Мельников Василий Александрович, 1-309/2010



П Р И Г О В О Р

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Г. Тюмень 19 ноября 2010 года

Судья Тюменского районного суда Тюменской области Г.А.Якубовская,

С участием государственного обвинителя - помощника прокурора Тюменского района Горявиной Л.А.,

Подсудимого Мельникова В.А.,

Защитника - адвоката Сергеева Ю.П., предоставившего ордер № <данные изъяты> от 15 ноября 2010 года,

При секретаре Иониной О.П.,

А также потерпевшей ФИО5, её представителя - адвоката Сизовой М.А., предоставившей удостоверение №, ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,

Рассмотрел в судебном заседании уголовное дело в отношении

МЕЛЬНИКОВА ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА, <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ, суд

У С Т А Н О В И Л :

Мельников В.А., являясь лицом, управляющим автомобилем, допустил нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Так, Мельников В.А. ДД.ММ.ГГГГ, около <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, передвигаясь по <данные изъяты> автодороги <данные изъяты>, Тюменского района, Тюменской области, в направлении <данные изъяты>, Тюменского района, Тюменской области, управляя технически исправным автомобилем <данные изъяты>, г\н <данные изъяты>, перевозил в салоне автомобиля трёх установленных следствием лиц.

В процессе движения Мельников В.А., проявив преступное легкомыслие, не учёл интенсивность движения, в частности, наличие попутного и встречного транспорта на дороге, особенности и состояние своего транспортного средства, дорожные и метеорологические условия, не обеспечил постоянного контроля над движением своего транспортного средства для выполнения требований Правил, при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, не принял возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства, чем нарушил п.10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых постановлением Совета Министров РФ от 23 октября 1993 года № 1090, с изменениями от 8 января 1996 года, 31 октября 1998 года, 21 апреля 2000 года, 24 января 2001 года, 28 июня 2002 года, 07 мая, 25 сентября 2003 года, 14 декабря 2005 года, 28 февраля 2006 года, 16 февраля 2008 года, 19 апреля 2008 года, 01 июля 2008 года, 29 декабря 2008 года, 01 марта 2009 года, 24 февраля, 10 мая 2010 года, согласно которому « водитель должен вести транспортное средство, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства», в результате чего допустил необоснованный манёвр выезда своего транспортного средства на правую, по ходу его движения обочину, чем нарушил п. 9.9 Правил дорожного движения РФ, согласно которому « запрещается движение транспортных средств по обочинам», где потерял контроль над управлением транспортного средства и допустил выезд через свою полосу движения на полосу, предназначенную для встречного движения, чем нарушил п.1.4 Правил дорожного движения, согласно которому « на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств», п.9.1 Правил дорожного движения РФ, согласно которому « количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой или знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учётом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева», в то время как по встречной полосе движения, во встречном для Мельникова В.А. направлении, двигался автомобиль ФИО1 <данные изъяты>, г\н <данные изъяты>, под управлением ФИО4, который перевозил в салоне своего автомобиля на переднем пассажирском сиденье установленное следствием лицо. С данным автомобилем Мельников В.А. допустил столкновение, чем нарушил п.1.5 Правил дорожного движения РФ, согласно которому « участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда» и п.1.3 Правил дорожного движения, согласно которому « участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, знаков и разметки».

В результате преступных действий Мельникова В.А., приведших к дорожно-транспортному происшествию, водитель ФИО1 <данные изъяты> получил телесные повреждения: кровоподтёки и ссадины на лице, чресплевральные разрывы лёгких, чрескапсульные разрывы селезёнки и печени, сквозные разрывы стенки сердечной сорочки и правого желудочка сердца, переломы 1-7 правых рёбер от околопозвоночной до задней подмышечной линии, переломы 8-10 правых и 3-7 левых рёбер по передним подмышечным линиям, переломы 1-10 левых рёбер по лопаточной линии, разрыв левого крестцово-подвздошного сочленения, перелом левой вертлужной впадины с переходом на тела левых подвздошной и седалищной костей, рана левой голени, ссадины на левых кисти, колене, бедре, которые причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и возникли непосредственно перед смертью от действия тупых предметов, частей салона автомобиля в условиях дорожно-транспортного происшествия. Смерть ФИО4 наступила в результате множественных повреждений органов и скелета.

В судебном заседании подсудимый Мельников В.А. вину признал частично и пояснил, что водителем автобуса он работал с 1982 года. Устроился в <данные изъяты> водителем автомашины <данные изъяты> в сентябре 2010 года. Состояние здоровья у него нормальное. Перед каждым выездом на маршрут он проходит медицинское освидетельствование, получает путевой лист о состоянии транспортного средства. Так, ДД.ММ.ГГГГ, около <данные изъяты> часов, поехал на автомашине <данные изъяты> развозить работников. В салоне автомашины находились три пассажира. Двигался по автодороге <данные изъяты>, на <данные изъяты>. Двигался со скоростью около 50 км\час. За ним ехала автомашина <данные изъяты> грузопассажирская синего цвета. Данная машина стала его обгонять, когда при совершении манёвра обгона <данные изъяты> поравнялась с ним, ему ( Мельникову) показалось, что автомашина <данные изъяты> должна его задеть. Для того, чтобы избежать столкновения с данной машиной, он стал съезжать на обочину. Съехал передним и задним правым колёсами, а когда стал съезжать полностью, машину занесло, а затем « выбросило» на его полосу дороги, а затем и на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, где и произошло столкновение с автомашиной ФИО1 <данные изъяты> Когда съезжал на обочину, то не предпринял мер к торможению, поскольку побоялся за своих пассажиров, сидевших в салоне его машины, поскольку они не были пристёгнуты ремнями безопасности. Полагает, что его « подрезала» автомашина <данные изъяты> синего цвета, поэтому он и стал съезжать на обочину по ходу своего движения. В результате дорожно-транспортного происшествия он также пострадал, в настоящее время проходит лечение. Принёс извинения потерпевшей.

Проверив и оценив доказательства, в их совокупности, суд находит, что вина Мельникова В.А. в инкриминируемом ему деянии полностью установлена.

Так, потерпевшая ФИО5 в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ, около <данные изъяты> часов, она с мужем, на автомашине ФИО1 <данные изъяты> выехали из <адрес>. Она сидела на переднем пассажирском сиденье. Погода была ясная, сухой асфальт, ехали со скоростью около 60-70 км\час. Были машины, в том числе и во встречном для них направлении. В какой-то момент увидела, что на их полосу движения выехала автомашина <данные изъяты> <данные изъяты>, проехала некоторое расстояние им навстречу. Муж предпринял попытку торможения, стал уходить вправо, но столкновения с автомашиной <данные изъяты> <данные изъяты> избежать не удалось. Столкновение произошло на их полосе движения. Машину выбросило в кювет. В результате дорожно-транспортного происшествия муж ФИО4 погиб на месте. Сама она также пострадала в ДТП. Подсудимый принёс извинения только в судебном заседании, помощи не оказал, поэтому просит назначить ему строгое наказание, связанное с изоляцией от общества.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он ехал на автомашине <данные изъяты> в сторону <адрес>. Сзади него двигалась автомашина <данные изъяты>, цвет он не запомнил. На <данные изъяты> данная машина его обогнала, видел, что данная машина обогнала и автомашину <данные изъяты> белого цвета. При этом помех для автомашины <данные изъяты> <данные изъяты> создано не было. У него машина высокая, он постоянно следил за дорогой, поэтому утверждает уверенно об этом. После того, как автомашина <данные изъяты> совершила манёвр обгона и перестроилась на свою полосу движения, автомашина <данные изъяты> <данные изъяты> стала съезжать на обочину по ходу своего движения, съехала всеми колёсами, затем машину « занесло», вынесло на полосу их движения, а затем и на встречную полосу, где и произошло столкновение с автомашиной ФИО1 <данные изъяты> белого цвета скорость не сбавляла, мер к торможению не предприняла, так как габаритные огни не загорелись, наоборот, у него сложилось впечатление, что машина прибавила скорость, стала выезжать, но машину занесло, затем выбросило на сторону дороги для встречного движения, где и произошло столкновение с автомашиной ФИО1 <данные изъяты>

Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что находилась в автомашине под управлением Мельникова В.А. Сидела на переднем сиденье, в салоне автомашины, дорога ей хорошо была видна. Она видела, что их обогнала автомашина <данные изъяты> <данные изъяты>. Затем их машина стала съезжать на обочину, машину занесло, произошло столкновение с автомашиной <данные изъяты> на встречной полосе движения. Автомашина <данные изъяты> <данные изъяты> обогнала их машину, она не знает, создавала ли она для их машины помеху. Водитель Мельников находился в трезвом состоянии, ехал с допустимой скоростью.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании дала аналогичные показания, подтвердив, что водитель Мельников выехал на обочину всеми колёсами, затем автомашину вынесло на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, где и произошло столкновение с автомашиной ФИО1 <данные изъяты>

Из оглашённых показаний свидетеля ФИО9 ( л.д.67-78) следует, что она находилась в салоне автомашине <данные изъяты> под управлением Мельникова В.А. в качестве пассажира. Сидела спиной к проезжей части, за дорогой не следила, дремала. В какой-то момент почувствовала, что их автомашина стала вилять по дороге, и тут же произошёл удар. Выбравшись из машины, увидела, что их автомашина столкнулась с автомашиной ФИО1 <данные изъяты> на встречной полосе движения.

Кроме того, вина подсудимого в инкриминируемом ему деянии установлена и другими доказательствами, в частности:

Протоколом осмотра места происшествия ( л.д.5-6), схемой к нему ( л.д.7), фото-таблицей ( л.д. 8-12), объектом которого является <данные изъяты> километр автодороги <данные изъяты> <адрес>, в ходе осмотра зафиксировано расположение транспортных средств на дороге, тем самым установлено место совершения преступления,

Справкой по дорожно-транспортному происшествию ( л.д.14), согласно которой водитель автомашины <данные изъяты> Мельников В.А. выехал на полосу встречного движения и допустил столкновение с автомашиной ФИО1 <данные изъяты> по управлением ФИО4 Кроме того, установлено, что дорожно-транспортное происшествие произошло в дневное время суток ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, ширина проезжей части составляет 7,2 метра, дорожное покрытие - асфальт,

Заключением судебно-медицинской экспертизы № 2346а от 30 сентября 2010 года ( л.д.24-25), в выводах которого указано, что при исследовании трупа ФИО4 обнаружены следующие телесные повреждения: кровоподтёки и ссадины на лице, чресплевральные разрывы лёгких, чрескапсульные разрывы селезёнки и печени, сквозные разрывы стенки сердечной сорочки и правого желудочка сердца, переломы скелеты, разрыв левого крестцово-подвздошного сочленения, перелом левой вертлужной впадины с переходом на тела левых подвздошной и седалищной костей, рана левой голени, ссадины на левых кисти, колене, бедре. Данные повреждения причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и возникли от непосредственно перед смертью от действия тупых предметов, которыми могли быть части салона автомобиля в условиях дорожно-транспортного происшествия. Смерть ФИО4 наступила в результате множественных повреждений органов и скелета. На момент смерти ФИО4 не находился в состоянии алкогольного опьянения, что подтверждается отсутствием спиртов в крови.

Картой вызова « скорой» медицинской помощи ( л.д.114), Мельникову В.А. был поставлен диагноз: сотрясение головного мозга, открытый перелом левого предплечья, перелом левого бедра, тупая травма живота, ушиб грудной клетки. Состояние опьянения у Мельникова не зафиксировано.

Копией путевого листа от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.107), из которого следует, что автомобиль <данные изъяты> № регион ДД.ММ.ГГГГ в исправном состоянии был выпущен механиком <данные изъяты> и принят в исправном состоянии водителем Мельниковым В.А.

Анализ исследованных доказательств, в их совокупности, привели суд к убеждению, что вина подсудимого в инкриминируемом ему деянии полностью доказана.

Таким образом, действия Мельникова В.А. судом квалифицируются по ч.3 ст.264 УК РФ - нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

В судебном заседании достоверно установлено, что водитель Мельников В.А., управляя технически исправным автомобилем, нарушив Правила дорожного движения, выехал на обочину, затем на встречную полосу движения, где допустил столкновение с автомашиной ФИО1 <данные изъяты>, в результате дорожно-транспортного происшествия водитель автомашины ФИО1 <данные изъяты> погиб. Нарушение Мельниковым В.А. Правил дорожного движения находится в прямой причинной связи с наступившими последствиями.

К показаниям Мельникова В.А. о том, что его подрезала автомашина <данные изъяты> при совершении манёвра обгона, в результате чего его машину вынесло на встречную полосу движения, суд относится критически и расценивает их как способ защиты от обвинения. Из показаний свидетеля ФИО6 следует, что он видел, что автомашина <данные изъяты> обогнала автомашину <данные изъяты> под управлением Мельникова, при этом помех ему не создавала. Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку они согласуются и с другими материалами уголовного дела, исследованными в судебном заседании. Кроме того, каких-либо отношений как с подсудимым, так и с потерпевшим свидетель ФИО6 не имеет.

При назначении наказания суд учитывает тяжесть совершённого Мельниковым В.А. преступления, относящегося, согласно ч.3 ст.15 УК РФ, к категории преступлений средней тяжести, общественную опасность содеянного и данные о личности виновного.

Так, Мельников В.А. по месту жительства и работы характеризуется положительно, по характеру спокойный, уравновешенный человек ( л.д.118), на учёте у врачей нарколога и психиатра не состоит ( л.д.111, 112), ранее не судим ( л.д.108).

С учётом требований ст.ст.6, 60 УК РФ, всех обстоятельств по уголовному делу, с учётом состояния здоровья подсудимого, которому в результате дорожно-транспортного происшествия причинён средней тяжести вред здоровью ( л.д.29), в настоящее время он находится на лечении и предполагается ещё длительное лечение, а также и то, что на его иждивении находится супруга, перенесшая в недавнем времени инсульт, суд назначает наказание с применением ст.73 УК РФ - условное осуждение. По мнению суда, данное наказание будет отвечать требованиям справедливости и законности.

Кроме того, судом назначается дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, с учётом тяжести совершённого преступления, а также личности Мельникова В.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307, 308-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Признать виновным МЕЛЬНИКОВА ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ, и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года, с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года.

В соответствии со ст.73 УК РФ наказание в виде лишения свободы считать условным, с испытательным сроком в 1 год 6 месяцев.

Обязать Мельникова В.А. не менять место постоянного жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осуждённого.

Дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 2 года исполнять самостоятельно.

Меру пресечения - подписку о невыезде и надлежащем поведении - оставить прежней, до вступления приговора в законную силу.

Гражданский иск по уголовному делу не заявлен.

Вещественных доказательств нет.

Приговор может быть обжалован в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.

В случае подачи кассационной жалобы, осуждённый вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья (подпись) Г.А.Якубовская

Копия верна

Судья Г.А.Якубовская