Прокурор Тюм р-на 2-1222/2010



Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 04.10.2010 года

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Кригер Н.В.

при секретаре Хезриевой Х.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Прокурора Тюменской области к Федеральному бюджетное учреждение «Тюменская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тюменской области» о признании незаконным бездействия по созданию в медицинской части флюорографического и рентгенологического кабинетов с соответствующим оборудованием и возложении обязанности создать в медицинской части флюорографический и рентгенологический кабинеты с соответствующим оборудованием,

Третье лицо: Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском о признании незаконным бездействие администрации Федерального бюджетного учреждения «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области» по созданию в медицинской части учреждения флюорографического и рентгенологического кабинетов с соответствующим оборудованием и возложении обязанности на ответчика по созданию в медицинской части учреждения флюорографического и рентгенологического кабинетов.

Требования прокурора мотивированы тем, что Прокуратурой Тюменской области совместно с Генеральной прокуратурой РФ ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения администрацией ФБУ «Тюменская ВК УФСИН России по Тюменской области» законодательства в области охраны здоровья осужденных. В соответствии с п.п. 1.3. и 1.4. Положения о федеральном государственном учреждении «Тюменская ВК УФСИН России по Тюменской области», утвержденного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, Тюменская ВК по своей организационной форме является федеральным государственным учреждением, имеет статус исправительного учреждения и является юридическим лицом. Согласно п. 2.7, 3.24, 3.34 названного Положения основными задачами учреждения является обеспечение надлежащих условий отбывания наказания и охраны здоровья осужденных. Кроме того, учреждение осуществляет противоэпидемиологические мероприятия, предусмотренные государственными стандартами, нормами и правилами, а также осуществляют взаимодействие с органами и учреждениями здравоохранения в организации медицинского обслуживания. Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством РФ ( ст. 101 УИК РФ).

Согласно с п. 17 «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» ( утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ» 640/190), амбулатория медицинской части предназначена для оказания амбулаторной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждение. В состав амбулатории входят кабинеты: рентгенологический, флюорографический.

В соответствии с п.п. 41,42,221 названного Порядка, осужденные, прибывшие в ИУ, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. По прибытии все осужденные проходят медицинский осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний. Рентгенологическое или флюорографическое обследование органов грудной клетки проводится в возможно кратчайшие сроки (не более 2 недель) при отсутствии данных о проведении этого обследования в течение последних 4 месяцев.

Вышеуказанные требования закона в Тюменской ВК УФСИН России не соблюдаются, в связи с отсутствием в медицинской части флюорографического и рентгенологического кабинетов с соответствующим оборудованием. Обследование осужденных 2 раза в год при помощи передвижной флюорографической установки ФБУ ЛИУ-19 не позволяет соблюсти все требования закона по надлежащему оказанию медицинской помощи осужденным к лишению свободы. Отсутствие в медицинской части исправительного учреждения флюорографического и рентгенологического кабинетов лишает осужденных права на квалифицированное получение медико-санитарного обеспечения. Бездействие должностных лиц ФБУ Тюменской ВК УФСИН России по тюменской области по созданию в медицинской части флюорографического и рентгенологического кабинетов нарушает закрепленное в ст. 41 Конституции РФ конституционное право на охрану здоровья осужденных.

Помощник прокурора Денисенко О.Д., участвующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Пелевина О.В., участвующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования признала частично в части необходимости создания флюорографического кабинета с соответствующим оборудованием. Возражала в признании того, что учреждение бездействовало в установке рентгенологического оборудования, поскольку это не предусмотрено ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ» Об утверждении положения о федеральном государственном учреждении « Тюменская воспитательная колония УФСИН по Тюменской области». Считает ссылку прокурора на п. 2.7, 3.24,3.34 Положения необоснованной, т.к. учреждение финансируется из государственного бюджета и на данное оборудование средства не выделялись. Однако осужденным своевременно проводится двукратное плановое профилактическое обследование на базе передвижной флюорографической установки ( на базе автомобиля «Камаз») предоставляемый ФБУ ЛИУ-19 УФСИН по Тюменской области, в соответствии с утвержденным графиком и Приказом Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении планового профилактического осмотра спецконтингента учреждений, подчиненных УФСИН. Установку рентгенологического оборудования считает нецелесообразным, т.к. согласно ФИО1 МИНЮСТА № от ДД.ММ.ГГГГ такое оборудование не предусмотрено при наполняемости учреждения до 500 человек. Фактическая наполняемость Тюменской ВК составляет - 380 человек, поэтому в установке рентгенологического оборудования нет объективной необходимости.

Представитель ответчика Щетков В.А., участвующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании иск признал частично, по основаниям изложенным в письменном возражении Доводы представителя Пелевиной О.В. поддержал. В судебном заседании пояснил, что в Тюменской воспитательной колонии флюорографическое обследование осужденных проводится 2 раза в год, согласно утвержденного графика, на базе передвижной флюорографической установки ФБУ ЛИУ-19 на базе автомобиля «КАМАЗ». При необходимости передвижения установка вызывается в не графика, либо осужденные для обследования направляются в ОБ УФСИН России по Тюменской области. Установка рентгенологического оборудования в медицинской части учреждения не регламентирована законодательством. Данное оборудование необходимо проводить, когда нужна точная диагностика, степень поражения. В данном случае больных отправляем для диагностики в областную больницу.

Представитель третьего лица Ковалев И.В., участвующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном возражении.

Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд пришел к убеждению, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п.п. 1.3. и 1.4. Положения о федеральном государственном учреждении «Тюменская ВК УФСИН России по Тюменской области», утвержденного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, Тюменская воспитательная колония по своей организационной форме является федеральным государственным учреждением, имеет статус исправительного учреждения и является юридическим лицом ( л.д.9-14).

Согласно п. 2.7, 3.24, 3.34 названного Положения основными задачами учреждения является обеспечение надлежащих условий отбывания наказания и охраны здоровья осужденных. Кроме того, учреждение осуществляет противоэпидемиологические мероприятия, предусмотренные государственными стандартами, нормами и правилами, а также осуществляют взаимодействие с органами и учреждениями здравоохранения в организации медицинского обслуживания. Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством РФ ( ст. 101 УИК РФ).

Согласно справке ДД.ММ.ГГГГ в ФБУ Тюменская ВК УФСИН России по Тюменской области содержится 114 осужденных.

В соответствии с п. 15 «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» ( утвержденного ФИО1 Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ» №), основными задачами медицинской части в Учреждении являются в том числе : оказание неотложной медицинской помощи; оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи; организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризации; организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Амбулатория медицинской части предназначена для оказания амбулаторной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в Учреждение. В состав амбулатории входят диагностические кабинеты, в том числе- рентгенологический и флюорографический.

В соответствии с п.п. 41,42,221 названного «Порядка организации медицинской помощи…», осужденные, прибывшие в ИУ, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. По прибытии все осужденные проходят медицинский осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний ( п.41 Порядка). В течение этого времени они проходят углубленный врачебный осмотр с целью выявления имеющихся заболеваний ( в т.ч. эпиданамнез), травмах, операциях, которые регистрируются в медицинской карте амбулаторного больного, при необходимости назначаются дополнительные обследования. Рентгенологическое или флюорографическое обследование органов грудной клетки проводится в возможно кратчайшие сроки (не более 2 недель) при отсутствии данных о проведении этого обследования в течение последних 4 месяцев( п.42 Порядка). С целью раннего выявления туберкулеза у осужденных отбывающих наказание в воспитательных колониях также проводится ежегодная туберкулинодиагностика, флюорографическое обследование всех лиц в возрасте старше 15 лет (1 раз в 6 месяцев) ( п. 221 Порядка).

Вышеуказанные требования закона в Тюменской воспитательной колонии не соблюдаются, в связи с отсутствием в медицинской части Учреждения флюорографического и рентгенологического кабинетов с соответствующим оборудованием, что подтверждено прокурорской проверкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19) Которая установила, что обследование осужденных 2 раза в год при помощи передвижной флюорографической установки ФБУ ЛИУ-19 не позволяет соблюсти все требования закона по надлежащему оказанию медицинской помощи осужденным к лишению свободы. Были выявлены поступившие в Учреждение осужденные, в отношении которых несвоевременно (более чем через 3 месяца) были проведены очередные обследования органов грудной клетки, при отсутствии данных о проведении этого обследования в течение последних 4 месяцев.

Данные факты нашли подтверждение в судебном заседании в обозреваемых амбулаторных картах осужденных - ФИО7, ФИО8, ФИО9 ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14

В судебном заседании ответчик признал необходимость иметь в медицинской части Учреждения флюорографический кабинет с соответствующим оборудованием, при этом оспаривал нецелесообразность иметь рентгенологический кабинет с соответствующим оборудованием, ссылаясь на возможность обследования органов грудной клетки с помощью флюорографического оборудования, а также ссылался на то, что ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, такой кабинет не предусмотрен до наполняемости Учреждения до 500 человек.

Суд не может согласиться с данными возражениями ответчика, т.к. п.16 ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает наличие кабинета врача рентгенолога и комната управления рентгенологическим оборудованием в зависимости от количества осужденных в Учреждении, при этом названные кабинеты, не свидетельствует, что речь идет о рентгенологическом кабинете ( диагностическом). Кроме того, после принятия названного ФИО1 № ( который как указал ответчик, является документом внутреннего пользования), был принят вышеназванный «Порядок организации медицинской помощи…», утвержденный ФИО1 Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ» №, который предусматривает наличие в медицинской части Учреждений в качестве диагностического оборудования как флюорографического, так и рентгенологического ( п. 17 Порядка), поскольку это соответствует возможности реализации основных задач медицинской части по оказанию неотложной, а также амбулаторного и стационарной медицинской помощи. Поэтому возможность более полной и точной диагностики заболевания без рентгенологического оборудования не возможна. Возможность использования только одного флюорографического обследования касается только органов грудной клетки ( п. 42 Порядка), поэтому данный аппарат не может заменить объем медицинских обследований, которые осуществляются с помощью рентгенологического оборудования. Данные доводы подтвердил в судебном заседании свидетель ФИО15, который работает в оспитательной колонии рентген-лаборантом и пояснивший, что наличие рентгенологического оборудования позволяет своевременно и точно диагностировать заболевание.

Ссылка ответчика, что для проведения флюорографических обследований Учреждение использовало передвижную установку, не свидетельствует об отсутствии нарушений и бездействия в создании необходимых диагностических кабинетов в Учреждении. Использование передвижной флюорографической установки, свидетельствует о том, что Учреждение для выполнения возложенных задач по охране здоровья осужденных изыскивала иные возможности на договорной основе по диагностике и профилактике заболеваний, что не освобождает Тюменскую ВК иметь в составе своей медицинской части собственные диагностические кабинеты для реализации задач по охране здоровья и оказанию медицинской помощи осужденным возложенные на Учреждение вышеназванным законодательством.

Отсутствие в медицинской части исправительного учреждения флюорографического и рентгенологического кабинетов лишает осужденных права на своевременное квалифицированное получение медико-санитарного обеспечения, предусмотренного ст. 101 УИК РФ.

Ссылка ответчика на отсутствие собственных денежных средств в данном случае не является исчерпывающим оправданием, т.к ответчик подтвердил, что не осуществлял мероприятия по созданию названных кабинетов с соответствующим оборудованием в Учреждении. Поэтому в судебном заседании нашло подтверждение бездействие должностных лиц ФБУ Тюменской ВК УФСИН России по Тюменской области по созданию в медицинской части Учреждения флюорографического и рентгенологического кабинетов, что нарушает, закрепленное в ст. 41 Конституции РФ конституционное право осужденных на охрану здоровья.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если обязывающие действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При возложении обязанности на ответчика создать в медицинской части учреждения флюорографический и рентгенологический кабинеты с флюорографическим и рентгенологическим оборудованием, с учетом того, что Учреждение финансируется из федерального бюджета, который планируется заранее в установленном порядке, суд считает возможным установить ответчику срок создания названных кабинетов в течение первого квартала 2011г., т.е. до ДД.ММ.ГГГГ с учетом возможности планирования расходов бюджетных средств. Данную дату исполнения решения суд считает разумной и реальной.

Руководствуясь ст. 41 Конституции РФ, ст. 101 УИК РФ, ФИО1 Минздравсоцразвития и Минюста № от ДД.ММ.ГГГГутвердивший « Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», Положением « О федеральном государственном учреждении «Тюменская ВК УФСИН России по Тюменской области», утвержденного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. ст. 12,45,56,194-198, 06 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействия Федерального бюджетного учреждения «Тюменская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тюменской области» по созданию в медицинской части учреждения флюорографического и рентгенологического кабинетов с соответствующим оборудованием.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Тюменская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать в медицинской части учреждения флюорографический и рентгенологический кабинеты с флюорографическими и рентгенологическим оборудованием.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Тюменский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 10.10. 2010 г.

Председательствующий судья: Н.В.Кригер.

Копия верна

Судья: Н.В.Кригер.