РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 18 ноября 2010 года
№ 2-1311/2010
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Кригер Н.В.,
при секретаре Сидоровой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова ФИО17 к Администрации Тюменского муниципального района об обязании предоставить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:Волков С.Н. обратился в суд с иском к Администрации Тюменского муниципального района (далее по тексту - «Администрация») об обязании выделить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. В ходе судебного разбирательства первоначальное требование было уточнено, иск конкретизирован требованием о предоставлении земельного участка №(л.д.99) в районе <адрес>, Тюменского района на праве аренды и иск увеличен требованием о признании незаконными действий Администрации Тюменского муниципального района, выразившиеся в отказе( или уклонении от такового) предоставить земельный участок площадью 50 000кв.м.на праве аренды для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в районе <адрес>, Червишевского муниципального образования, Тюменского района, Тюменской области (т.1 л.д.94-97,134).
Свои требования Истец мотивирует тем, что 10.05.2008 года истец обратился к Главе Администрации Тюменского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства в районе <адрес>, Тюменского района. Заявление было зарегистрировано в установленном законом порядке, согласовано с Главой Червишевского МО ФИО7 и получено согласование в Управление земельных ресурсов Тюменского муниципального района. На основании указанных согласований Главой Червишевского МО ФИО7 был утвержден и составлен акт обследования испрашиваемого земельного участка, а в дальнейшем составлен и утвержден проект границ испрашиваемого участка с согласованием в Департаменте недрапользования и экологии Тюменской области. Заявление со всеми необходимыми согласованиями было отписано для рассмотрения и принятия решения совместной комиссией. Однако земельный участок Истцу для ведения личного подсобного хозяйства выделен не был, мотивированного отказа в установленный Законом срок также не поступило. Вместо этого Глава Администрации ФИО18 в январе 2009 года потребовал от Истца в срок до 01.03.2009 года предоставить бизнес-план по освоению земельного участка. Истец был вынужден совместно с другими заявителями (также претендующих на соседние участки) собрать необходимую для разработки бизнес-плана сумму, заказать его разработку и предоставить готовый бизнес-план в Администрацию. 23.03.2009 года заместитель Главы Администрации Тюменского муниципального района ФИО8, рассмотрев представленный истцом бизнес-план, согласовал возможность предоставления Истцу земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства. Документы были направлены на совместную комиссию по выработке решений. Однако и после этого земельный участок Истцу выделен не был, мотивированного отказа также не поступило. Затем Истец обратился к заместителю Главы Администрации ФИО19 который для быстрейшего положительного решения вопроса порекомендовал истцу и другим заявителям объединиться в СНТ. Заявители учредили и зарегистрировали СНТ «Балдинский остров», и 17.09.2009 года передали учредительные документы ФИО9, который пообещал решить вопрос по выделению земельного участка, путем передачи документов, уже прошедших все необходимые согласования, на совместную комиссию. 26.11.2009 года учредителями СНТ «Балдинский остров» был получен отказ в предоставлении земельного участка, за подписью Главы Администрации в связи с несоответствием испрашиваемого вида использования земельного участка, генеральному плану д. Костылево, утвержденному решением Думы Червишевского МО № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на Федеральный Закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст.ст. 15, 28, 34, Истец просит суд(л.д.134) - обязать Администрацию предоставить земельный участок №, площадью 50 000 кв.м. на праве аренды, расположенный в районе <адрес>, Тюменского района, в границах установленных Актом и согласованных Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, для ведения личного подсобного хозяйства и иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
Решением Тюменского районного суда от 15.07.2010г. настоящий иск был удовлетворен частично. Суд признал незаконными действия Администрации Тюменского муниципального района, выразившиеся в непредоставлении письменного ответа истцу на его заявление от 20.05.2010г. « О предоставлении земельного участка»,в остальной части иска суд отказал.
Определением судебной коллегии по гражданским делам от 01.09.2010г. названное решение в части отказа в обязании предоставить земельный участок отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
Истец Иванов А.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца - ФИО11, участвующая по доверенности р/№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70), в судебном заседании иск своего доверителя поддержала в полном объеме, просила удовлетворить его по тем основаниям, которые изложены в исковом заявлении и в дополнениях к исковому заявлению (л.д. 7-11, 57-58, 94-97).Представила письменный отзыв на возражения ответчика, ссылаясь на то, что ответчиком не представлено доказательств изменения границ и перевода земель д. Костылево из одной категории в другую, такого Постановления не принималось. Сведения о границах населенного пункта <адрес> в государственный кадастр недвижимости внесены 25.11.2008г., т.е. после обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка ( 20.06.2008г.). На момент обращения истца с заявлением о предоставлении испрашиваемого участка, это была земля сельскохозяйственного назначения. Испрашиваемый участок находится за чертой населенного пункта. Документов, подтверждающих изменение границ ответчиком не представлено.
Представитель ответчика Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области ФИО12, действующая по доверенности № от 02.08.2010, иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.79-81,216-218).Ссылается на то, что Решением Думы Червишевского МО от 26.12.2007г.утвержден генеральный план Червишевского МО, согласно которого испрашиваемый земельный участок вошел в границы населенного пункта- <адрес>. Присуждение к исполнению обязанности Администрации совершить действия по предоставлению истцу испрашиваемый земельный участок на праве аренды без соблюдения градостроительных регламентов противоречит действующему законодательству.
Представитель 3-го лица ОАО «Сургутнефтегаз» ФИО13, участвующая по доверенности № от 01.01.2010г. в судебном заседании пояснили, что земельные участки, числившиеся ранее за ОАО «Сургутнефтегаз» на праве постоянного (бессрочного) пользования, были переданы в государственный лесной фонд на основании постановления муниципального образования Червишевского сельсовета Тюменского района от 24.03.1998 №. С 1998 года на территории Червишесвокго муниципального образования за ОАО «Сургутнефтегаз» числятся только земельные участки на праве собственности, которые расположены за границей населенного пункта- <адрес>. В границах населенного пункта земель, переданных в пользование ОАО «Сургутнефтегаз» не имеется, наложений земель ОАО «Сургутнефтегаз» на испрашиваемый земельный участок также нет(л.д.103).
Представитель 3-го лица ОАО «Сургутнефтегаз» ФИО14, участвующая по доверенности № от 15.11.2010г. в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда. Доводы представителя ФИО13 поддержала.
Суд, выслушав представителей сторон, представителей 3-го лица, исследовав письменные материалы дела, считает иск Волкова С.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Земельным законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность граждан приобрести в собственность или в аренду земельные участки под разрешенные законом виды деятельности (ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ»).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 ЗК РФ.
Согласно ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судом установлено, что 10.05.2008 года Волков С.Н. обратился в Администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 50 000 кв.м., расположенного в <адрес>, Тюменского района, - в аренду на три года для ведения личного подсобного хозяйства ( далее ЛПХ). К указанному заявлению Истец приложил Проект границ испрашиваемого земельного участка № ( без указания площади, в близи <адрес>, Тюменского района, Тюменской области), утвержденный в 2008 году Главой Червишевского МО Тюменского района (л.д. 99).
При решении вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка для ЛПХ, администрацией Тюменского муниципального района было установлено, что названный участок находится в границах населенного пункта- <адрес>, вид использования испрашиваемого участка (для ЛПХ) не соответствует генеральному плану Червишевского МО и Правилам землепользования и застройки, поскольку спорный участок расположен в зоне перспективной жилой застройки. Поэтому решение о предоставлении истцу испрашиваемого участка ответчиком не было принято.
Невозможность предоставления испрашиваемого участка для ведения личного подсобного хозяйства подтверждается тем, что Решением Думы Червишевского МО № от 26.12.2007г. был утвержден генеральный план Червишевского МО, согласно которого испрашиваемый земельный участок вошел в границы населенного пункта -д. Костылева ( л.д.72,73,220).
На основании указанного Решения Думы в государственный кадастр недвижимости были внесены соответствующие сведения о границе населенного пункта <адрес>, что подтверждается ответом заместителя руководителя Росреестра от 11.06.2010г.( л.д.132), с приложением плана установления границ и ситуационного Плана д. Костылева зарегистрированного 18.11.2008г. (л.д.142,143). Названным ответом Росреестра также подтверждается, что испрашиваемый участок истцом, расположен на землях, отнесенных к категории - земли населенных пунктов.
В соответствии с ФЗ от 21 декабря 2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участок в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Однако не подменяет процедуру перевода земельных участков из одной категории в другую.
Согласно ст.9 Закона Тюменской области № 411 от 05.10.2001г. «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области»: перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в государственной собственности области, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области. Перевод из одной категории в другую земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области.
В соответствии ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, реакреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участком независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительном регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Решением Думы Червишевского МО № от 10.04.2009г. были утверждены «Правила землепользования и застройки Червишевского сельского поселения Тюменского муниципального района Тюменской области» ( далее ПЗиЗ), в соответствии с которыми, спорный земельный участок не может быть представлен для введения личного подсобного хозяйства, поскольку он расположен в зоне перспективно жилой постройки (Ж5). ( л.д.74,221,223-228).
Названный нормативный акт, принятый в соответствии с требованиями ст. 30-32 Градостроительного кодекса РФ вступил в законную силу, никем не оспорен и не отменен, в связи с чем подлежит применению.
Невозможности предоставления земельного участка истцу под ЛПХ подтверждаются заключением начальника управления архитектуры администрации Тюменского муниципального района от 29.10.2010г. (л.д.207).
Кроме того, согласно названого заключения: земельный участок « Балдинский остров» ( в который входит испрашиваемый участок №) расположен в границах <адрес> в пойме <адрес>, согласно ст. 65 Водного Кодекса РФ в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы; функциональное использование Участка не установлено, т.е в соответствии с п.12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ Участок относиться к территориям общего пользования; расположен в зоне перспективной жилой застройки (Ж5).
При этом в соответствии с требованиями, установленными п. 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, ч. 12 ст. 85 ЗК РФ и функционального зонирования, утвержденного генеральным планом МО, в статье 61 «Правил застройки и землепользования Червишевского МО…» градостроительный регламент зоны перспективной жилой застройки (Ж5) не установлен. В связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка под ЛПХ невозможно, т.к. это будет нарушением конституционных прав неограниченного круга лиц на беспрепятственное пользование Участком территории общего пользования, а также нарушением утвержденного генерального плана муниципального образования.
Ссылка истца на согласование проекта границ испрашиваемого земельного участка, не свидетельствует о наличии решения компетентного органа об определении категории земли. Из содержания названного «согласования» следует, что Департамент недропользования и экологии Тюменской области согласовал границы земельного участка №, расположенного в водоохранной зоне <адрес>, за пределами береговой полосы, при условии соблюдения хозяйственной и иной деятельности в границах водоохрнной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта в соответствии с требованиями ст. 65 Водного Кодекса РФ, предусматривающей определенные запрещения и ограничения использования земли ( такие запрещения как- использование сточных вод для удобрения почвы, распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн)( л.д. 152-154).
Кроме того в Червишевском МО действуют нормы о предельных размерах площадей земельных участков, утвержденные решением Думы № от 05.11.2009г. в соответствии с которым для ведения ЛПХ максимальная площадь выделяемых земельных участков за пределами населенного пункта составляет 50 000 кв.м. (л.д.208).
В судебном заседании истец не представил документальных доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок находится за границами населенного пункта- <адрес>.Решение Думы от 26.12.2007г. об утверждении границ названного населенного пункта и Решение Думы от 10.04.2009. об утверждении Правил землепользования и застройки ни кем не оспорены. Поэтому возражения истца в данной части направлены на иную оценку доказательств и неверное толкование норм действующего законодательства, регулирующего вопросы изменения категории земельного участка.
Ссылка истца на то, проект границ спорного участка от 2008г., утвержден главой администрации Червишевского МО с указанием категории земли- земли сельскохозяйственного назначения, не соответствует действительности и не является юридически значимым подтверждением действительного статуса испрашиваемого земельного участка.
Право у истца на испрашиваемый земельный участок под ЛПХ не возникло. Документально подтверждено, что испрашиваемый земельный участок находится на землях населенного пункта и не может использоваться для ведения личного подсобного хозяйства, т.е. для той цели, для которой испрашивается земельный участок. Кроме того, распорядителем земель,
находящихся в государственной и муниципальной собственности является Администрация Тюменского муниципального района, которая не приняла решение о предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка( л.д.99). Сама Схема проекта границ испрашиваемого земельного участка не подтверждает возникновение права истца на данный участок.
Ссылка стороны истца на то, что в районе испрашиваемого земельного участка ранее до 1998г. земля находилась в постоянном (бессрочном) пользовании ОАО «Сургутнефтегаз» с указанием категории земли-земли сельскохозяйственного назначения, не подтверждает, что названная категория земельного участка сохранялась на момент подачи истцом заявления о предоставлении Участка под ЛПХ, что опровергнуто вышеназванными ответом из Россреестра и Решением Думы от 26.12.2007г. об утверждении границ Червишевского МО.
В судебном заседании представители ОАО «Сургутнефтегаз» подтвердили, что в границах Червишевского МО с 1998г. имеются земельные участки, принадлежащие на праве собственности ОАО «Сургутнефтегаз», которые не имеют наложения на испрашиваемый земельный участок и Участки акционерного общества находятся за границей населенного пункта <адрес>, что подтверждается Свидетельством на право собственности ( л.д.106, 111-115), Планом установления границ земельного участка, утвержденного 05.04.2007г., Схемой границ земельного участка по отношению к границам
испрашиваемого земельного участка (л.д.222,229,230). Земельные участки, числящиеся ранее за ОАО «Сургутнефтегаз» на праве постоянного (бессрочного) пользования были переданы в государственный лесной фонд на основании постановления муниципального образования Червишевского сельсовета Тюменского района от 24.03.1998г. № (л.д.116).
Таким образом, с учетом совокупности собранных доказательств - имеющегося зонирования территории <адрес> Червишеского МО, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку это противоречит разрешенному использованию земель данной части территории населенного пункта, утвержденного Решением Думы Червишевского МО № от ДД.ММ.ГГГГ «Правилам землепользования и застройки Червишевского сельского поселения…», генеральному Плану Червишевского МО, поэтому оснований для удовлетворения требований истца не имеется. В противном случае, возложение обязанности на ответчика предоставить истцу испрашиваемый земельный участок без соблюдения вышеназванных градостроительных регламентов будет противоречить действующему законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. ст.ст. 1, ст. 15,28, 34, ч. 12 ст. 85 ЗК РФ, 30-32, 36 Градостроительного Кодекса РФ, ФЗ от 21.12.2004г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ст. 9 Закона Тюменской области от 05.10.2001г. «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», ст. ст. 12, 56,67, 98, 144, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Волкову ФИО20 к Администрации Тюменского муниципального района об обязании предоставить земельный участок № на праве аренды в районе <адрес>, Червишевского муниципального округа, Тюменского района, Тюменской области в границах установленных актом и согласованных Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, для ведения личного подсобного хозяйства и иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд Тюменской области путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней со дня составления его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27.11.2010 года.
Судья : Н.В. Кригер