Администрация Салаирского МО 2-917/2010



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2010 года город Тюмень

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Русиной Л.Г.,

при секретаре Санниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-917/2010 по иску Прокурора Тюменского района,в интересах неопределенного круга лиц, к Плеханову Евгению Анатольевичу, Администрации Тюменского муниципального района, Администрации Салаирского муниципального образования <адрес> о признании незаконным Постановления ФИО2 Салаирского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ и признании недействительным Договора купли-продажи земельного участка №/№ от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюменского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Плеханову Е.А., Администрации Тюменского муниципального района, Администрации Салаирского муниципального образования Тюменского района Тюменской области (далее по тексту - «Администрация Салаирского МО») о признании незаконным Постановления Главы Салаирского МО № от ДД.ММ.ГГГГ и признании недействительным Договора купли-продажи земельного участка № от 13.11.2006 года. В ходе судебного разбирательства основания иска были уточнены и мотивированы следующими обстоятельствами:

В связи с обращением заместителя руководителя Тюменского межрайонного следственного отдела Следственного комитета при прокуратуре РФ Следственного управления по Тюменской области ФИО6, прокуратурой Тюменского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что на основании Договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, заключенного с Администрацией Тюменского муниципального района №/№ от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком Плехановым Е.А. было приобретено право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 43-й км. Салаирского тракта, общей площадью 400 000 кв.м., кадастровый номер №, категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (далее по тексту - «земельный участок»), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.01.2007 года сделана запись регистрации №.

Основанием для заключения указанного договора купли-продажи послужило Постановление главы Администрации Салаирского МО Леднева В.И. от 22.09.2005 года № «О предоставлении земельного участка в собственность за плату Плеханову Е.А. для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе, 43 км. Салаирского тракта» (далее по тексту - «Постановление №»). Постановление № от 22.09.2005 года Прокурор считает незаконным, поскольку Плехановым Е.А. право на земельный участок 400 000 кв.м. приобретено с существенным превышением допустимой площади предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку оригиналом Постановления Администрации Салаирского МО № от 17.12.2004 года «О предельных нормах предоставления земельных участков на 2005 год» был установлен максимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства - 3 500 кв.м.

Предоставленный Плеханову Е.А. земельный участок частично (22 га) расположен на землях Салаирского МО - изъятых в пользу Салаирского МО у ЗАО «ЖБИ-3» постановлением главы администрации Салаирского МО № от 14.01.2002 года «Об изъятии земельного участка», и частично (18 га) на землях коллективно-долевой собственности дольщиков ТОО «Салаирское», поэтому Администрация Салаирского МО также незаконно распорядилась землями коллективно-долевой собственности дольщиков ТОО «Салаирское» общей площадью 18 га.

При таких обстоятельствах, с учетом требований ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции действующей на момент издания Постановления №), ст. ст. 12, 13, 168 ГК РФ, сделка по заключению договора купли-продажи №/№ от 13.11.2006 года, как не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, право на землю имеет каждый гражданин и объединение граждан. Поскольку не представляется возможным индивидуализировать круг лиц, чьи права нарушаются Постановлением № и Договором купли-продажи № от 13.11.2006 года, прокурор выходит с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц и просит суд: признать незаконным Постановление № и признать недействительным Договор №/№ от 13.11.2006 года купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, заключенного между Администрацией Тюменского муниципального района и Плехановым Е.А.

Старший помощник прокурора Тюменского района ФИО7 в судебном заседании уточненные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д. 101-105).

Ответчик Плеханов Е.А., в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 156).

Представитель ответчика Плеханова Е.А. - Сажина Е.Ю., участвующая в деле на основании доверенности № от 19.07.2010 г. (л.д. 100), в судебном заседании иск не признала в полном объеме. Суду предоставила письменные возражения и письменное ходатайство о применении к спору срока исковой давности (л.д.139-146, 189-90).

Представитель ответчика Салаирского МО - Рожнева А.Б., участвующая в деле на основании доверенности б/№ от 10.08.2010 г., в судебном заседании иск не признала в полном объеме. Суду пояснила, что лишение собственности возможно в том случае, если это предусмотрено законом. Прокурор же не предоставил ни одного доказательства, которое бы послужило основанием для лишения собственности Ульянова. Из карт и схем не видно, что участок Ульянова расположен в долевой собственности. Права каких-либо граждан не нарушены. Поскольку прокурор своевременно не осуществил надзор за постановлениями, издаваемыми в Администрации Салаирского МО, то к заявленному Прокурором требованию истек срок исковой давности. Суду предоставлено письменное ходатайство Главы Салаирского МО Павлушина С.Л., в котором он просит применить к спору срок исковой давности, отказав Прокурору в иске без рассмотрения дела по существу (л.д. 187-189).

Ответчик - Администрация Тюменского муниципального района - в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 158). Суду предоставлено заявление о рассмотрение дела в отсутствие Администрация Тюменского муниципального района, просят вынести решение на усмотрение суда (л.д. 85, 106, 125).

Представитель 3-го лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 159).

Дело рассмотрено в порядке ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав старшего помощника прокурора Тюменского района ФИО7, представителей Ответчиков Плеханова Е.А. и Салаирского МО, обозрев материалы уголовного дела №, руководствуясь требованиями закона, суд считает, что исковые требования Прокурора законны и обоснованны, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

Судом установлено:

22.09.2005 года Главой Администрации Салаирского МО Ледневым В.И. вынесено Постановление №, согласно которому Плеханову Е.А. в собственность за плату для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен земельный участок площадью 40 га (л.д. 16).

13.11.2006 года на основании Постановления № от имени Администрации Тюменского муниципального района, ГУ «Фонд имущества Тюменской области», заключил с Плехановым Е.А. договор № от 13.11.2006 года купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка (л.д. 93).

В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (п. 1, п. 4 ст. 4 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").

В силу ст. 33 Земельного Кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом, максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для указанных целей из земель, находящихся в собственности муниципальных образований, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с указанными нормами закона Сельской Думой Салаирского МО было принято Постановление № от 17.12.2004 года, согласно которому на 2005 год были установлены предельные нормы для предоставления земельных участков под личное подсобное хозяйство от 400 до 3500 кв.м. (л.д. 20). Данное Постановление вступило в силу с момента его обнародования на информационных стендах, что соответствует требованиям ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и пунктам 11, 12 ст. 35 Устава Салаирского МО (л.д. 229). Согласно п. 3. ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Вопреки принятому муниципальному правовому акту, Глава Администрации Салаирского МО Леднев В.И. предоставил Ответчику Плеханову Е.А. земельный участок с существенным превышением допустимой площади предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, и, вместо земельного участка площадью 3500 кв.м., Плеханову Е.А. был предоставлен земельный участок площадью 400 000 кв.м.

Кроме того, судом установлено, материалами дела подтверждается, что предоставленный Плеханову Е.А. земельный участок, частично был расположен как землях Салаирского МО - 22 га., изъятых в пользу Салаирского МО у ЗАО «ЖБИ-3» Постановлением главы администрации Салаирского МО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка», так и частично на землях коллективно-долевой собственности дольщиков ТОО «Салаирское» - 18 га (л.д. 17, 35-63, 191-210).

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в т.ч. из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (ч. 1 ст. 8 ГК РФ).

В силу ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В силу ст. 167, ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона ничтожна, при этом, не влечет за собой каких-либо юридических последствий.

При вышеуказанных обстоятельствах и в силу вышеназванных норм закона, суд приходит к выводу о незаконности Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, суд признает недействительным Договор купли-продажи земельного участка № от 13.11.2006 года, заключенного на основании незаконного Постановления №.

Незаконность предоставления Плеханову Е.А. спорного земельного участка подтверждается также и материалами уголовными дела № в отношении ФИО11, признанной Тюменский районным судом виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ. Из материалов данного уголовного дела, которое было предметом обозрения по настоящему делу, установлено, что 09.11.2009 года в Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О предельных нормах предоставления земельных участков на 2005 год» специалистом администрации Салаирского МО ФИО11 были внесены заведомо ложные сведения о нормах предоставления земельных участков, а именно внесены ложные сведения о максимальном размере земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства предоставляемого за чертой населенного пункта - не 3 500 кв.м., а 40,0 га. (л.д. 21).Указанные ложные сведения были внесены ФИО11 по указанию действующего Главы Администрации Салаирского МО Павлушина С.Л., в связи с проверкой Прокуратурой Тюменского района, проводимой по факту выделения в 2005 году бывшим Главой Салаирского МО Ледневым В.И. пяти земельных участков площадью 40 га каждый.

Суд оценивает материалы вышеназванного уголовного дела (л.д. 22-33) как письменные доказательства, соответствующие требованиям ст.ст. 59-60, 71 ГПК РФ.

Также из материалов уголовного дела и из пояснений сторон установлено, что действующий Глава Администрации Салаирского МО Павлушин С.Л. приходится зятем бывшему Главе Салаирского МО Ледневу В.И., при этом, в отношении обоих в настоящее время ведется судебное следствие по обстоятельствам, связанным с незаконным предоставлением земельных участков на 43 км. Салаирского тракта Тюменского района. Данное обстоятельство, позволяет суду критически отнестись ко всем доводам Главы Администрации Салаирского МО Павлушина С.Л., поскольку суд считает, что в данном споре Глава Администрации, вопреки возложенным на него законом обязанностям, защищает не интересы муниципального образования, а свои интересы и интересы своих близких родственников.

Поскольку Постановление Сельской Думы Салаирского МО № от ДД.ММ.ГГГГ о предельных нормах предоставления земельных участков, (как нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования), был обнародован и доступен для каждого, то суд отклоняет как несостоятельные доводы представителей Ответчиков о том, что Плеханов Е.А., в силу ст. 302 ГК РФ, является добросовестным приобретателем спорного земельного участка.

Приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества. Возмездность приобретения сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя (п. 37, 38 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

В силу ст. 36 Конституции Российской Федерации, учитывая, что Ответчику земельный участок предоставлен в нарушении закона (в т.ч. в случае соблюдения Главой Администрации Салаирского МО норм предоставления земельных участков, участок, площадью 400 000 кв.м., мог бы быть предоставлен не менее чем 114 гражданам, а не одному Ответчику), суд считает безосновательными возражения представителей Ответчиков о том, что предоставлением Плеханову Е.А. спорного земельного участка не затронуты интересы кого-либо и Прокурор Тюменского района не может выступать с иском в интересах неопределенного круга лиц.

В данном случае, учитывая отстраненную позицию Администрации Тюменского муниципального района, не проявившую интереса к спору и к обстоятельствам предоставления спорного земельного участка, именно Прокурор, в силу требований Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязан осуществить от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.

Суд считает необоснованным ходатайство представителей Ответчиков о применении к требованиям Прокурора 3-летнего срока исковой давности.

Общий срок исковой давности устанавливается три года. При этом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст.ст. 196, 200 ГК РФ).

В соответствии со ст. 77 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. В силу названной нормы закона, Глава Администрации Салаирского МО обязан был предоставлять на правовую экспертизу в Прокуратуру Тюменского района все принятые муниципальные правовые акты. Между тем, судом установлено, что оспариваемое Постановление № в Прокуратуру не направлялось, и, в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, обратного суду Ответчиками не доказано.

Согласно ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" проверка исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. При данных обстоятельствах, суд считает, что течение срока исковой давности для данного спора началось с 23.05.2010 года, т.е. со дня вступления в законную силу Приговора Тюменского районного суда от 13.05.2010 года в отношении Посоховой Л.Г., когда Прокурор узнал о незаконности предоставления Плеханову Е.А. земельного участка и, соответственно, нарушении прав неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ в пользу федерального бюджета солидарно с Плеханов Е.А., Администрации Тюменского муниципального района и Администрации Салаирского МО подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 073, 60 рублей (ст. 98 ГПК РФ).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 8, 168 ГК РФ, ст. 33 Земельного Кодекса РФ (в редакции от 31.12.2005 года), Федеральном законом "О личном подсобном хозяйстве", Федеральным Законом "О прокуратуре Российской Федерации", ст.ст. 45, 56,59-60, 67, 71, 98, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора Тюменского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным Постановление Главы Салаирского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в собственность за плату Плеханову Евгению Анатольевичу, для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе, 43 км. Салаирского тракта»

Признать недействительным Договор купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией Тюменского района Тюменской области и Плехановым Евгением Анатольевичем.

Взыскать в пользу федерального бюджета солидарно с Плеханова Евгения Анатольевича, Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, Администрации Салаирского муниципального образования Тюменского района Тюменской области - государственную пошлину в размере 1 073 рублей 60 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Тюменский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 10.09. 2010 года.

Судья Тюменского районного

суда Тюменской области: подпись Л.Г. Русина

Копия верна.

Судья Тюменского районного

суда Тюменской области: Л.Г. Русина