Дело № 2-163/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2011 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием истца ФИО2,
при секретаре судебного заседания Третьяковой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ванавара Красноярского края гражданское дело № 2-163/2011 по исковому заявлению ФИО2 к Администрации с. Ванавара о признании права собственности на жилое помещение за лицом, фактически принявшим наследство,
УСТАНОВИЛ:
18 октября 2011 г. ФИО2 обратилась в Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к Администрации с. Ванавара о признании права собственности на жилое помещение за лицом, фактически принявшим наследство, указав в обоснование исковых требований следующее.
ДД.ММ.ГГГГ умер муж ФИО2 – ФИО3. После его смерти открылось наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Истица, как наследница первой очереди фактически приняла наследство. Дети на наследство не претендуют.
В течение установленного законом срока ФИО2 не обращалась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, так как считала, что она, как супруга, пережившая своего супруга фактически приняла наследство в виде указанного дома. На протяжении 10 лет после смерти ФИО3 истица бережно относилась к тому, производила текущие ремонты, оплачивала налоги и коммунальные услуги, принимала меры по сохранению имущества, его защите от посягательств или претензий третьих лиц.
В связи с чем, истица просит суд признать её, ФИО2, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> фактически принявшей наследство после смерти ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде жилого дома с кадастровым номером: <данные изъяты> по адресу: <адрес>, общей площадью 56,1 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты> и признать за ней право собственности в порядке наследования на указанный дом.
В судебном заседании ФИО2 иск поддержала в полном объеме, дополнительно суду объяснила, что с ФИО3 они начали жить в указанном доме примерно со средины 80-х годов ХХ века. В этом доме у них выросли дели. В 1993 г. они с мужем приватизировали дом, и, как казалось истице, приватизировали дом в общую собственность супругов, так как в договоре на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 29.03. 1993 г. были указаны и ФИО3 и она - ФИО2 Но как оказалось сейчас, когда она пошла в регистрирующий орган оформлять документы, дом был передан, по непонятным истице причинам, только в собственность ФИО3
В настоящее время ФИО2 является участником программы по переселению граждан из районов Крайнего Севере, по условиям которой, чтобы получить государственный жилищный сертификат, она должна сдать в муниципалитет жилье в <адрес>.
Ответчик Администрация <адрес>, уведомлена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, судебным извещением от ДД.ММ.ГГГГ № 1593, в суд представителя не направила, прислав письменное заявление, подписанное представителем Администрации <адрес> ФИО11, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ответчик выразил свое согласие с иском и просил рассмотреть дело без присутствия представителя.
Поскольку ответчик реализовал свое право на участие в суде, воспользовавшись ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд признает неявку ответчика уважительной и рассматривает дело в отсутствие ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав в судебном заседании дополнительные объяснения истицы ФИО2, показания свидетелей ФИО4 и ФИО5, исследовав материалы дела и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. К такому выводу суд пришел на основании следующего.
В силу ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
Конституционно гарантированное право наследования подробно урегулировано гражданским законодательством и обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам).
Наследственное право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из статьи 35 (часть 2) Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ч. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием
Наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина (статьи 1113, 1114 ГК РФ).
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно ст. 1154 ГК РФ следует, что наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
Принятие наследства по истечении установленного срока (ст. 1155 ГК Российской Федерации) возможно только по решению суда, который может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Таким образом, законом предусмотрена презумпция принятия наследником наследства, если не будет доказано иное.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.11.2001 № 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее по тексту –Вводный закон) часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - часть третья ГК РФ), содержащая в разделе V нормы наследственного права, вступила в силу с 1 марта 2002 года.
На основании ст. 5 Вводного закона часть третья Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел V "Наследственное право" применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Следовательно, нормы части третьей ГК РФ применяются к наследственным правоотношениям, возникшим в связи со смертью наследодателя, наступившей после 1 марта 2002 года.
По данному иску наследственные правоотношения возникли до 1 марта 2002 г., так как смерть наследодателя (ФИО3) произошла ДД.ММ.ГГГГ, поэтому, по мнению суда, при разрешении данного иска необходимо применять ранее действовавшее законодательство.
В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР (далее ГК РСФСР), утвержденного Верховным Советом РСФСР 11.06.1964, в ред. от 14.05.2001г., действовавшей до 28.02.2002 г.: «Для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства».
Согласно законоположениям ст. 547 ГК РСФСР: «Срок для принятия наследства, установленный статьей 546 настоящего Кодекса, может быть продлен судом, если он признает причины пропуска срока уважительными». Как следует из смысла ст. 547 ГК РСФСР, в ней не содержится временных ограничений для продления срока принятия наследства.
Анализ норм права позволяет суду сделать вывод, что истица ФИО2 своевременно приняла наследственные права после умершего мужа ФИО3, поскольку она фактически вступила во владение наследственным имуществом ФИО3
Согласно представленной архивной копии № 154 от 13.07.2011 г. договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан 29.03.1993 г. между Администрацией Тунгусско-Чунского района в лице агентства по приватизации и гражданами ФИО3 и ФИО2 заключен договор, по условиям которого агентство передало в собственность безвозмездно и квартиросъемщик принял квартиру, состоящую из 3 комнат жилой площадью 58 кв.м по адресу: <адрес> Согласно архивной копии заявления на участие в приватизации от 29.03.1993 г. № 569 состав семью указан был два человека ФИО3 муж; ФИО2 жена.
Решением Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 11.11.2011 г. устранены расхождения в правоустанавливающем документе - договоре на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 29 марта 1993 года, решено правильным считать вид жилого помещения жилой дом, с кадастровым номером: <данные изъяты> по адресу: <адрес>, общей площадью 56,1 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты>
Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как указано в выписке из домовой книги по <адрес> ФИО2 зарегистрирована по данному адресу с 24.03.1993 г.
Фактическое принятие наследства в виде дома подтвердили в суде также свидетели ФИО4 и ФИО5.
Свидетель ФИО4 суду показала, что с ФИО2 знакома через её дочь в начале 90-х годов, стали дружить семьями. ФИО13 жили в доме №<адрес> по <адрес> именно одноэтажный деревянный жилой дом на земле с печным отоплением, дом разделен на комнаты, после смерти мужа ФИО7 перекрыла крышу, отремонтировала печь в доме, обновила забор и тротуары в ограде. В доме у ФИО2 всегда чисто и ухожено.
Свидетель ФИО5 сообщила, что с ФИО2 знакома примерно лет 15-18, поскольку вместе работали в больнице. В доме у ФИО13 была неоднократно. Когда муж у ФИО7 был жив они вместе вели домашнее хозяйство, все время проживали по <адрес>, из своего дома уезжали только в отпуск. После смерти мужа в <данные изъяты> ФИО7 стала в этом доме проживать вместе с детьми, но сейчас дети выросли и разъехались и она продолжает жить в этом доме одна. Уже после смерти ФИО8 ФИО6 поставила в доме новую печь, поменяла забор и тротуары внутри ограды, все покрасила и побелила.
Суд признает достоверность вышеуказанных свидетельских доказательств, считает свидетелей ФИО4 и ФИО5 незаинтересованными в исходе дела лицами.
Оценив все представленные по делу доказательства, суд признает их допустимыми и достаточными для рассмотрения данного гражданского дела.
В письменном заявлении от 16.11.2011 г. № 1437 ответчик Администрация с. Ванавара с исковыми требованиями ФИО2 согласилась, что в силу законоположений статей 39, 173 ГПК РФ является правом ответчика на признание иска.
Суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Следовательно, исковые требования ФИО2 о признании права собственности на жилое помещение за лицом, фактически принявшим наследство, подлежит удовлетворению.
Суд признает ФИО2 фактически принявшей наследство в виде жилого дома по <адрес> и признает за ней право собственности в порядке наследования на данное имущество.
В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО2 к Администрации с. Ванавара о признании права собственности на жилое помещение за лицом, фактически принявшим наследство, – удовлетворить.
Признать ФИО2, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> фактически принявшей наследство после смерти ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде жилого дома с кадастровым номером: <данные изъяты>, общей площадью 56,1 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты>.
Признать за ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> право собственности в порядке наследования на жилой дом с кадастровым номером: <данные изъяты>, общей площадью 56,1 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи кассационной жалобы через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение 10 (десяти) дней с момента его объявления.
Председательствующий по гражданскому делу
судья: подпись Е.П. Кирпиченко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение вступило в законную силу 06 декабря 2011 года.
<данные изъяты>