РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Тюмень «27» октября 2010 года
Тюменский районный суд Тюменской области в составе
Председательствующего судьи Е.И.Косиловой
При секретаре М.А.Саакяне
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1332/2010 по иску Никифорова Владимира Николаевича к Администрации Тюменского муниципального района о признании недействительным распоряжения, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Никифоров В.Н. обратился в суд с иском к Администрации Тюменского муниципального района. Просит признать незаконным отказ ответчика от 13.07.2010 года в предоставлении истцу в собственность за плату по рыночной стоимости земельного участка площадью 1,0 га, расположенного по адресу: <адрес>, Кулаковское МО, район СНТ «Лесное». Также просит обязать ответчика издать нормативно-правовой акт о предоставлении в собственность данного земельного участка и обязать заключить договор купли-продажи указанного земельного участка. Требования мотивировал тем, на основании Постановления № Администрации муниципального образования Новотарманского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен земельный участок площадью 1,0 га для ведения личного подсобного хозяйства возле садоводческого общества «Лесное». Постановлением № Администрации Кулаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Кулаковское МО, район СНТ «Лесное» истцу был предоставлен в аренду сроком на пять лет, с обязанием истца поставить земельный участок на кадастровый учет, заключением договора аренды с администрацией Кулаковского МО и оплатой в размере ставки земельного налога 2,0. В связи с изменением действующего законодательства Российской Федерации, указанный земельный участок был истцу предоставлен в аренду сроком на пять лет на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тюменского муниципального района. Договор аренды № с Администрацией Тюменского муниципального района истцом заключен ДД.ММ.ГГГГ. На основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды был расторгнут и распоряжением Администрации Тюменского муниципального района № ро от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении данного земельного участка площадью 10 000 кв.м, категория - земли сельскохозяйственного назначения, имеющего кадастровый номер №, истцу в собственность за плату. Этим распоряжением на истца была возложена обязанность произвести оценку рыночной стоимости данного земельного участка, предоставить в Администрацию отчет независимого оценщика, заключить с Администрацией договор купли-продажи земельного участка, произвести арендные платежи до даты регистрации права собственности, расторгнуть договор аренды и использовать земельный участок в соответствии с требованиями ст. 42 Земельного кодекса РФ. Все указанные предписания истцом были выполнены, договор купли-продажи по рыночной стоимости заключен от ДД.ММ.ГГГГ за № К. Пакет документов истцом для регистрации права собственности был сдан в Федеральную службу государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ. В государственной регистрации права собственности истцу было отказано ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Администрацией Тюменского муниципального района Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене распоряжения администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ро» о предоставлении участка в собственность. ДД.ММ.ГГГГ истцу также был дан Администрацией Тюменского муниципального района письменный отказ в предоставлении земельного участка в собственность. Действия администрации по отказу в предоставлении земельного участка истец считает незаконными, нарушающим его права (л.д. 6-10).
В процессе рассмотрения дела истец изменил исковые требования. Просит признать недействительными: Распоряжение Администрации № ро от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене распоряжения администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ро», Отказ Администрации Тюменского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в собственность за плату. Также просит обязать Администрацию Тюменского муниципального района предоставить ему земельный участок в собственность за плату по рыночной стоимости (л.д. 109-113).
В судебное заседание истец не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен (л.д. 103).
Представитель истца - Ураков С.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 107), поддержал исковые требования по тем же основаниям. Действия Администрации Тюменского муниципального района, направленные на отказ истцу в предоставлении земельного участка в собственность за плату по рыночной стоимости, считает незаконными, поскольку все предписания выполнены: участок поставлен на кадастровый учет, используется на законом основании в соответствии с его назначением, оценка рыночной стоимости участка произведена, также произведена оплата по договору купли-продажи, договор заключен.
Представитель Администрации Тюменского муниципального района - Балахнина С.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108), разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, представила письменный отзыв (л.д. 115). В обоснование своей правовой позиции пояснила, что поскольку на законодательном уровне не определен порядок выкупной цены на незастроенные земельные участки, то Администрация Тюменского муниципального района не может самостоятельно применить аналогию закона и определить истцу в качестве выкупной цены его земельного участка его рыночную стоимость. Также пояснила, что при этом Администрацией не оспаривается право истца на данный земельный участок, а также и договор купли-продажи заключенный между истцом и Администрацией Тюменского района.
Представитель третьего лица - Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области, привлеченного судом к участию в деле (л.д. 1), в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела третье лицо извещено надлежащим образом (л.д. 105).
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, руководствуясь требованиями закона, суд считает исковые требования частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено.
Никифорову В.Н. на праве аренды в соответствии с договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тюменского муниципального района сроком на пять лет был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 12, 13, 15, 76).
На основании заявления Никифорова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, кадастрового плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией Тюменского муниципального района издано Распоряжение № ро от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанного земельного участка Никифорову В.Н. для ведения личного подсобного хозяйства в собственность за плату по цене его рыночной стоимости (л.д. 17). Данным Распоряжением на истца была возложена обязанность в месячный срок определить рыночную стоимость участка с предоставлением отчета независимого оценщика для определения цены договора, после чего заключить в администрации Тюменского муниципального района договор купли-продажи земельного участка, зарегистрировать право собственности на земельный участок в установленном законом порядке (л.д. 17-18).
Согласно представленному Никифоровым В.Н. отчета об оценке, рыночная стоимость земельного участка составила 233 000 рублей (л.д. 34).
01 июня 2010 года между истцом и Администрацией Тюменского муниципального района был заключен договор купли-продажи земельного участка по цене 233 000 рублей (л.д. 28-29).
Во исполнение данного договора сторонами по договору был подписан акт приема-передачи участка (л.д. 30).
08 июня 2010 года истцом договор купли-продажи с необходимыми документами был сдан на государственную регистрацию, что подтверждается распиской Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области (л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тюменского муниципального района издано Распоряжение № ро «Об отмене распоряжения администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ро» о предоставлении земельного участка в собственность по рыночной стоимости (л.д. 23).
Также ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тюменского муниципального района истцу был дан письменный отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка, мотивированный отсутствием урегулирования, действующим законодательством порядка определения выкупной цены незастроенных земельных участков (л.д. 31).
По вышеуказанным основаниям, ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в государственной регистрации права собственности земельного участка (л.д. 24).
Суд считает данные действия Администрации Тюменского муниципального района не соответствующими требованиям действующего земельного и гражданского законодательств.
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться, в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно п.3 ст. 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено право граждан приобретения в собственность бесплатно в порядке приватизации либо за плату, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Данной нормой закона ч. 4 ст. 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 34 ЗК РФ предусмотрено право граждан на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Земельный участок предоставлен истцу для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с требованиями закона в аренду, поэтому истец вправе приобрести данный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность за плату.
В силу ч.1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно ч.5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган или орган местного самоуправления в двухнедельный срок с момента предоставления гражданином, заинтересованным в предоставлении ему земельного участка и обратившегося с таким заявлением, кадастрового паспорта испрашиваемого участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду.
Земельный участок истцом поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27). Кадастровая стоимость участка составляет 8761 руб.
В соответствии с Постановлением Правительством Тюменской области № 336-п от 26 декабря 2007 года установлена с 01.01.2008 года цена выкупа земельных участков в собственность только для граждан и юридических лиц, являющихся собственниками строений и сооружений, находящихся на этих земельных участков.
Как установлено в судебном заседании на земельном участке, предоставленном истцу, отсутствует возведенное строение либо сооружение, прочно связанное с землей. Данные обстоятельства установлены из объяснений самого истца.
Таким образом, установлено, что на момент постановки истцом земельного участка на кадастровый учет, а также на момент обращения с заявлением в Администрацию Тюменского района и на момент рассмотрения дела, нормативными актами субъекта Российской Федерации - Тюменской области, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, не установлена цена выкупа гражданами земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, и не обремененных строениями.
Однако, отсутствие данного нормативного акта, не может являться препятствием для заключения с истцом договора купли-продажи земельного участка, поскольку Земельное законодательство не содержит прямого запрета на предоставление в собственность земельных участков под ведение личного подсобного хозяйства.
Кроме того, статьей 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено использование в качестве оценки земельного участка, его рыночной стоимости.
Согласно ст. 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (ст. 421 ГК РФ).
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (ст. 425 ГК РФ).
Как установлено в судебном заседании между истцом и ответчиком заключен договор купли-продажи земельного участка по цене его рыночной стоимости - 233 000 рублей, что не противоречит действующему земельному законодательству (л.д. 28). Поскольку данный земельный участок не обременен правами иных лиц, и не изъят из оборота. Данное обстоятельство подтвердил также и представитель Администрации Тюменского района в судебном заседании.
Истцом исполнены обязательства по оплате цены земельного участка, что подтверждается платежным поручением о перечислении денежных средств в размере 233 000 руб. (л.д. 32). Факт оплаты подтвердил и представитель ответчика в судебном заседании.
Также установлено, что договор купли-продажи на момент рассмотрения дела не оспорен и не признан недействительным.
Таким образом, требования истца о признании недействительными распоряжения № 3741 ро от 13.07.2010 года и отказа от 13.07.2010 года в предоставлении земельного участка в собственность за плату по цене его рыночной стоимости, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования истца об обязании ответчика заключить с ним договор купли-продажи земельного участка, суд считает излишне заявленными, поскольку установлено, что данный договор уже заключен 01.06.2010 года.
Руководствуясь ст. 11, 12, 13, 309, 420, 421, 549, 551, 556 ГК РФ, ст. 28, 37, 65, 66, 81 Земельного кодекса РФ, ст. 12, 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Распоряжение № 3741 ро от 13.07.2010 года Администрации Тюменского муниципального района «Об отмене распоряжения администрации Тюменского муниципального района от 19.04.2010 года № 1991 ро» - признать недействительным.
Отказ Администрации Тюменского муниципального района № 03/5242 от 13.07.2010 года Никифорову Владимиру Николаевичу в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> - признать незаконным.
В остальной части иска Никифорову Владимиру Николаевичу - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Тюменский районный суд.
Мотивированное решение составлено 02 ноября 2010 года.
Судья Е.И.Косилова