытовых отходов с земельных участков, расположенных в границах села Турочак, а соответственно, в границах МО «Турочакское сельское поселение», может быть возложена на администрацию муниципального образования «Турочакский район».

В связи с данным обстоятельствами, исковые требования Горно-Алтайского природоохранного прокурора к администрации МО «Турочакский район» об обязании организовать сбор и вывоз незаконно складированных твердых бытовых отходов с вышеуказанных земельных участков не подлежат удовлетворению.

Как следствие, не подлежат удовлетворению и исковые требования Горно-Алтайского природоохранного прокурора к администрации МО «Турочакский район» об организацииутилизации и переработки твердых бытовых отходов, поскольку данная обязанность должна наступить после сбора и вывоза твердых бытовых отходов с указанных земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Горно-Алтайского природоохранного прокурора к администрации муниципального образования «Турочакский район» об обязании организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку незаконно складированных твердых бытовых отходов со следующих земельных участков:

в отработанном карьере между 72-73 километрами автодороги Артыбаш-Бийск (географические координаты 52°17,543" северной широты и 087°06,704" восточной долготы);

с восточной стороны с. Турочак вдоль линии ЛЭП на расстоянии 5 метров по обеим сторонам линии и на протяжении 4 километров до урочища Лебедское очагового характера (квартал 364, выдел 3-6, 9, 10, 15, 16, 27, 28, 32 ГУ РА «Турочакское лесничество») отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Турочакский районный суд.

Судья                   О.И. Машкова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Машкова О.И.