Материал №5-3/2012
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 июня 2012 г. в 19 часов 00 мин. в помещении Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края в селе Ванавара по ул. Советская д.49, Эвенкийского района, Красноярского края судья Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края Кирпиченко Е.П.,
с участием законного представителя МП ЭМР «Ванавараэнерго» - и.о. директора ФИО4, действующего на основании Устава и распоряжения Администрации Эвенкийского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, защитника юридического лица ФИО3, действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев единолично в открытом судебном заседании административный материал № 5-3/2012 об административном правонарушении, предусмотренным ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Ванавараэнерго», имеющему <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес>, <данные изъяты> с местонахождением по юридическому адресу: 648490, <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
у с т а н о в и л а:
18 мая 2012 г. специалистом-экспертом отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО1, являющейся в соответствии с Перечнем должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в порядке, предусмотренном статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), было вынесено определение № о возбуждении в отношении муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Ванавараэнерго» (далее - МП ЭМР «Ванавараэнерго») дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
Поводом для возбуждения дела явились обращения жителей с.Ванавара (вх. № К-1064 от 04.05.2012 г.) на ухудшение качества холодного и горячего питьевого водоснабжения, а также информации из СМИ.
В ходе административного расследования, проведенного на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №2763 от 18.05.2012 г., были выявлены нарушения МП ЭМР «Ванавараэнерго» санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению на водозаборных сооружениях - скважины № 5, № 5 «А», эксплуатируемые МП ЭМР «Ванавараэнерго» по адресу: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, <адрес>, которые были изложены в протоколе № 1661 об административном правонарушении от 22 мая 2012 года.
Как указано протоколе № 1661 об административном правонарушении от 22 мая 2012 года, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, выразилось в следующем: МП ЭМР «Ванавараэнерго» осуществляет эксплуатацию, ремонт водопроводных сооружений и разводящих сетей водоснабжения с. Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края. МП ЭМР «Ванавараэнерго» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей подачу холодной и горячей воды в питьевых и бытовых целей для потребления населения с. Ванавара Эвенкийского муниципального района (договор №6-5/1 от 01.01.2012 г. на оказание услуг по водоснабжению, заключенный между МП ЭМР «Ванавараэнерго» и КГКОУ «Ванаварский детский дом», квитанции МП ЭМР «Ванавараэнерго» за коммунальные услуги).
МП ЭМР «Ванавараэнерго» имеет лицензию на право пользования недрами, серия ТУР № 00067, вид лицензии ВЭ, с целевым назначением и видами работ – добыча питьевых подземных вод для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения сельского населенного пункта и технологического обеспечения водой промышленных объектов (котельные), право на пользование земельными участками получено от Администрации с. Ванавара на основании постановлений, участок недр имеет статус горного отвода, срок окончания действия лицензии 30.06.2016 г. Лицензия зарегистрирована в Красноярскнедра 10 июля 2006 г. № 103 (ТУР 00067 ВЭ).
В МП ЭМР «Ванавараэнерго» отсутствуют проекты зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения с определением границ и составляющих ее поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источников, правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны в нарушение требований п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
На водные объекты, эксплуатируемые МП ЭМР «Ванавараэнерго» отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов, используемых в качестве источников питьевого водоснабжения, санитарным нормам и правилами, что является нарушением требований п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
С 13.04.2012 г. жители микрорайона Катангский с. Ванавара стали отмечать ухудшение качества холодной питьевой воды (вода приобрела мутный цвет, отмечался сильный запах солярки), с 02.05.2012 г. аналогичными свойствами стала обладать и горячая вода.
Водоснабжение микрорайона Катангский осуществляется водозаборными сооружениями - скважинами № 5, № 5 «А», расположенными по адресу: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, с. Ванавара, ул. Пайгинская, 8. На расстоянии 20-25 от скважины № 5 «А» проходит нефтепровод сырой нефти (протяженность нефтепровода 200 м от резервуара нефтепродуктов до котельной МП ЭМР «Ванавараэнерго»). После поступления многочисленных жалоб жителей микрорайона Катангский с. Ванавара на ухудшение качества воды и наличии в воде запаха и привкуса нефтепродуктов, сотрудниками МП ЭМР «Ванавараэнерго» был вскрыт доступ к нефтепроводу, обнаружена утечка нефти, специализированной ассенизационной машиной было откачено 200 л. нефтепродуктов. Факт порыва (разрыва) нефтепровода МП ЭМР «Ванавараэнерго» до настоящего времени не установлен.
При возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязано немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом органы госсанэпиднадзора.
МП ЭМР «Ванавараэнерго» меры по устранению технических нарушений на водозаборных сооружениях - скважинах № 5, № 5 «А» микрорайона Катангский с. Ванавара, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения микрорайона Катангский с. Ванавара до дня составления протокола № 1661 об административном правонарушении от 22 мая 2012 года, не приняты, органы госсанэпиднадзора не проинформированы о случае аварийной ситуации (техническом нарушении), что является нарушением п. 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
При натурном обследовании установлено следующее: скважина № 5 расположена по адресу: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, с. Ванавара, ул. Пайгинская, 8. Оголовок скважины № 5 поднят над поверхностью земли, находится в утепленном деревянном коробе рядом со зданием водонасосной башни. Рядом со скважиной расположены две накопительные емкости, объемом 200 куб.м и 25 куб.м, насосная станция, все объекты ограждены металлическим забором. Скважина № 5 «А» расположена по адресу: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, с. Ванавара, ул. Пайгинская, 8. Оголовок скважины № 5 «А» поднят над поверхностью земли, находится в утепленном деревянном коробе под теплотрассой, идущей к водонапорной башне.
Территория первых поясов зон санитарной охраны скважин № 5, № 5 «А» по адресу: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, с. Ванавара, ул. Пайгинская, 8 не ограждена, не охраняется, не спланирована для отвода поверхностного стока, отсутствуют дорожки с твердым покрытием, что является нарушением требований п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В радиусе 50 м от крайних скважин № 5, № 5 «А» группового водозабора по адресу: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Ванавара, ул. Пайгинская, 8 (в пределах первого пояса зоны санитарной охраны водозабора при использовании недостаточно защищенных подземных вод) расположены объекты, недопустимые к размещению в пределах первого пояса зоны санитарной охраны: заброшенные, захламленные подземные хозяйственно-бытовые погреба (овощехранилища), нефтепровод сырой нефти, частные жилые дома с приусадебными участками (по адресу: ул. Пайгинская, 15-1, ул. Пайгинская, 15-2 с. Ванавара Эвенкийского муниципального района), что является нарушением требований п. 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; в пределах территорий второго пояса ЗСО скважин № 5, № 5 «А» расположен источник химического загрязнения почвы – резервуар нефтепродуктов, объемом 200 куб.м, что является нарушением п. 3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.
При натурном обследовании был произведен спуск холодной воды из скважин № 5, № 5 «А», после спуска воды отмечен стойкий запах нефтепродуктов, также на воде остается маслянистая пленка.
При обследовании частного жилого дома по адресу: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, с. Ванавара, ул. Пайгинская, 13-1, а также КГКОУ «Ванаварский детский дом», по адресу: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, с. Ванавара, ул. Пайгинская, 6 отмечено следующее: при спуске холодная и горячая вода имеет характерный запах и привкус нефтепродуктов.
На день составления протокола № 1661 об административном правонарушении от 22 мая 2012 года подача питьевой воды населению Катангского микрорайона из скважины № 5 «А» была не прекращена, однако системой водоснабжения не обеспечиваются производство и подача населению Катангского микрорайона питьевой воды, качество которой соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - вода из скважины № 5 «А» имеет характерный запах нефтепродуктов, а на поверхности воды остается маслянистая пленка, в связи с чем, имеется реальная опасность для здоровья населения, что является нарушением п. 2.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
МП ЭМР «Ванавараэнерго», осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения с. Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края и являющейся ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей подачу холодной и горячей воды в питьевых и бытовых целей для потребления населения с. Ванавара Эвенкийского муниципального района не разработана рабочая программа производственного контроля качества воды, что является нарушением п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Производственный контроль качества питьевой воды МП ЭМР «Ванавараэнерго» проводится не в полном объеме: исследование питьевой воды по микробиологическим показателям из скважин, накопительной емкости и распределительной сети проводят 1 в месяц, при нормируемом количестве проб воды по микробиологическим показателям в местах водозабора в течение одного года не менее 4 проб (по сезонам года), перед поступлением в распределительную сеть - еженедельно, в распределительной сети - 2 раза в месяц; исследование питьевой воды по органолептическим, обобщенным, санитарно-химическим, радиологическим показателям МП ЭМР «Ванавараэнерго» не проводится, что является нарушением п. 4.2, п. 4.3 (таблица 6), п. 4.4 (таблица 7), п. 4.5 (таблица 8) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», примечания 2 к таблице 5 п. 3.6 СанПиН 2.1.4.2580-10 изменения 2 к СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Горячее водоснабжение с Ванавара обеспечено за счет работы котельных, эксплуатируемых МП ЭМР «Ванавараэнерго». МП ЭМР «Ванавараэнерго» эксплуатирующее сети горячего водоснабжения, не осуществляет производственный лабораторный контроль качества горячей воды (программа производственного контроля не разработана по лабораторному производственному контролю качества горячей воды с кратностью отбора проб) в местах поступления исходной воды (водопроводной или воды источника), после водоподготовки (подпиточная вода), перед поступлением в сеть горячего водоснабжения, в распределительной сети, протоколы лабораторных исследований горячей воды не представлены, что является нарушением п.п. 4.1, 4.1.2, 4.3. СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (Изменение в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»); точки лабораторного производственного контроля за качеством горячей воды в распределительной сети не согласованы с Роспотребнадзором, что является нарушением п. 4.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (Изменение в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»).
Целью мероприятий на территории ЗСО подземных источников водоснабжения является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.
Отсутствие проектов зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения с определением границ и составляющих ее поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источников, правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны, а также размещение объектов недопустимых к размещению в пределах первого и второго пояса зоны санитарной охраны (заброшенные, захламленные подземные хозяйственно-бытовые погреба (овощехранилища), нефтепровод сырой нефти, частные жилые дома с приусадебными участками, источник химического загрязнения почвы – резервуар нефтепродуктов) приводит или может привести к загрязнению питьевой воды, что может способствовать возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, отравлений среди людей и создает угрозу жизни и здоровью населения.
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Системой водоснабжения МП ЭМР «Ванавараэнерго» не обеспечиваются производство и подача населению Катангского микрорайона питьевой воды, качество которой соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - вода из скважин № 5, № 5 «А» имеет характерный запах нефтепродуктов, а на поверхности воды остается маслянистая пленка, в распределительной сети частных жилых домов, детских учреждений горячая и холодная вода с запахом и привкусом нефтепродуктов, в связи с чем, имеется реальная опасность для здоровья населения и возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, отравлений среди людей.
Данные нарушения подтверждаются протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 21.05.2012 г. № 1.
Следовательно, юридическим лицом МП ЭМР «Ванавараэнерго», совершено административное правонарушение, ответственность за которое, в том числе, в виде административного приостановления деятельности, в части подачи холодной воды для потребления населением в питьевых целях, поступающей из скважин № 5, № 5 «А», расположенных по адресу: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, с. Ванавара, микрорайон Катангский, ул. Пайгинская, 8, подающих воду в жилые дома мкр. Катангский по ул. Пайгинская, 3. 3 «А», 4, 4 «А», 5, 5 «А», 5 «Г», 7, 7 «А», 9, 9 «А», 11, 11 «А» 13, 15, 2-ая Лесная, 1, 2, 3, 4. 5, 6, 7, 10 «А», 12, 14, 15, 16, 18, 20, 22, 22 «А», 22 «Б», 24, ул. Юности, 10, 11, 12, 13, 14, 15, ул. Зеленая, 2, 3, 4, 5, 8, ул. Катангская, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13 «А», пер. Кипучий, 1, 1 «А», 3, 5, 9, 11, ул. Метеоритная, 1, 2, 3, 5, ул. Спортивная, 61, 62, 63, 64, 65, 66, ул. Увачана, 1, 1 «А», ул. Шишкова, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 и общественные организации мкр. Катангский: МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» ЭМР филиал с. Ванавара, ул. 2-ая Лесная, 19, КГКОУ «Ванаварский детский дом», ул. Пайгинская, 6, МКОУ ДОД «ДЮСШ» ЭМР Красноярского края, ул. Спортивная, 10, Отдел МВД России по Эвенкийскому району, пер. Кипучий, 2 предусмотрена статьёй 6.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представитель административного органа, направившего в суд на рассмотрение по подведомственности материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ в отношении МП ЭМР «Ванавараэнерго», не явился, ходатайствовал о рассмотрении указанного дела в отсутствии представителя административного органа.
Законный представитель МП ЭМР «Ванавараэнерго» - и.о. директора ФИО4, действующий на основании Устава и распоряжения Администрации Эвенкийского муниципального района от 28.04.2012 № 01-94, а также защитник юридического лица ФИО3, действующая на основании доверенности б/н от 28.05.2012 г., в ходе рассмотрения административного материала №5-3/2012 в судебном заседании не оспаривали наличия нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, вину в совершении вышеуказанного административного правонарушения признали в полном объеме, пояснив следующее.
11 апреля 2012 г. приказом № 37-а по МП ЭМР «Ванавараэнерго» в связи с загрязнением системы водоснабжения микрорайона Катангский создана комиссия по расследованию причин загрязнения системы водоснабжения микрорайона Катангский. Этим же приказом поручено первому заместителю директора ФИО5 организовать подвоз воды в муниципальные детские учреждения Ванаварский детский дом и Реабилитационный центр. Население микрорайона было оповещено о ненадлежащем качестве воды и графике подвоза питьевой воды через объявления и на сайте с. Ванавара. Также было решено в кратчайший срок произвести отбор проб и анализ воды в специализированной лаборатории.
В соответствии с договором №2232 от 24.04.2012 г. в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» аккредитованном испытательном лабораторном центре было проведено лабораторное испытание воды со скважины №5 с. Ванавара. Согласно протоколу лабораторных испытаний №107-2240 от 03.05.2012 г. в образце воды содержание нефтепродуктов составило < 0,05 мг/дм3 при допустимом убовне не более 0,3 мг/дм3 (ГОСТ Р 51797-2001 Вода питьевая. Методы определения содержания нефтепродуктов).
17.05.2012 г. протоколом рабочего совещания по вопросу обеспечения водой питьевого качества жителей микрорайона «Катангский» с. Ванавара было решено:
1. МП ЭМР «Ванавараэнерго» обеспечить подвоз питьевой воды жителям микрорайона «Катангский» в соответствии с утвержденным графиком на период проведения работ по восстановлению качества холодного водоснабжения.
2. Обеспечить информирование населения: о запрете использования воды из систем водоснабжения для питья и приготовления пищи; о графике подвоза питьевой воды к жилым домам; о сроках проведения работ по восстановлению качественного водоснабжения в соответствии с требованиями СанПинов.
3. Установить и ввести в эксплуатацию систему водоочистки на две скважины, обеспечивающих холодной водой микрорайон «Катангский», котельную «Катангскую».
4. Выполнить мероприятия по устранению остатков загрязнений в системах холодного и горячего водоснабжения в микрорайоне «Катангский» в соответствии с графиком проведения работ предприятием МП ЭМР «Ванавараэнерго».
5. Провести дефектоскопию расходного резервуара РВС -200 и технологического нефтепровода к котельной «Катангская» для принятия решения о возможности их дальнейшей эксплуатации.
Также в целях очистки воды от нефтепродуктов и доведения показателей качества воды до питьевого для водозаборных сооружений с. Ванавара мкр. «Катангский» МП ЭМР «Вванавараэнерго» заключило с ООО НПО «Пульсар» г. Красноярск договор № П-47/12 от 17.05.2012 г., по условиям которого осуществлена поставка озоно-фильтровальной станции очистки воды для удаления нефтепродуктов, поставка реагентов в количестве необходимого для выполнения мероприятий по очистке системы водоснабжения, с подготовкой программы очистки системы водоснабжения. На день рассмотрения материала об административном правонарушении МП ЭМР «Ванавараэнерго» подписало с ООО НПО «Пульсар» акт об окончании монтажных работ по монтажу оборудования озоно-фильтровальной станции очистки воды для удаления нефтепродуктов и улучшения органолептических показателей водозаборных сооружений с. Ванавара производительностью 16 куб.м/ч. Также 04.06.2012 г. подписаны:
акт об окончании пусконаладочных работ. В результате проведенных работ выполнено: программирование управляющих блоков 2850 SXT фильтров, первичное замачивание фильтрующего материала и его отмывка, проверка автоматического включения/выключения системы напорной аэрации и озонирования;
акт проведения индивидуальных испытаний;
протокол обучения эксплуатирующего персонала объекта.
По мнению и.о. директора МП ЭМР «Ванавараэнерго» Абишева Г.Т., предприятие не бездействовало, а активно предпринимало меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, что должно быть учтено судом при определении вида и размера административного наказания, также законный представитель юридического лица просил суд назначить наказание в виде административного штрафа, так как административное приостановление деятельности МП ЭМР «Ванавараэнерго» негативно скажется на работе предприятия, так как подвоз воды на фактически осуществляется одной машиной-водовозкой. Горячее водоснабжение согласно приказу по МП ЭМР «Ванавараэнерго» в настоящее время отключено, отключение холодного водоснабжения может повлечь более серьезные последствия, поскольку отсутствие воды в населенном пункте может привести к вспышке инфекционных заболеваний, что неблагоприятно скажется на санитарно-эпидемиологической ситуации в с. Ванавара.
Наличие в действиях МП ЭМР «Ванавараэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ подтверждено в судебном заседании также протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов №1 от 21.05.2012 г.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Таким образом, изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав законного представителя МП ЭМР «Ванавараэнерго» в лице и.о. директора Абишева Г.Т., оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, нахожу установленным факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Своей целью норма ст. 6.5 КоАП РФ предусматривает охрану здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Предметом рассматриваемого правонарушения являются питьевая вода и система питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
При этом объективная сторона правонарушения состоит в нарушении юридическим лицом санитарно-эпидемиологических правил, норм, стандартов, предъявляемых к воде, питьевому водоснабжению.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) (далее – Закон №52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании его положений санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ч. 1 ст. 2 Закона №52-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг (ст. 11 Закона №52-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 18 Закона №52-ФЗ, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
На основании ч. 2 ст. 19 Закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Положениями ч. 3 ст. 19 Закона №52-ФЗ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно ст. 32 Закона№52-ФЗ, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 года, определены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Указанным СанПиН предусмотрено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников; основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (пункт 1.4);
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала; его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения; санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой; в каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5);
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (пункт 1.6).
СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" предусматривают, что территория 1 пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, ограждена и обеспечена охраной(п. 3.2.1.1.). Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. (п. 3.2.1.2). Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов (п. 3.2.1.4).
В соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного питьевого водоснабжения. Контроль качества" данные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Так, согласно п. 2.4., на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
На основании п. 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01, при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее производственный контроль качества питьевой воды, также обязаны немедленно информировать центр госсанэпиднадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам.
В силу п. 2.7 СанПиН 2.1.4.1074-01, подача питьевой воды населению запрещается или ее использование приостанавливается в следующих случаях:
- в установленный срок действия временных отклонений от гигиенических нормативов не устранены причины, обусловливающие ухудшение качества питьевой воды;
- системой водоснабжения не обеспечиваются производство и подача населению питьевой воды, качество которой соответствует требованиям настоящих Санитарных правил, в связи с чем имеется реальная опасность для здоровья населения.
Согласно пункту 4.2 указанных Правил производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе; индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Периодичность проб воды в местах водозабора установлена пунктом 4.3 данных СанПиН. Виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть устанавливаются п. 4.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой 2 пробы в месяц при численности обслуживающего населения до 10 тыс. человек (п. 4.5 указанных СанПиН).
В соответствии с п. 4.1, 4.1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы), производственный контроль качества горячей воды осуществляется в открытых системах теплоснабжения:
- в местах поступления исходной воды (водопроводной или воды источника);
- после водоподготовки (подпиточная вода);
- перед поступлением в сеть горячего водоснабжения.
При любой системе теплоснабжения и СЦГВ лабораторный производственный контроль за качеством горячей воды должен проводиться в распределительной сети в точках, согласованных с Роспотребнадзором (п. 4.2.).
Согласно п. 4.3 указанных СанПиН, лабораторный производственный контроль качества горячей воды включает следующие показатели: температуру, цветность, мутность, запах, pH, железо, сероводород, остаточное содержание реагентов, применяемых в процессе водоподготовки, вещества, вымывание которых возможно из материала труб горячего водоснабжения согласно технической документации (цинк, никель, алюминий, хром и т.д.), хлороформ (при присоединении к закрытым источникам теплоснабжения и использовании воды из хозяйственно-питьевого водопровода, где проводится обеззараживание воды хлорреагентами); ОКБ, ТКБ, ОМЧ, сульфитредуцирующие клостридии, легионеллы (по эпидпоказаниям).
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В ходе судебного заседания была установлена вина МП ЭМР «Ванавараэнерго» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, за нарушение вышеперечисленных требований Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологических правил, норм, стандартов, предъявляемых к воде, питьевому водоснабжению.
В соответствии со ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении административного наказания МП ЭМР «Ванавараэнерго» судья учитывает обстоятельства совершения допущенного правонарушения, наличие смягчающих наказание обстоятельств, выразившихся в признании вины в совершенном административном правонарушении, добровольное устранение причиненного вреда.
Но в месте с тем, на момент рассмотрения настоящего административного материала в суде загрязнение нефтепродуктами холодной воды, потребляемой жителями мкр. «Катангский» до конца не ликвидировано, данных лабораторных исследований, подтверждающих обратное в суд МП ЭМР «Ванавараэнерго» не представило.
Питьевое водоснабжение населения с. Ванавара осуществляется из централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения МП ЭМР «Ванавараэнерго».
Согласно сведениям, полученным из Администрации с. Внавара от 04.06.2012 г. № 586, численность проживающих в микрорайоне «Катангский» составляет 720 человек, кроме того в данном микрорайоне расположены социально-значимые учреждения и организации, как то: МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» ЭМР филиал с. Ванавара, ул. 2-ая Лесная, 19, КГКОУ «Ванаварский детский дом», ул. Пайгинская, 6, МКОУ ДОД «ДЮСШ» ЭМР Красноярского края, ул. Спортивная, 10, Отдел МВД России по Эвенкийскому району, пер. Кипучий, 2.
Поэтому, учитывая характер правонарушения, его общественная опасность, в том числе то обстоятельство, что выявленные нарушения создают непосредственную угрозу санитарно-эпидемиологического благополучия жителей микрорайона «Катангский», могут причинить вред здоровью людей, а так же могут послужить причиной возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения с. Ванавара, судья считает полагает целесообразным применить в отношении МП ЭМР «Ванавараэнерго» административное наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку менее строгий вид наказания, такой как штраф, в данном случае не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В связи с необходимостью предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, из-за невозможности предотвращения указанных обстоятельств другими способами, в соответствии со статьями 27.16, 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом 22.05.2012 г. вынесен протокол о временном запрете деятельности юридического лица № 10, в соответствии с которым временно запрещена деятельность МП ЭМР «Ванавараэнерго» в части подачи холодной воды для потребления населением в питьевых целях, поступающей из скважин № 5, № 5 «А», расположенных по адресу: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, с. Ванавара, микрорайон Катангский, ул. Пайгинская, 8, подающих воду в жилые дома мкр. Катангский по ул. Пайгинская, 3. 3 «А», 4, 4 «А», 5, 5 «А», 5 «Г», 7, 7 «А», 9, 9 «А», 11, 11 «А» 13, 15, 2-ая Лесная, 1, 2, 3, 4. 5, 6, 7, 10 «А», 12, 14, 15, 16, 18, 20, 22, 22 «А», 22 «Б», 24, ул. Юности, 10, 11, 12, 13, 14, 15, ул. Зеленая, 2, 3, 4, 5, 8, ул. Катангская, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13 «А», пер. Кипучий, 1, 1 «А», 3, 5, 9, 11, ул. Метеоритная, 1, 2, 3, 5, ул. Спортивная, 61, 62, 63, 64, 65, 66, ул. Увачана, 1, 1 «А», ул. Шишкова, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 и общественные организации мкр. Катангский: МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» ЭМР филиал с. Ванавара, ул. 2-ая Лесная, 19, КГКОУ «Ванаварский детский дом», ул. Пайгинская, 6, МКОУ ДОД «ДЮСШ» ЭМР Красноярского края, ул. Спортивная, 10, Отдел МВД России по Эвенкийскому району, пер. Кипучий, 2 на срок с 18:00 ч. «22» мая 2012 г. (время фактического прекращения деятельности) до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Руководствуясь ст. п.1 ч.1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановила:
Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района «Ванавараэнерго» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, то есть в нарушении санитарно – эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению и назначить указанному юридическому лицу наказание в виде административного приостановления деятельности в части подачи холодной воды для потребления населением в питьевых целях, поступающей из скважин № 5, № 5 «А», расположенных по адресу: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, с. Ванавара, микрорайон Катангский, ул. Пайгинская, 8, подающих воду в жилые дома мкр. Катангский по ул. Пайгинская, 3. 3 «А», 4, 4 «А», 5, 5 «А», 5 «Г», 7, 7 «А», 9, 9 «А», 11, 11 «А» 13, 15, 2-ая Лесная, 1, 2, 3, 4. 5, 6, 7, 10 «А», 12, 14, 15, 16, 18, 20, 22, 22 «А», 22 «Б», 24, ул. Юности, 10, 11, 12, 13, 14, 15, ул. Зеленая, 2, 3, 4, 5, 8, ул. Катангская, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13 «А», пер. Кипучий, 1, 1 «А», 3, 5, 9, 11, ул. Метеоритная, 1, 2, 3, 5, ул. Спортивная, 61, 62, 63, 64, 65, 66, ул. Увачана, 1, 1 «А», ул. Шишкова, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 и общественные организации мкр. Катангский: МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» ЭМР филиал с. Ванавара, ул. 2-ая Лесная, 19, КГКОУ «Ванаварский детский дом», ул. Пайгинская, 6, МКОУ ДОД «ДЮСШ» ЭМР Красноярского края, ул. Спортивная, 10, Отдел МВД России по Эвенкийскому району, пер. Кипучий, 2 сроком на 30 (тридцать) суток.
Зачесть в срок административного приостановления деятельности срок временного запрета деятельности.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического прекращения деятельности, то есть с 18 часов 00 минут 22 мая 2012 г.
Разъяснить МП ЭМР «Ванавараэнерго», что административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей по ходатайству юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены и соблюдена процедура досрочного прекращения приостановления деятельности, предусмотренная ч.3 ст. 32.12 КоАП РФ.
Настоящее постановление подлежит немедленному исполнению после его вынесения.
Постановление судьи о назначении административного наказания в виде приостановления деятельности может быть обжаловано в течение 10 суток в Красноярский краевой суд через судью, вынесшего настоящее постановление.
Судья подпись Е.П. Кирпиченко