Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень, 07 сентября 2010 года
№ 2-1104/2010
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Шаерман Ю.В.
при секретаре Саакян М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) к Федеральному бюджетному учреждению ИЗ-72/4 УФСИН России по Тюменской области об обязании разработать и согласовать инструкцию, устанавливающую правила обращения с отходами и персональную ответственность сотрудников, схему удаления отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменской области обратился в суд (в интересах неопределенного круга лиц) с иском к ФБУ «ИЗ 72/4» УФСИН России по Тюменской области об обязании администрации Федерального бюджетного учреждения ИЗ-72/4 УФСИН России по Тюменской области разработать в соответствии с СапПиН 2.1.7.728-99 и согласовать с главным врачом Центра гигиены и эпидемиологии Тюменской области инструкцию, устанавливающую правила обращения с отходами и персональную ответственность сотрудников, схему удаления отходов класса «Б», включающую сведения о качественном, количественном составе отходов, местах для установки, видах емкостей для сбора отходов, местах промежуточного хранения отходов, расходах на сбор, транспортирование и удаление отходов. Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года № 103-ФЗ, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация СИЗО-4 обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Организованная для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в СИЗО-4 медицинская часть, является структурным подразделением учреждения. Согласно Положения о медицинской части СИЗО-4, медицинская часть организована и работает в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. В соответствии с п.9.4 СапПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» руководителем ЛПУ по согласованию с Центром гигиены и эпидемиологии Тюменской области утверждается инструкция, устанавливающая правила обращения с отходами и персональную ответственность сотрудников, схема удаления отходов, включающая сведения о качественном и количественном составе отходов, местах для установки, видах емкостей для сбора отходов, местах промежуточного хранения отходов, о расходах на сбор, транспортирование и удаление отходов. Проведенной проверкой было установлено, что имеющаяся в СИЗО-4 инструкция, утвержденная 30.09.2009 года начальником СИЗО-4 не соответствует установленным требованиям. Инструкция не согласована с Центром гигиены и эпидемиологии Тюменской области, в Инструкции отсутствуют сведения о количественном составе отходов класса «Б», которые необходимы для составления графика транспортировки данных отходов с территории СИЗО-4 во исполнение п.2.1 Договора с ООО «Утилитсервис». Из взятых в ходе проверки объяснений начальника медицинской части СИЗО-4 Козленко Е.М. следует, что договор не исполняется, утилизацию медицинских отходов класса «Б» они производят самостоятельно путем сжигания на территории СИЗО-4. Несоблюдение ответчиком указанных требований нарушает санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, содержащихся в СИЗО-4, поскольку, отсутствие предусмотренных законом мероприятий по транспортировке и обезвреживанию опасных отходов создает вредное воздействие факторов среды обитания на человека и не обеспечивают благоприятных условий для его жизнедеятельности. В соответствии со ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Прокурор Спирина О.В. в судебном заседании иск поддержала в части, просила обязать ответчика разработать и утвердить Инструкцию по удалению отходов полностью соответствующую требованиям СапПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений». В части обязания ответчика согласовать Инструкцию с Центром гигиены и эпидемиологии Тюменской области, оставила на усмотрение суда, поскольку, исходя из возражений ответчика, она с уверенностью не может сказать, кем должна быть согласована эта Инструкция.
Представитель ответчика Козлова О.Н., действующая на основании доверенности от 08.07.2010 года л.д.60), иск прокурора не признала, мотивируя тем, что Инструкция и Схема удаления отходов в СИЗО-4 разработаны, утверждены начальником СИЗО-4 и согласованы с Главным государственным санитарным врачом УФСИН России по Тюменской области, Инструкция и схема строго соблюдаются всеми ответственными сотрудниками.
Представитель ответчика Козленко Е.М., действующая на основании доверенности от 01.04.2010 года л.д.59), также не согласилась с иском прокурора, полагая, что Инструкция полностью соответствует требованиям СапПиН 2.1.7.728-99, согласована она с тем должностным лицом, который таким правом обладает в силу федерального закона. Количественный состав отходов класса «Б» не может быть указан в Инструкции, поскольку это величина изменяющаяся, по мере накопления отходов они незамедлительно делают заявку в ООО «Утилитсервис» на их вывоз.
Представитель третьего лица УФСИН России по Тюменской области Иванова О.А., действующая на основании доверенности от 19.09.2008 года л.д.58), просила отказать прокурору в удовлетворении иска, поскольку те действия, которые прокурор требует обязать совершить ответчика, совершены. В СИЗО-4 имеется и Инструкция, и Схема, которые, в соответствии с п.3 ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, согласованы с Главным государственным санитарным врачом УФСИН России по Тюменской области, обладающим, в силу его должностной инструкции, такими полномочиями.
Представитель третьего лица Управления Росздравнадзора по Тюменской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просили рассмотреть дело в их отсутствие, что подтверждается телефонограммой л.д.81), направили Отзыв, в котором просили иск прокурора удовлетворить л.д.73-74).
Заслушав объяснение сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Прокурора Тюменской области по следующим основаниям.
20 мая 2010 года Начальником ФБУ ИЗ-72/4 УФСИН России по Тюменской области Задорожным В.П. была утверждена, а Главным государственным санитарным врачом УФСИН России по Тюменской области Ариповым А.А. была согласована Инструкция «О порядке обращения с отходами», разработанная на основании СапПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», а также Схема по сбору, хранению и удалению медицинских отходов в медицинской части ФБУ ИЗ-72/4 УФСИН России по Тюменской области л.д.63-67).
В соответствии с п.3 ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, Главные государственные санитарные врачи, указанные в пункте 4 статьи 46 настоящего Федерального закона, наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона и подпунктами 1 - 7 пункта 1 настоящей статьи, наделяются дополнительными полномочиями: разрабатывать и вносить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проекты санитарных правил для утверждения; утверждать инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах обороны и иного специального назначения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Согласно п.4 ст.46 указанного ФЗ, Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию.
В соответствии с абз.4 п.2 указанного ФЗ, система государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: учреждения, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее - объекты обороны и иного специального назначения);
Из показаний Главного государственного санитарного врача УФСИН России по Тюменской области Арипова А.А., допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля, следует, что система УФСИН относится к системе внутренних дел. Кроме того, свидетель показал, что Инструкция и Схема удаления отходов, разработанная СИЗО-4 перед согласованием, была им тщательно проверена на предмет соответствия требованиям СапПиН 2.1.7.728-99.
Согласно п.4 должностной инструкции л.д.69-72), Главный государственный санитарный врач УФСИН России по Тюменской области по своим функциональным обязанностям является заместителем главного государственного санитарного врача по Тюменской области, кроме того в п.16 раздела III указано, что Главный государственный санитарный врач УФСИН России по Тюменской области вправе согласовывать и утверждать нормативные документы.
Таким образом, суд считает, что в ФБУ ИЗ-72/4 УФСИН России по Тюменской области имеется Инструкция «О порядке обращения с отходами», Схема по сбору, хранению и удалению медицинских отходов в медицинской части, которые разработаны, утверждены и согласованы в соответствии с требованиями СапПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» и Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ.
Согласно Раздела 9 СапПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», детализация и реализация планов по сбору и удалению отходов разрабатывается отдельно для каждого ЛПУ. При составлении плана сбора и удаления отходов выполняются следующие мероприятия: производится качественный и количественный анализ образующихся отходов. Вычисляются величины накопления отходов по классам.
Исходя из Инструкции л.д.64-оборот), в ней предусмотрено, что пакеты с отходами класса Б заменяют по мере заполнения, но не реже чем раз в смену.
Согласно Спецификации л.д.31), являющейся приложением к договору № 10Б-98 от 01.01.2010 года, заключенному между ООО «УТИЛИТСЕРВИС» и ФБУ «Следственный изолятор № 4 УФСИН России по Тюменской области л.д.30), она содержит количественное описание упаковки медицинских отходов класса Б.
Таким образом, суд пришел к выводу, что ответчиком нормы СапПиН 2.1.7.728-99 при разработке Инструкции и Схемы не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, ст.ст.3, 12, 35, 39, 45, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, СапПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.1999 года № 2, суд
Р Е Ш И Л:
Прокурору Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) в удовлетворении иска об обязании администрации Федерального бюджетного учреждения ИЗ-72/4 УФСИН России по Тюменской области разработать в соответствии с СапПиН 2.1.7.728-99 и согласовать с главным врачом Центра гигиены и эпидемиологии Тюменской области инструкцию, устанавливающую правила обращения с отходами и персональную ответственность сотрудников, схему удаления отходов класса «Б», включающую сведения о качественном, количественном составе отходов, местах для установки, видах емкостей для сбора отходов, местах промежуточного хранения отходов, расходах на сбор, транспортирование и удаление отходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд Тюменской области путем подачи жалобы в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17 сентября 2010 года.
Федеральный судья Шаерман Ю.В. _____________________