Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень, 03 ноября 2010 года
дело № 2-1366/2010
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего, федерального судьи Шаерман Ю.В.
при секретаре Сынтульской В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самошкиной Лидии Григорьевны к Администрации Тюменского муниципального района о включении земельного участка в состав наследства,
У С Т А Н О В И Л:
Самошкина Л.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Тюменского муниципального района о включении земельного участка в состав наследства, мотивируя свои требования тем, что её сестра ФИО1 владела при жизни приусадебным участком, находящимся по адресу: <адрес>, в сложившихся границах по установленному забору. На основании Постановления главы администрации п.Богандинский от ДД.ММ.ГГГГ №, жителям поселка в собственность были переданы земельные участки под индивидуальные дома и личное подсобное хозяйство, в результате чего на имя ФИО1 было выдано Свидетельство на право собственности на 2973 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла. После её смерти наследство в равных долях согласно завещания, приняли Самошкина Л.Г., ФИО7 и ФИО8 в виде земельного участка площадью 2973 кв.м., поскольку на другую часть земельного участка, площадью 449 кв.м., правоустанавливающие документы у ФИО1 отсутствовали. Согласно ст.3 п.4 Федерального закона «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» ФИО1 имела право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся у неё в фактическом пользовании, поскольку право собственности на расположенный на земельном участке жилой дом возникло у нее на основании сделки дарения, совершенной до 1990 года. ФИО1 фактически владела и пользовалась земельным участком площадью 3422 кв.м., соответственно, именно такой площадью она и могла оформить в собственность земельный участок, однако, ею было оформлено в собственность только 2973 кв.м. Фактическая площадь земельного участка до выдачи ФИО1 Свидетельства о праве собственности на землю, вообще не была учтена, что подтверждается выданными администрациями МО р.п.Богандинский и Тюменского муниципального района. Поскольку, при проведении государственного кадастрового учета земельного участка наследниками ФИО1, был предоставлен правоустанавливающий документ, содержащий сведения о площади земельного участка, не соответствующие фактической площади земельного участка, то, в силу п.6.1. ст.19 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» межевание должно проводиться в сложившихся границах.
В судебное заседание истец Самошкина Л.Г. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, что подтверждается распиской в получении судебной повестки (л.д.40), об уважительных причинах неявки суд не известила.
Третьи лица ФИО7, ФИО8, представитель администрации МО р.п.Богандинский не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, что подтверждается расписками в получении судебной повестки (л.д.39,41), а также Отзывом администрации (л.д.44), об уважительных причинах неявки суд не известили.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии истца и третьих лиц.
Представитель истца - Просветова Э.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), в судебном заседании иск Самошкиной Л.Г. поддержала по изложенным в нем основаниям, пояснив, что с момента приобретения ФИО1 прав на жилой дом, земельный участок от бывшего владельца достался ей в неизменном виде, в границах сложившегося порядка пользования. Перед изданием Постановления о передаче жителям <адрес> земельных участков в собственность, участки ни измеряли, ни один документ не содержит рисунка участка, переданного в собственность ФИО1 Наследодатель ФИО1 зарегистрировала свои права на земельный участок в упрощенном порядке, без проведения межевания. Несовпадение фактической площади земельного участка с площадью, указанной в правоустанавливающем документе, была обнаружена при проведении межевания её наследниками. Считает, что поскольку в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на момент смерти права, наследник, принявший наследство, вправе просить суд о включении в состав наследства земельного участка, которым ФИО1 владела и пользовалась с 1975 года и который она при жизни имела право оформить в свою собственность.
Представитель ответчика Администрации Тюменского муниципального района ФИО5, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53), просила отказать Самошкиной Л.Г. в удовлетворении иска, мотивируя тем, что ФИО1 при жизни воспользовалась своим правом на приобретение в собственность, бесплатно, земельного участка площадью 2973 кв.м., при этом документ, явившийся основанием для государственной регистрации права, ФИО1 не был оспорен, следовательно, с указанной в этом документе площадью земельного участка, она согласилась. Земельный участок площадью 2973 кв.м. стоял на кадастровом учете как ранее учтенный. ФИО1 не воспользовалась при жизни своим правом на оформление в собственность земельного участка, находившегося в её фактическом пользовании, межевание участка не проводилось. Следовательно, наследники, в 2008 году принявшие наследство в виде земельного участка площадью 2973 кв.м., не вправе просить суд включить в наследство еще какое-то имущество, т.к. 6-месячный срок для принятия наследства, истек. Кроме того, ФИО1 при жизни, в собственность передавался земельный участок под существующий жилой дом, в настоящее время на спорном земельном участке имеется еще один, незавершенный строительством жилой дом, который строила не наследодатель, а Самошкина Л.Г. без получения соответствующих разрешений, значит, истцом осуществлено самовольное строительство на земельном участке, не предоставленном ей для этих целей в установленном законом порядке.
Заслушав доводы представителя истца, возражения представителя ответчика, суд признает иск Самошкиной Л.Г. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о смерти I-ФР №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Самошкина Л.Г. является наследником ФИО1, что подтверждается Свидетельством о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в реестре нотариуса нотариального округа <адрес> ФИО6 за № С-969 (л.д.22).
Согласно Свидетельства о праве на наследство по завещанию, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1 вошли: 1) земельный участок площадью 2973 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащий наследодателю на праве собственности на основании свидетельства о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного ДД.ММ.ГГГГ за №, подтвержденное регистрацией, о чем получено свидетельство о государственной регистрации права, выданное ДД.ММ.ГГГГ; 2) жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, принадлежащий наследодателю на праве собственности на основании договора дарения, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ.
Из Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37) следует, что ФИО1 приняла в дар жилой дом, находящийся в д.Филипповичи, Нижнепышминского сельского Совета, <адрес>, при этом, Договор не содержит сведений о площади земельного участка, на котором расположен передаваемый ФИО1 дом, следовательно, доводы представителя истца, что ФИО1 получила в пользование от предыдущего владельца дома земельный участок большей, чем 2973 кв.м., площадью, суд признает несостоятельными, поскольку доказательств обратного, суду не представлено.
На основании Списка - Приложение к Постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О выдаче документов на землепользование жителям поселка Богандинский», в частную собственность ФИО1 был передан приусадебный земельный участок в том объеме, в каком созданной указанным Постановлением комиссией было установлено фактическое землепользование, а именно, площадью 0,2973 га по адресу: <адрес> (л.д.19-21).
При упорядочении хозяйства, адрес дома и, соответственно, земельного участка площадью 2973 кв.м., был изменен на: <адрес>.
Согласно оставленного ФИО1 завещания от ДД.ММ.ГГГГ, Самошкиной Л.Г., ФИО7 и ФИО8, в 1/3 доли каждому, было завещано имущество, принадлежащее ко дню смерти ФИО1 (л.д.36).
Ко дню смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ей принадлежало имущество в виде земельного участка площадью 2973 кв.м.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ, граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ), основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.
ФИО1 как собственник жилого дома, права на который она приобрела до 1990 года, при жизни воспользовалась своим правом на оформление в собственность земельного участка, находившегося в её фактическом пользовании, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок площадью 2973 кв.м., основанием для выдачи которого явилось Свидетельство о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного ДД.ММ.ГГГГ за №, выданное Богандинским поселковым Советом народных депутатов Тюменского района Тюменской области (л.д.38).
Принимая во внимание, что ФИО1, именно на основании Федерального закона «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» воспользовалась правом на оформление в собственность земельного участка площадью 2973 кв.м., находившегося в её фактическом пользовании, её права, которыми она не воспользовалась при жизни, не переходят в порядке наследования, тем более наследникам, принявшим наследство по завещанию, а не по закону.
Таким образом, признав необоснованным иск Самошкиной Л.Г., суд отказывает в его удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», ст.25.2 Федерального закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.1112 ГК РФ, ст.ст.3, 12, 35, 39, 56, 67, 71, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Самошкиной Лидии Григорьевне в удовлетворении иска о включении в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 449 кв.м., находящегося по адресу: <адрес> со стороны <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 08.11.2010 года.
Федеральный судья / подпись / Ю.В. Шаерман<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>