Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 03.11.2010 года
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Кригер Н.В.
при секретаре Морозовой К.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску заместителя прокурора Тюменской об области к Федеральному бюджетному учреждению «ИЗ-72/4 УФСИН России по Тюменской области» о признании незаконным бездействия по лицензированию медицинской деятельности, по оказанию противотуберкулезной помощи и обеспечению противотуберкулезными препаратами, возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по фтизиатрии, провести томографическое обследование лицам, имеющим подозрение на туберкулез, трехкратное исследование мокроты перед назначением лечения, ежемесячное исследование мокроты, анализа крови, мочи, биохимических показателей печеночных проб, обязать приобрести противотуберкулезные препараты.
Третье лицо: Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области, Управление Росздравнадзора по Тюменской области
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Тюменской об области обратился с иском к Федеральному бюджетному учреждению «ИЗ-72/4 УФСИН России по Тюменской области» о признании незаконным бездействия по лицензированию медицинской деятельности, по оказанию противотуберкулезной помощи, и обеспечению противотуберкулезными препаратами, возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по фтизиатрии, провести : томографическое обследование всем лицам, имеющим подозрение на туберкулез, трехкратное исследование мокроты перед назначением лечения, ежемесячное исследование мокроты, анализа крови, мочи, биохимических показателей печеночных проб, обязать приобрести противотуберкулезные препараты.
Требования прокурора мотивированы тем, что Прокуратурой Тюменской области совместно с управление Росздравнадзора по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГбыла проведена проверка соблюдения администрацией ФБУ «ИЗ 72/4 УФСИН России по Тюменской области ( далее СИЗО-4) прав лиц на получение квалифицированной медицинской помощи. СИЗО-4 является юридическим лицом с лимитом наполнения 395 человек. В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований п.п. 96 п.1 ст. 17 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» ответчик осуществляет медицинскую деятельность по фтизиатрии без лицензии.
Кроме того в нарушение приказа Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации», Приказа Минздравсоцразвиьтия РФ № и Минюста РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказания в местах лишения свободы и заключенные под стражу», изданных во исполнение ст. 24 ФЗ « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»- при подозрении на туберкулез не проводится томографическое обследование, что затрудняет полноценную диагностику туберкулёза. Кроме того, противотуберкулезная помощь проводится с нарушением стандартов обследования: -нет трёхкратного исследования мокроты на микробактерии туберкулеза перед назначением лечения; в процессе химиотерапии не проводится ежемесячное исследование мокроты; при проведении интенсивной фазы химиотерапии не проводится ежемесячное исследование общего анализа крови и мочи; полностью отсутствует исследование биохимических показателей почечных проб при проведении химиотерапии больному туберкулезом.
В СИЗО-4 отсутствуют медикаменты, необходимые для лечения туберкулеза. В частности отсутствуют два препарата туберкулезного ряда- рифампицин и стрептомицин; полностью отсутствуют препараты резервного ряда, лекарственные средства для проведения пеотогенетической терапии и гепатопротекторы. Обращение прокурора в суд вызвано непринятием мер по исполнению требований законодательства о лицензировании медицинской деятельности со стороны ответчикаЮ оказанием противотуберкулезной помощи в нарушением стандартов обследования, что влечет за собой нарушение право подозреваемых, обвиняемых на получение квалифицированной медицинской помощи. Круг лиц, в интересах которых обращается прокурор не представляется возможным индивидуализировать, поскольку несвоевременным проведением медицинского обследования и ненадлежащим лечением затрагиваются права на охрану жизни, здоровья лиц, содержащихся в СИЗО-4, убывших и тех которые поступят в учреждение, а также сотрудников СИЗО-4.
Прокурор Спирина О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Козлова О.Н., участвующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования признала частично по основаниям изложены в письменном отзыве на иск. Признала иск в части необходимости лицензирования медицинской деятельности по фтизиатрии, при этом поясняя, что в настоящее время документы собраны и переданы на получение лицензии, до этого в СИЗО-4 не было рентгенологического и флюорографического кабинетов, необходимых для лицензирования данного вида деятельности. Учреждение использовало передвижную флюорографическую установку, больных туберкулезом направляли на обследование и лечение в областную больницу УФСИН. Подтвердила, что в СИЗО-4 не проводятся биохимические исследования печеночных проб, т.к. не имеется своей лаборатории, данное исследование дорогое, а денежных средств из бюджета выделяется недостаточно. Противотуберкулезные препараты имеются в наличии, препараты резервного ряда выделяются медицинскому отделу УФСИН России по Тюменской области в индивидуальном порядке, после чего препараты выделяются учреждениям, нуждающимся в данных препаратах. На момент проверки и в настоящее время таких больных в учреждении нет. Рентгенологическое дополнительное обследование проводится на базе областной больницы УФСИН России по Тюменской области, биохимические исследования, кроме биохимических показателей печеночных проб, проводится на базе клинической лаборатории воспитательной колонии.
Представитель ответчика Козленко Е.М., участвующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании иск признал частично, по основаниям изложенным в письменном возражении. Доводы представителя Козловой О.Н. поддержала. Пояснила, что не согласна с результатами прокурорской проверкой, однако возражений после её проведения не писали. Представитель СИЗО-4 присутствовал в ходе проведения проверки. Препараты резервного ряда дорогостоящие, поэтому при необходимости они заказываются индивидуально для больного.В настоящее время таких препаратов в учреждении не имеется.
Представители третьего лица: УФСИН России по Тюменской области, и Управления Росздравнадзора по Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд пришел к убеждению, что иск прокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основании:
В соответствии с п. 9 ст. 17 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» - подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное медико- санитарное обеспечение.
Согласно ст. 24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ДД.ММ.ГГГГ.№) лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно п.2.4. «Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Минюста РФ ( утв. Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) одной из основных задач следственного изолятора является обеспечение соблюдения прави законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
В соответствии со ст. 7 ФЗ « О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступными в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Статьей 8 названного закона предусмотрено, что больные туберкулезом, нуждающиеся в оказании противотуберкулезной помощи, получают такую помощь в медицинских противотуберкулезных организациях, имеющих соответствующую лицензию.
Прокуратурой Тюменской области совместно с управление Росздравнадзора по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГбыла проведена проверка соблюдения администрацией ФБУ «ИЗ 72/4 УФСИН России по Тюменской области ( далее СИЗО-4) прав лиц на получение квалифицированной медицинской помощи. В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований п.п. 96 п.1 ст. 17 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» ответчик осуществляет медицинскую деятельность по фтизиатрии без лицензии ( л.д.7-10).
Кроме того в нарушение приказа Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации», Приказа Минздравсоцразвития РФ № и Минюста РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказания в местах лишения свободы и заключенные под стражу», изданных во исполнение ст. 24 ФЗ « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»- при подозрении на туберкулез не проводится томографическое обследование, что затрудняет полноценную диагностику туберкулёза. Кроме того, противотуберкулезная помощь проводится с нарушением стандартов обследования: -нет трёхкратного исследования мокроты на микробактерии туберкулеза перед назначением лечения; в процессе химиотерапии не проводится ежемесячное исследование мокроты; при проведении интенсивной фазы химиотерапии не проводится ежемесячное исследование общего анализа крови и мочи; полностью отсутствует исследование биохимических показателей почечных проб при проведении химиотерапии больному туберкулезом.
В нарушение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями № названной прокурорской проверкой было установлено, что в СИЗО-4 отсутствуют медикаменты, необходимые для лечения туберкулеза. В частности отсутствуют два препарата туберкулезного ряда- рифампицин и стрептомицин; полностью отсутствуют препараты резервного ряда, лекарственные средства для проведения пеотогенетической терапии и гепатопротекторы.
В судебном заседании ответчик признал необходимость лицензирования медицинской деятельности по фтизиатрии и пояснил, что необходимый пакет документов уже направлен в компетентный орган для получении лицензии по данному виду деятельности, предполагаемый срок получения лицензии- январь 2011г. Невозможность ранее осуществить работу по лицензированию, была связана с отсутствием денежных средств и с необходимостью ремонта рентгенологического и флюорографического кабинетов, что не свидетельствует об отсутствии бездействия в данной части, т.к. фактически до настоящего времени названный вид медицинской деятельности остается не лицензированным в СИЗО-4.
В судебном заседании нашло подтверждение, бездействие администрации СИЗО-4 по оказанию медицинской помощи лицам, больным туберкулезом и обеспечению противотуберкулезными препаратами в нарушение установленных медицинских стандартов, что нарушает, закрепленное в ст. 41 Конституции РФ конституционное право осужденных на охрану здоровья.
Согласно справки ответчика, в настоящее время в учреждении содержится два больных туберкулезом с подтвержденным диагнозом. Ответчиком подтверждено, что в нарушении стандартов обследования не проводится больным томографическое обследование. По представленным амбулаторным картам значится только обзорный снимок, имеется трехкратное исследование мокроты перед назначением лечения. Исследование биохимических показателей печеночных проб при проведении химиотерапии больным не проведены. Нарушаются сроки ежемесячного исследования в процессе химиотерапии мокроты, крови, мочи больным туберкулезом.
В судебном заседании нашло подтверждение, что к моменты рассмотрения дела в Учреждении ответчика имеются противотуберкулезные препараты, лекарственные средства для проведения потогенетической терапии и гепатопротекторы, что подтверждается Актом от ДД.ММ.ГГГГ, и накладными от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 6,27апреля 2010г. Вместе с тем ответчик подтвердил, что в Учреждении отсутствуют противотуберкулезные препараты резервного рада.
Ссылка ответчика на отсутствие собственных денежных средств и дорогостоящие исследования и препараты в данном случае не является исчерпывающим оправданием и не освобождает от устранения названных нарушений.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если обязывающие действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При возложении обязанности на ответчика получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по фтизиатрии, с учетом того, что необходимый пакет документов представлен лицензирующему органу и с учетом мнения сторон, суд считает возможным установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ В части приобретения препаратов резервного ряда и проведения исследования биохимических показателей печеночных проб срок исполнения установить до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая финансирование Учреждения ответчика из федерального бюджета. Исполнение требований о проведении томографического обследовании лиц, имеющих подозрение на туберкулез -подлежит исполнению немедленно. Данные даты исполнения решения суд считает разумными и реальными.
Руководствуясь ст. 41 Конституции РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ, ФЗ «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от ДД.ММ.ГГГГ, Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации», Приказа Минздравсоцразвиьтия РФ № и Минюста РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказания в местах лишения свободы и заключенные под стражу», ст. ст. 12,45,56,194-198, 06 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Федерального бюджетного учреждения «ИЗ-72/4 УФСИН России по Тюменской области» по лицензированию медицинской деятельности- фтизиатрии, по оказанию медицинской помощи лицам, больным туберкулезом и обеспечению противотуберкулезными препаратами.
Возложить обязанность на Федеральное бюджетное учреждение «ИЗ-72/4 УФСИН России по Тюменской области»:
- получить лицензию на осуществление медицинской деятельности- фтизиатрии до ДД.ММ.ГГГГ;
- немедленно провести томографическое обследование всем лицам, имеющим подозрение на туберкулез;
- в процессе химиотерапии ежемесячно исследовать мокроты больным туберкулезом;
- при проведении интенсивной фазы химиотерапии ежемесячно исследовать общий анализ крови, мочи больным туберкулезом;
- до ДД.ММ.ГГГГ провести исследование биохимических показателей печеночных проб при проведении химиотерапии больным туберкулезом;
- до ДД.ММ.ГГГГ приобрести противотуберкулезные препараты резервного ряда, в остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тюменский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 13.11.2010 года
Председательствующий судья: Н.В.Кригер.
Копия верна
Судья : Н.В.Кригер.