Дело № 2-102/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2012 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в с. Ванавара
в составе: председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием представителя заявителя помощника прокурора Эвенкийского района Красноярского края Белявской Т.В.,
представителя Ванаварского сельского Совета депутатов Черновой А.С., действующей на основании доверенности от 13.05.2012 г.,
представителя Администрации села Ванавара Черновой А.С., действующей на основании доверенности от 11.03.2012 г.,
представителя муниципального казённого унитарного предприятия села Ванавара «Ванаваракомсервис» Черновой А.С., действующей на основании доверенности от13.05.2012 г.,
при секретаре судебного заседания Филипповой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-102/2012 по заявлению заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края Баранова Э.А., в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу п.п.18(23), 19, 20, 21, 22 решения Ванаварского сельского Совета депутатов «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 и плановый период 2013-2014годов» от 01.12.2011г. № 507 (в редакции решений от 28.02.2012г. № 531, от 27.04.2012г. № 542),
УСТАНОВИЛ:
17 мая 2012 г. в Тунгусско-Чунский районный суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу пунктов 18(23), 19, 20, 21, 22 решения Ванаварского сельского Совета депутатов «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 и плановый период 2013-2014годов» от 01.12.2011г. № 507 (в редакции решений от 28.02.2012г. № 531, от 27.04.2012г. № 542), в порядке ст. 251 ГПК РФ и ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» обратился заместитель прокурора Эвенкийского района Красноярского края Баранов Э.А., указавший в обоснование заявленных требований следующее.
01.12.2011 г. Ванаварским сельским советом депутатов принято решение № 507 «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов», решение опубликовано в официальном вестнике Эвенкийского муниципального района от 06.12.2011 г.
28.02.2012 г. решением Ванаварского сельского совета депутатов № 531 «О внесении изменений в Решение Ванаварского сельского Совета депутатов от 01.12.2011 № 507 «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» решение дополнено следующими пунктами:
Пункт 18 предусматривает субсидию на возмещение затрат по содержанию мин. полосы в размере 792 863 руб. на возмещение расходов в связи с выполнением работ по содержанию минерализованной полосы. Пункт 18 считать пунктом 23;
Пункт 19 субсидия МКУП «Ванаваракомсервис» на возмещение затрат по капитальному ремонту общежития в размере 13 595 200 рублей;
Пункт 20 субсидия на возмещение затрат по содержанию дорог местного значения в сумме 6 401 881 рублей.
Пункт 21 субсидия МКУП «Ванаваракомсервис» на возмещение затрат по благоустройству в размере 3 325 627 рублей.
Пункт 22 субсидия МКУП «Ванаваракомсервис» на возмещение затрат по погребению невостребованных в размере 481 997 рублей. Решение опубликовано 02.03.2012 в официальном вестнике Эвенкийского муниципального района.
В том числе, решением Ванаварского сельского Совета депутатов от 27.04.2012 № 542 «О внесении изменений в решение Ванаварского сельского Совета депутатов от 01.12.2011 № 507 «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов», в пункт 20 внесены изменения, слова «Субсидия на возмещение затрат по содержанию дорог местного значения (софинансирование)» заменены словами «Субсидия на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских поселений и сельских поселений». Подпункт 1 пункта 20 изложить в следующей редакции: «Субсидия на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений (софинансирование к ДЦП «Дороги Красноярья на 2012-2016 годы) в 2012 году в сумме 3 401 881 рубль». Пункт 20 дополнить подпунктом 5 следующего содержания: «Субсидия на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений в 2012 году в сумме 5 972 000 рублей». Пункт 21 подпункт 1 слова «в сумме 3 325 627» заменить словами «в сумме 4 330 675».
По мнению заявителя заместителя прокурора Эвенкийского района, данное решение противоречит требованиям законодательства в силу следующих требований закона.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относиться обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В рамках реализации указанных полномочий и в целях дальнейшего обеспечения граждан жилыми помещениями администрация с. Ванавара имеет расходное обязательство по осуществлению капитального ремонта здания общежития являющегося муниципальной собственностью.
Поскольку в рамках предоставленной субсидии администрация с. Ванавара реализовывает полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством и содержанию муниципального жилищного фонда, предусмотренное ч. 6 ст. 14, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", соответственно указанный заказ (капитальный ремонт здания общежития) осуществляется для муниципальных нужд путем реализации полномочий муниципального органа власти.
В соответствии с п. 19, ч. 1 ст. 14, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относиться организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Поскольку в рамках предоставленной субсидии администрация с. Ванавара реализовывает полномочие по организации благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), предусмотренное п. 19 ч. 1 ст. 14, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", соответственно указанный заказ (по содержанию объектов благоустройства) осуществляется для муниципальных нужд путем реализации полномочий муниципального органа власти.
В соответствии с п. 5, ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относиться дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку в рамках предоставленной субсидии администрация с. Ванавара реализовывает полномочие по организации дорожной деятельности, предусмотренное п. 5 ч. 1 ст. 14, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", соответственно указанный заказ (по содержанию автомобильных дорог) осуществляется для муниципальных нужд путем реализации полномочий муниципального органа власти.
В соответствии с п. 22, ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относиться организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Поскольку в рамках предоставленной субсидии администрация с. Ванавара реализовывает полномочия по организации ритуальных услуг, предусмотренные п. 22 ч. 1 ст. 14, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", соответственно указанный заказ осуществлялся для муниципальных нужд путем реализации полномочий муниципального органа власти.
В соответствии с п. 9 ч. 1, ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопроса местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, пункт 23 к полномочиям поселения относит организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В рамках реализации указанных полномочий администрация осуществляет обустройство минерализованной полосы, что является расходным обязательством поселения.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Поскольку в рамках предоставленной субсидии отношения между заказчиком и поставщиком по проведению капитального ремонта здания общежития, организации благоустройства, ритуальных услуг содержания автодорог и обустройство минерализованной полосы носят возмездный и возвратный характер - взамен выделенных предприятию денежных средств, последний обязан осуществить определенный вид работ (услуг), такие отношения нельзя квалифицировать как "субсидия".
Таким образом, в случае осуществления заказчиком закупки товаров, работ, услуг на бюджетные средства, а также в целях реализации собственных полномочий, такие отношения подпадают под сферу действия Закона о размещении заказов, и процедуры, осуществляемые заказчиками в рамках указанных отношений, также регулируются указанным Законом.
Требования ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, предусматривают, что субсидия выделяется на возмещение затрат и предоставляется по результатам проведенного отбора, вместе с тем, указанное решение предусматривает выделение денежных средств МКУП «Ванаваракомсервис» не на возмещение уже понесенных затрат, а на их осуществление по капитальному ремонту и выделяется не по результатам отбора организаций для получения субсидии.
Кроме того, в соответствии со ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии могут рассматриваться как форма бюджетных ассигнований, предоставляемых юридическим лицам, а также как форма бюджетных ассигнований в виде межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации в другой. В процессе реализации государственной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства субсидии выделяются юридическим лицам только из региональных и местных бюджетов, из федерального же бюджета субсидии могут быть предоставлены в качестве межбюджетного трансферта бюджету субъекта Российской Федерации.
Статья 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предусматривает, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вышеуказанные положения свидетельствуют о том, что субсидия может быть предоставлена только как поддержка малого и среднего предпринимательства и межбюджетный трансферт.
Предоставление субсидии муниципальным казенным предприятиям ни требованиями бюджетного законодательства, ни Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и гражданским кодексом не предусмотрено.
Поэтому заявитель просит суд признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в силу, то есть с 02.03.2012 года - пункты 18(23), 19, 20, 21, 22 Решения Ванаварского сельского Совета депутатов «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» от 01.12.2011 г. № 507 (в редакции решений от 28.02.2012 № 531, решения от 27.04.2012 № 542).
В судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора Эвенкийского района Красноярского края Белявская Т.В. доводы заявления поддержала в полном объеме, на удовлетворении заявления настаивала.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц: Ванаварского сельского Совета депутатов, Администрации с. Ванавара, МКУП села Ванавара «Ванаваракомсервис» - специалист 1 категории по правовым вопросам Администрации села Ванавара Чернова А.С., действующая на основании доверенности от 31.05.2012г., от 11.03.2012г., от 30.05.2012г. с требованиями заместителя прокурора Эвенкийского муниципального района Баранова Э.А. не согласилась в полном объеме, посчитала их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, кроме того, 01.06.2012 исх. № 577 в суд поступило письменное возражение заинтересованного лица на заявление, согласно которому, заинтересованное лицо сообщил следующее.
В соответствии с Уставом сельского поселения село Ванавара, представительный орган сельского поселения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории сельского поселения государственными, муниципальными органами, общественными организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.
В соответствии со ст. 25 Устава сельского поселения село Ванавара в исключительной компетенции представительного органа находится утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, ст. 33 Устава сельского поселения село Ванавара администрация сельского поселения разрабатывает и исполняет бюджет сельского поселения, является главным распорядителем бюджетных средств и органом регулирования поселения в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса;
- выступает заказчиком работ по благоустройству и озеленению территории поселения, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры муниципального жилья производству товаров и оказанию услуг для населения сельского поселения; ст. 48 Устава сельского поселения село Ванавара администрация сельского поселения имеет собственный бюджет (местный бюджет) бюджет сельского поселения разрабатывается и утверждается в форме нормативного правового акта представительного органа сельского поселения порядок разработки утверждения и исполнения местного бюджета определяется Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в сельском поселении утверждаемым представительным органом сельского поселения; ст. 54 Устава сельского поселения село Ванавара, расходы бюджета сельского поселения осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, расходование средств бюджета сельского поселения осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах, установленных постановлением представительного органа о бюджете сельского поселения на очередной финансовый год.
В соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 78 БК РФ, а именно из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (п.3)
Согласно Решения Ванаварского сельского Совета депутатов села Ванавара от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете сельского поселения <адрес> на 2012 год и плановый перио<адрес> годов» (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предусмотренные настоящим решением, предоставляются в порядке и в соответствии с требованием к виду деятельности получателя субсидии и месту ее осуществления, установленными правовыми актами администрации села Ванавара.
Органу местного самоуправления предоставлено право на предоставление субсидий из местного бюджета на основании нормативных правовых актов органа местного самоуправления. Решение Ванаварского сельского Совета депутатов принято уполномоченными органами в установленном порядке.
Согласно положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», субсидирование, предусмотренное вышеуказанным решением не направлены для обеспечения муниципальных нужд, а направлены во исполнение решения Ванаварского сельского Совета депутатов о бюджете сельского поселения <адрес> на 2012год и плановый перио<адрес> годов. (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ №АП-4356/11 9<адрес>), Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ №АП-8035/11 (<адрес>), Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ №АП-3985/11 (<адрес>), Ванаварским сельским Советом депутатов не нарушено действующее законодательство, в связи с чем, просим суд заместителю прокурора в заявленных требованиях отказать.
Выслушав в судебном заседании дополнительные объяснения помощника прокурора Эвенкийского <адрес> Белявской Т.В. и представителя заинтересованных лиц Черновой А.С., исследовав материалы дела, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании противоречащим закону полностью или в части нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Частью 4 ст. 251 ГПК РФ установлено, что в районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, то есть в данном случае он должен проверить соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и по всем иным имеющим значение основаниям, не указанным в заявлении.
Данное положение части 3 статьи 246 ГПК РФ направлено на защиту прав неопределенного круга лиц, в отношении которых действует оспариваемый нормативный правовой акт, при разбирательстве дела в суде первой инстанции.
Согласно п. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части.
Утрата силы нормативным правовым актом или его частью означает невозможность его применения, а также невозможность повторного принятия нормативного правового акта, признанного судом недействующим.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.), муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно п. 7 ст. 37 Устава сельского поселения с. Ванавара, Представительный орган сельского поселения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа сельского поселения. Решения представительного органа сельского поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа сельского поселения, если иное не установлено федеральным законом.
Заместителем Прокурора Эвенкийского района оспариваются вышеуказанные пункты решения Ванаварского сельского Совета депутатов «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов», то есть бюджетные полномочия представительного органа местного самоуправления села Ванавара.
В силу п. 5 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции от 03.12.2011 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2012 г. (далее – БК РФ), органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 2 БК РФ, бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и т.д.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Исходя из бюджетных полномочий муниципальных образований, установленных в п. 1 ст. 9 БК РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:
установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ст. 15 БК РФ во взаимосвязи со ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Статьей 11 БК РФ установлено, что местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, 01.12.2011 г. Решением Ванаварского сельского Совета депутатов №507 «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» утверждены основные характеристики местного бюджета на 2012 г. и плановый период 2013-2014 годов, в том числе утвержден в пределах общего объема расходов распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на 2012 г. и плановый период 2013-2014 годов.
28.02.2012 г. на 18 сессии 3 созыва Ванаварского сельского Совета депутатов в с. Ванавара было принято решение № 531 «О внесении изменений в Решение Ванаврского сельского Совета депутатов от 01.122011г. № 507 «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов», в котором согласно п. 2 Решение Ванаварского сельского Совета депутатов №507 «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» дополнено пунктами следующего содержания:
«18. Субсидия на возмещение затрат по содержанию мин. полосы.
1) Субсидия предоставляется на возмещение затрат по содержанию мин.полосы:
В 2012 году в сумме 792 863 руб.
2) Субсидия предоставляется на следующие цели:
-на возмещение расходов в связи с выполнением работ по содержанию минерализованной полосы вокруг территории сельского поселения с. Ванавара, согласно техническому заданию, в отношении которых гарантированный перечень услуг по содержанию возмещается из средств местного бюджета.
3) Установить, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, утвержденных данным Решением.
4) Порядок предоставления, расходования и возврата субсидии устанавливается постановлением Администрации с. Ванавара.
19. Субсидия МКУП «Ванаваракомсервис» на возмещение затрат по капитальному ремонту общежития.
1) Предоставить МКУП «Ванаваракомсервис» субсидию на возмещение затрат по капитальному ремонту общежития:
В 2012 году в сумме 13 595 200 руб.
2) Установить, что предоставление субсидии осуществляется в пределах средств, утвержденных данным Решением.
3) Порядок предоставления, расходования и возврата субсидии устанавливается постановлением Администрации с. Ванавара.
4) Порядок предоставления, расходования и возврата субсидии устанавливается постановлением Администрации с. Ванавара
20. Субсидия на возмещение затрат по содержанию дорог местного значения «Софинансирование»
1) Субсидия предоставляется на возмещение затрат по содержанию дорог местного значения (софинансирование)
В 2012 году в сумме 6 401 881 рубль.
2) Субсидия предоставляется на следующие цели:
- на возмещение расходов в связи с содержанием дорожного полотна (полив) на территории сельского поселения с. Ванавара в летний период в отношении которых, возмещается согласно перечня автомобильных дорог из средств краевого и местного бюджетов;
-на возмещение расходов в связи с содержанием дорожного полотна (грейдирование) на территории сельского поселения с. Ванавара в летний период в отношении которых, возмещается согласно перечня автомобильных дорог из средств краевого и местного бюджетов;
-на возмещение расходов в связи с содержанием дорожного полотна (ямочный) ремонт на территории сельского поселения с. Ванавара в летний период в отношении которых, возмещается согласно перечня автомобильных дорог из средств краевого и местного бюджетов;
-на возмещение расходов в связи с содержанием дорожного полотна
(очистка от снежного покрова) на территории сельского поселения с. Ванавара в зимний период в отношении которых, возмещается перечня автомобильных дорог из средств краевого и местного бюджетов.
3) Установить, что финансирование расходов осуществляется в пределах ассигнований, утвержденных настоящим Решением.
4) Порядок предоставления, расходования и возврата субсидии устанавливается постановлением Администрации с. Ванавара.
21. Субсидия МКУП «Ванаваракомсервис» на возмещение затрат по благоустройству
1) Предоставить МКУП «Ванаваракомсервис»субсидию на возмещение затрат по благоустройству:
В 2012 году в сумме 3 325 627 рублей.
2) Субсидия предоставляется на следующие цели:
-на возмещение расходов в связи с выполнением работ по содержанию (обеспечение чистоты, надлежащего эстетического и технического состояния) объектов благоустройства на территории сельского поселения с. Ванавара, включенных в перечень объектов благоустройства на территории сельского поселения с. Ванавара, в отношении которых гарантированный перечень услуг по благоустройству возмещается из средств местного бюджета.
Перечень объектов благоустройства на территории сельского поселения с. Ванавара, содержание которых осуществляется счет средств субсидии и технических заданий.
3) Установить, что предоставление субсидии осуществляется в пределах, утвержденных данным Решением.
4) Порядок предоставления, расходования и возврата субсидии устанавливается Постановлением Администрации с. Ванавара.
22. Субсидия МКУП «Ванаваракомсервис» на возмещение затрат на погребение невостребованных
1) Предоставить МКУП «Ванаваракомсервис» субсидию на возмещение затрат по погребению невостребованных:
В 2012 году в сумме 481 997 рублей
2) Субсидия предоставляется на следующие цели:
-на возмещение расходов в связи с оказанием услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших граждан, по стоимости указанных услуг, определенной постановлением Администрации с. Ванавара;
-на возмещение расходов по перевозке тела (останков тела) умершего на кладбище для категории умерших граждан, в отношении которых гарантированный перечень услуг по погребению возмещается из средств местного бюджета.
3) Установить, что предоставление субсидии осуществляется в пределах
Средств утвержденных данным Решением.
3) Порядок предоставления, расходования, и возврата субсидии устанавливается Постановлением Администрации с. Ванавара».
Также в п. 3 Решения Ванаварского сельского Совета депутатов в с. Ванавара № 531 установлено считать пунктом 23 п. 18 Решения Ванаварского сельского Совета депутатов №507 (о вступлении указанного решения в силу).
27.04.2012 г. Ванаварским сельским Советом депутатов в с. Ванавара было принято решение № 542 «О внесении изменений в Решение Ванаврского сельского Совета депутатов от 01.12. 2011г. № 507 «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов», в котором Ванаварский сельский Совет депутатов решил согласно п. 1.6: «Пункт 18 отменить», в п. 1.7 -1.9 установлено, что в пункте 20 слова «Субсидия на возмещение затрат по содержанию дорог местного значения (софинансирование)» заменить словами «Субсидия на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений». Подпункт 1 пункта 20 изложить в следующей редакции: «Субсидия на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений (софинансирование к ДЦП «Дороги Красноярья на 2012-2016 годы) в 2012 году в сумме 3 401 881 рубль». Пункт 20 дополнить подпунктом 5 следующего содержания: «Субсидия на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений в 2012 году в сумме 5 972 000 рублей. Также согласно п. 1.10 Решения Ванаврского сельского Совета депутатов № 542: «Пункт 21 подпункт 1 слова «в сумме 3 325 627» заменить словами «в сумме 4 330 675».
Таким образом, в бюджете сельского поселения село Ванавара на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов были установлены бюджетные ассигнования (то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году и на плановый период для исполнения бюджетных обязательств) в виде субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту общежития, на возмещение затрат по благоустройству, на возмещение затрат на погребение невостребованных с указанием конкретного получателя бюджетной субсидии МКУП «Ванаваракомсервис» и субсидия на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений (софинансирование к ДЦП «Дороги Красноярья на 2012-2016 годы) в 2012 году.
Согласно положениям ст. 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 1.4 Устава муниципального казенного унитарного предприятия села Ванавара «Ванаваракомсервис», предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления – казенным предприятием.
В соответствии с законоположениями п. 1ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п.п. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета предоставляются - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Юридическое определение «субсидия» ранее содержалось в ст. 6 БК РФ в редакции от 02.11.2007, действовавшей до 31.12.2007: «субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов».
В действующей редакции БК РФ юридического толкования понятия «субсидия» отсутствует.
Анализируя правовую природу субсидий, ст. 78 БК РФ во взаимосвязи со статьями 69, 69.1, 72 БК РФ, следует отметить, что субсидии юридическим и физическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) могут выделяться только на безвозмездной и безвозвратной основе, при производстве ими товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть субсидии должны носить целевой и компенсационный характер.
При выделении бюджетных средств в виде субсидии получателем данной субсидии не требуется применение норм Закона о размещении заказов, так как возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением, оказанием услуг не относится к государственным или муниципальным нуждам.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в редакции от 12.12.2011 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2012), (далее - Закон о размещении заказов), под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона №131-ФЗ вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Следовательно, правоотношения между заказчиком и поставщиком в рамках реализации Закона о размещении заказов, носят возмездный и возвратный характер, так как взамен выделенных поставщику денежных средств, последний обязан осуществить поставку товаров, выполнить работу или оказать услугу.
Поэтому, по мнению суда, в случае осуществления заказчиком закупки товаров, работ, услуг на бюджетные средства, а также в целях реализации собственных полномочий, такие отношения подпадают под сферу действия Закона о размещении заказов, и процедуры, осуществляемые заказчиками в рамках указанных отношений, также регулируются указанным Законом, а на предоставляются за счет средств местного бюджета в виде субсидии в порядке ст. 78 БК РФ.
Также суд считает, при реализации публичного права разрешено только то, на что содержится указание в законе.
Предоставление субсидий в порядке ст. 78 БК РФ осуществляется только тем субъектам, которые поименованы в данной норме закона, а это «юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг».
Указанные в п. 1 ст. 78 БК РФ субъекты являются субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии
При этом в Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 (ред. от 26.01.2012) "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (вместе с "Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства") регламентирована возможность осуществления права на получение субсидии согласно ст. 78 БК РФ.
Согласно подпункту 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ в редакции от 06.12.2011 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Закон № 209-ФЗ), под субъектами малого и среднего предпринимательства определены «хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям».
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона №209-ФЗ, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства».
Исходя из правового статуса МКУП «Ванаваракомсервис» не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 2 ст. 527 ГК РФ заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в редакции от 30.11.2011 г. (далее – Закон о государственных и муниципальных предприятиях), собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, в силу прямого указания закона МКУП «Ванаваракомсервис», как казенное предприятие, должно быть поставщиком (исполнителем) только муниципальных заказов, а не быть получателем бюджетных ассигнований в виде субсидии в порядке ст. 78 БК РФ, так как в настоящее время БК РФ не предусматривает выделения бюджетных ассигнований казенным предприятиям.
Кроме того, согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в редакции от 06.12.2011 (далее - Закон о защите конкуренции) государственными или муниципальными преференциями является предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Учитывая, что в качестве преференции может выступать имущество (в том числе деньги), а также, учитывая, что получение субсидии обеспечивает преимущества при осуществлении деятельности хозяйствующим субъектам, выделение субсидии может быть признано преференцией.
В силу п. 1 ст. 19 Закон о защите конкуренции, государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) развития образования и науки;
3) проведения научных исследований;
4) защиты окружающей среды;
5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
7) развития физической культуры и спорта;
8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производства сельскохозяйственной продукции;
10) социального обеспечения населения;
11) охраны труда;
12) охраны здоровья граждан;
13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Законом о защите конкуренции запрещено предоставлять преференции на иные цели.
Таким образом, по мнению суда, при выделении субсидии в порядке ст. 78 БК РФ, необходимо руководствоваться также нормами Закона о защите конкуренции.
Между тем, в Решении Ванаварского сельского Совета депутатов о бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 г. и плановый период 2013-2014 годы (с последующими изменениями решениями № 531 от 28.02.2012 и № 542 от 27.04.2012) установлены иные цели предоставления субсидий, отличные от указанных в п. 1 ст. 19 Закон о защите конкуренции.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии со ст. 34 БК РФ использование бюджетных средств должно быть основано на принципах результативности и эффективности.
Проанализировав ст. 69, 78 БК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 15, 19, 20 Закона о защите конкуренции, ст. 20 Закона о государственных и муниципальных предприятиях, нормами Закона о размещении заказов, суд пришел к выводу, что, установив в Решении Ванаварского сельского Совета депутатов о бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 г. и плановый период 2013-2014 годы (в редакции решений № 531 от 28.02.2012 и № 542 от 27.04.2012) субсидию МКУП «Ванаваракомсервис» на возмещение затрат по капитальному ремонту общежития (пункт 19), субсидию МКУП «Ванаваракомсервис» на возмещение затрат по благоустройству (пункт 21), субсидию МКУП «Ванаваракомсервис» на возмещение затрат по погребению невостребованных (пункт 22) и определив в конкретной денежной сумме размер субсидий, представительный орган местного самоуправления села Ванавара превысил свои бюджетные полномочия, нарушил требования ст. 78 БК РФ, нарушил единый порядок размещения заказов для муниципальных нужд, положения Федерального закона "О защите конкуренции».
Что касается пункта 20 Решения Ванаварского сельского Совета депутатов о бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 г. и плановый период 2013-2014 годы (в редакции решений № 531 от 28.02.2012 и № 542 от 27.04.2012), то есть «Субсидии на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений», указанная субсидия является межбюджетным трансфертом, только в том случае если она отражена в структуре поступивших доходов бюджета, в силу следующих положений закона.
Законоположения ст. 139 БК РФ, предусматривают, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд софинансирования расходов.
В составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Закона Красноярского края от 10.07.2007 N 2-317 в редакции от 01.12.2011 "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае", в краевом бюджете предусматриваются субсидии местным бюджетам в соответствии с приоритетными направлениями софинансирования расходных обязательств муниципальных образований края. Порядок определения приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований края и перечень указанных направлений устанавливаются Правительством Красноярского края.
Совокупность субсидий местным бюджетам из краевого бюджета образует региональный фонд софинансирования расходов.
Субсидии местным бюджетам формируются в составе краевого бюджета за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита краевого бюджета, а также межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из краевого бюджета, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами края и (или) нормативными правовыми актами Правительства Красноярского края.
Цели, условия, порядок предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из краевого бюджета на реализацию мероприятий долгосрочных целевых программ, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями определяются нормативными правовыми актами Правительства Красноярского края.
Распределение субсидий местным бюджетам из краевого бюджета между муниципальными образованиями устанавливается законами края и (или) нормативными правовыми актами Правительства Красноярского края.
Субсидии бюджету поселения из краевого бюджета предоставляются бюджету муниципального района, в состав которого входит данное поселение, для их дальнейшего предоставления бюджету поселения.
Объем субсидий местным бюджетам из краевого бюджета утверждается законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
О финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней, в том числе предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований указано также в ст. 62 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 18.10.2011 № 628-п в редакции от 03.04.2012 утверждена долгосрочная целевая программа "Дороги Красноярья" на 2012 - 2016 годы. Согласно разделу 2.3. «Механизм реализации программы» предусмотрено, что реализация указанной программы осуществляется за счет средств краевого бюджета (дорожного фонда Красноярского края). Государственным заказчиком программы и главным распорядителем бюджетных средств является министерство транспорта Красноярского края. Субсидии из краевого бюджета предоставляются бюджетам муниципальных образований Красноярского края, в том числе на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений (пункт 5.4.1 подраздела 2.6 программы).
Согласно Порядку и условиям предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2011 № 822-п в редакции от 16.04.2012 "Об утверждении распределения, порядков и условий предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы "Дороги Красноярья" на 2012 - 2016 годы", субсидии перечисляются бюджетам городских округов, а также бюджетам муниципальных районов для дальнейшего перечисления средств бюджетам городских (сельских) поселений. Органы местного самоуправления муниципальных районов в течение трех рабочих дней со дня получения субсидий перечисляют субсидии бюджетам городских (сельских) поселений. Субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края предоставляются при условии софинансирования расходов на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений за счет средств местного бюджета в размере не менее 0,1 процента от объема субсидии, предусмотренной соответствующему муниципальному образованию Красноярского края. Орган местного самоуправления муниципального образования Красноярского края ежеквартально, в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство отчет об использовании средств субсидии по форме, предусмотренной Соглашением. Отчет по итогам текущего финансового года представляется не позднее 15 января года, следующего за отчетным. Отчеты городских (сельских) поселений представляются в Министерство органом местного самоуправления муниципального района. Ответственность за целевое и эффективное использование полученных субсидий возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края.
Таким образом, по смыслу требований ст. 139 Бюджетного кодекса, ст. 10 Закона Красноярского края "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае", положений Порядка и условий предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2011 № 822-п субсидия, предоставленная бюджету с. Ванавара на условиях софинансирования для реализации собственных полномочий по содержанию дорог местного значения, и отраженная в структуре доходов не противоречит требованиям Бюджетного кодекса РФ.
Однако, указание в пункте 20 Решения Ванаварского сельского Совета депутатов «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 г. и плановый период 2013-2014 годы (в редакции решений № 531 от 28.02.2012 и № 542 от 27.04.2012) Субсидии на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений, как бюджетного ассигнования в виде субсидии, то есть как расходного обязательства бюджета, предусматривающего, что расходование муниципальным образованием денежных средств, на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений, осуществляется в рамках предоставления не краевым бюджетном, а бюджетом поселения субсидий, противоречит положениям ст. 78, ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, единому порядок размещения заказов для муниципальных нужд, положения Федерального закона "О защите конкуренции».
Таким образом, пункт 20 Решения Ванаварского сельского Совета депутатов «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 г. и плановый период 2013-2014 годы (в редакции решений № 531 от 28.02.2012 и № 542 от 27.04.2012) в виду противоречия с действующим законодательством не может закреплять право муниципального образования расходовать денежные средства на содержание автомобильных дорог в виде субсидии.
В связи с изложенным выше, суд считает, что пункт 20 Решения Ванаварского сельского Совета депутатов о бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 г. и плановый период 2013-2014 годы (в редакции решений № 531 от 28.02.2012 и № 542 от 27.04.2012), «Субсидии на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, городских и сельских поселений» также противоречит действующему федеральному законодательству, а также законодательству и иным нормативным правовым актам Красноярского края.
Согласно п.1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Ванаварским сельским Советом депутатов решением №542 от 27.04.2012 г. пункт 18 (Субсидия на возмещение затрат по содержанию мин. полосы) согласно п. 1.6 отменен.
Отмененный пункт решения о бюджете сельского поселения с. Ванавара не порождает правовых последствий, в связи с чем, не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился заместитель прокурора Эвенкийского района.
На основании требований части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании части 4 статьи 40 Устава сельского поселения с. Ванавара, официальным печатным изданием, в котором подлежат опубликованию нормативно правовые акты органов местного самоуправления с. Ванавара является периодическое печатное средство массовой информации «Официальный вестник Эвенкийского муниципального района», учрежденный решением Эвенкийского районного совета депутатов от 02 апреля 2010 года N2 2-727-11.
Оценив все представленные в судебное заседание доказательства в их совокупности, суд находит требования заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края Баранова Э.А. подлежащими частичному удовлетворению и признает пункты 19, 20, 21, 22 Решения Ванаварского сельского Совета депутатов «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» от 01.12.2011 г. № 507 (в редакции решений от 28.02.2012 № 531, решения от 27.04.2012 № 542) противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
В остальной части заявления суд отказывает, поскольку отмененный решением Ванаварского сельского Совета депутатов № 542 от 27.04.2012 п. 18 не порождает правовых последствий, в связи с чем, не влечет каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод неопределенного круга лиц.
Временем, с которого суд признается недействующим пункты 19, 20, 21, 22 вышеуказанного муниципального правового акта, следует определить дату вступления в силу, решения Ванаварского сельского Совета депутатов «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» от 01.12.2011 г. № 507 (в редакции решений от 28.02.2012 № 531, решения от 27.04.2012 № 542) – то есть с 02 марта 2012 года.
Согласно части 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
На основании статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1 в редакции от 11.07.2011(с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 10.11.2011) редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации.
Учитывая требования гражданского процессуального законодательства об обязательном опубликовании вступившего в силу судебного решения, суд считает, что резолютивная часть настоящего решения подлежит обязательному опубликованию в «Официальном вестнике Эвенкийского муниципального района» в течение 30 дней после вступления его в законную силу.
В соответствии с правилами п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу п.п.18(23), 19, 20, 21, 22 решения Ванаварского сельского Совета депутатов «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 и плановый период 2013-2014годов» от 01.12.2011г. № 507 (в редакции решений от 28.02.2012г. № 531, от 27.04.2012г. № 542) – удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу, то есть с 02.03.2012 года, пункты 19, 20, 21, 22 решения Ванаварского сельского Совета депутатов «О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 и плановый период 2013-2014годов» от 01.12.2011г. № 507 (в редакции решений от 28.02.2012г. № 531, от 27.04.2012г. № 542).
В остальной части заявления – отказать.
Обязать главу села Ванавара - Председателя Совета депутатов Фазылзянова Мансура Фазылзяновича опубликовать резолютивную часть решения суда в «Официальном вестнике Эвенкийского муниципального района» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы, представления в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Председательствующий по гражданскому делу
Судья подпись Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено с помощью технического средства - компьютера и подписано председательствующим судьей 09.06.2012 г.
Копия верна
Судья Тунгусско-Чунского районного суда Е.П. Кирпиченко
Решение не вступило в законную силу 09 июня 2012 года.
<данные изъяты>