Решение по делу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Кырен 30 сентября 2010 года

Судья Тункинского районного суда РБ Низовцев А.В., с участием помощника прокурора Тункинского района Доржиевой А.С., представителя ответчика - администрации муниципального образования «Тункинский район» Шелехова Н.В., при секретаре Хусаевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Тункинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тункинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Тункинский район» о понуждении к совершению действий по организации на территории муниципального образования «Тункинский район» дошкольные образовательные учреждения на 137 мест, понуждении самостоятельно определить проектную мощность строящихся дошкольных образовательных учреждений в соответствии с дефицитом мест на территории каждого поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тункинского района обратился в районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Тункинский район» о понуждении к совершению действий по организации на территории муниципального образования «Тункинский район» дошкольные образовательные учреждения на 137 мест, понуждении самостоятельно определить проектную мощность строящихся дошкольных образовательных учреждений в соответствии с дефицитом мест на территории каждого поселения.

Исковые требования мотивированы тем, что в 1992 году в Тункинском районе функционировали 28 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 2 ведомственных детских сада, 5 начальных детских школ-садов. В настоящее время функционируют 19 муниципальных дошкольных образовательных учреждений и 9 начальных школ-садов. Мощность учреждений – 735 детей, фактическая посещаемость – 930. Общее количество несовершеннолетних, посещающих дошкольные образовательные учреждения с учетом начальных классов, оставляет 1078 или 60,8%. В то же время количество детей дошкольного возраста, проживающих на территории района – 2 160. Органами управления образованием зарегистрированы 137 детей, состоящих в очереди для поступления в детские сады. Допустимые нормативы охвата детей дошкольным образованием не соблюдаются. Переполняемость образовательных учреждений приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки. В соответствии с решением сессии Совета депутатов МО «Тункинский район» № 2 от 26.09.2008 года утвержден План мероприятий по увеличению охвата детей дошкольным образованием до 2010 года, в рамках которого открыты 7 групп полного пребывания детей на 175 места, 3 группы кратковременного пребывания в дошкольных учреждениях и 3 дошкольные группы кратковременного пребывания на базе общеобразовательных учреждений на 100 мест. Решением сессии Совета депутатов МО «Тункинский район» № 4 от 29.12.2008 года утверждена муниципальная целевая Программа «Развитие дошкольного образования Тункинского района на 2009-2011 г.г.», при исполнении которой открыты 6 дошкольных групп кратковременного пребывания при образовательных учреждениях на 95 мест, 4 группы кратковременного пребывания в дошкольных учреждениях на 65 мест. Между тем, принимаемые органами местного самоуправления меры для удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования не достаточны. Запланированные мероприятия по строительству дошкольных образовательных учреждений выполнены не в полном объеме, финансирование учреждений осуществляется без учета их фактических потребностей. Поскольку федеральным законодательством на органы местного самоуправления муниципального района возложены обязанности по организации дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного образования, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, просит суд обязать администрацию МО «Тункинский район» в срок до 01 января 2012 года организовать на территории Тункинского района дошкольные образовательные учреждения на 137 мест, определить проектную мощность строящихся дошкольных образовательных учреждений в соответствии с дефицитом мест на территории каждого муниципального образования сельского поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Тункинского района Доржиева А.С. настаивала на удовлетворении иска в полном объеме, дополнив, что вследствие ненадлежащего решения органами местного самоуправления МО «Тункинский район» вопросов местного значения, нарушаются права детей дошкольного возраста на получение образования, растет социальная напряженность среди населения. Просит суд удовлетворить исковое заявление прокурора района.

Представитель администрации МО «Тункинский район» Шелехов Н.В. исковые требования прокурора района не признал, пояснив, что в связи с дефицитом местного бюджета, не представляется возможным выполнить запланированные мероприятия по полному охвату детей дошкольным образованием. Финансирование данных мероприятий в основном производится за счет местного бюджета, что не позволяет в достаточной мере обеспечить выполнение утвержденных Программ и Планов. Просит отказать в удовлетворении иска.

Выслушав помощника прокурора Тункинского района Доржиеву А.С., представителя администрации МО «Тункинский район» Шелехова Н.В., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора Тункинского района обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.3 ст.5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Частью 3 ст.18 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Из ч.1 ст.31 вышеназванного Закона следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Пунктом 11 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Судом исследованы письменные материалы дела.

Представленное суду Решение 6-ой очередной сессии районного Совета депутатов МО «Тункинский район» 3-го созыва от 26.09.2008 года № 2 «Об увеличении охвата детей дошкольным образованием» свидетельствует, что на территории района утвержден План мероприятий по увеличению охвата детей дошкольным образованием до 2011 года. Управлению образованием поручено открыть дополнительные группы в муниципальных детских образовательных учреждениях и при муниципальных образовательных учреждениях. Финансово-экономическому управлению администрации МО «Тункинский район» предписано выделить финансовые средства согласно свода расходов на открытие дополнительных групп по району с октября 2008 года.

Решением 11-й очередной сессии районного Совета депутатов 3-го созыва МО «Тункинский район» от 29.12.2008 года № 4 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие дошкольного образования Тункинского района на 2009-2011 г.г.» предусмотрено проведение мероприятий по созданию необходимых условий и механизмов для обеспечения государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования.

01.10.2009 года главой МО «Тункинский район» издано постановление № 247 «об открытии групп кратковременного пребывания в образовательных учреждениях», в соответствии с которым с 01.11.2009 года на территории района должны быть открыты 10 групп кратковременного пребывания в МДОУ и МОУ на 160 детей с увеличением штатного расписания на 13 шт.ед.

Письмом начальника Тункинского районного управления образованием № 442 от 08.06.2010 года подтверждается, что в 1992 году на территории района функционировали 28 муниципальных детских садов, 2 – ведомственных и 5 начальных школ-садов. По состоянию на 01.06.2010 года – 19 муниципальных дошкольных образовательных учреждения и 9 начальных школ-садов. Закрыты 9 дошкольных образовательных учреждений. На 01.06.2010 года посещают дошкольные учреждения 930 детей (при нормативной наполняемости 735 детей). В 2010 году финансирование составило 44,7 % от запланированного.

Из письма главы МО «Тункинский район» № 9-32 от 23.07.2010 года видно, что охват детей дошкольным образованием на территории района составил 60,8 %.

Согласно справке главного врача МУЗ «Тункинская ЦРБ» от 28.07.2010 года № 244 число проживающих на территории района детей дошкольного возраста (от 1 до 7 лет) составило 2 160 несовершеннолетних.

Таким образом, суд приходит к убеждению, что администрацией МО «Тункинский район» не в полной мере принимаются меры по созданию на территории района необходимых условий для охвата детей дошкольным образованием в соответствии с потребностями населения. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении органами местного самоуправления требований законодательства об образовании и законодательства о местном самоуправлении.

Доводы представителя ответчика о том, что отсутствие надлежащего финансирования и дефицит местного бюджета не позволяют в полной мере выполнить запланированные мероприятия по обеспечению полного охвата несовершеннолетних дошкольным образованием, суд находит несостоятельными, поскольку данная причина не может служить основанием для освобождения от исполнения обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления нормативными правовыми актами.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковое заявление прокурора Тункинского района и обязывает администрацию МО «Тункинский район» в срок до 01 января 2012 года организовать на территории Тункинского района дошкольные образовательные учреждения на 137 мест, определить проектную мощность строящихся дошкольных образовательных учреждений в соответствии с дефицитом мест на территории каждого муниципального образования сельского поселения.

В силу ст.103 ГПК РФ прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194-198 и ст.199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить исковое заявление прокурора Тункинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Тункинский район» о понуждении к совершению действий по организации на территории муниципального образования «Тункинский район» дошкольные образовательные учреждения на 137 мест, понуждении самостоятельно определить проектную мощность строящихся дошкольных образовательных учреждений в соответствии с дефицитом мест на территории каждого поселения.

Обязать администрацию муниципального образования «Тункинский район» в срок до 01 января 2012 года организовать на территории Тункинского района дошкольные образовательные учреждения на 137 мест.

Обязать администрацию муниципального образования «Тункинский район» в срок до 01 января 2012 года определить проектную мощность строящихся дошкольных образовательных учреждений в соответствии с дефицитом мест на территории каждого муниципального образования сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья А.В.Низовцев