Прокурор Тюменского района 2-1231-2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2010г. г.Тюмень

Тюменский районный суд в составе:

Председательствующего судьи И.В.Плосковой

При секретаре А.С.Котеговой

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1231/2010 по иску прокурора Тюменского района в интересах Ембаевского муниципального образования к Савиных ФИО11 о возмещении вреда

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тюменского района обратился в суд с иском к Савиных И.А. о взыскании материального вреда в размере 1 600 639 рублей 60 копеек в пользу Ембаевского муниципального образования Тюменского района. Свое исковое заявление мотивирует тем, что Решением Думы Ембаевского муниципального образования Тюменского района № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик назначен с ДД.ММ.ГГГГ на должность главы администрации Ембаевского муниципального образования. Председателем Думы Ембаевского муниципального образования заключен контракт. Приговором Тюменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Савиных И.А. осужден по ст.1064 ГК РФ является основанием для взыскания.

В ходе досудебной подготовки прокурор дополнил основания исковых требований нормами трудового права, ст.243, 277 ТК РФ, в соответствии с которыми работодателю подлежит возмещению ущерб (л.д.158-161).

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования уточнила, просила взыскать ущерб в пользу Ембаевского муниципального образования в лице Администрации Ембаевского муниципального образования (л.д.189-192).

Оба основания исковых требований поддержала в полном объеме.

Представитель Администрации Ембаевского муниципального образования в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены (л.д.169).

Ответчик Савиных И.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что признает, что халатно отнесся к своим полномочиям и не проверил. Поскольку в декабре ремонт домов было продолжать не возможно, чтобы деньги не пропали, решили перечислить их МУП ЖКХ для погашения задолженности по газу. Всего ремонт был произведен в трех домах, о том, что не произведен ремонт в остальных домах, знал, предполагал, что ремонт продолжится в мае, но МУП ЖКХ обанкротилось. Представил также письменное заявление об отказе в иске в порядке ст.392 ТК РФ в связи с пропуском срока обращения в суд (л.д.181).

Представитель ответчика Матвеев А.А., действующий на основании доверенности от 11.10.2010 года, исковые требования не признал, суду пояснил, что юридическим лицом является не муниципальное образование, а администрация Ембаевского МО, в связи с чем в порядке ст.1064 ГК РФ не может быть взыскан вред в пользу Ембаевского МО. Денежные средства не выходили за пределы Ембаевского МО, поскольку были перечислены Ембаевскому МУП ЖКХ. Кроме того, пропущен срок обращения в суд, который в соответствии со ст.392 ТК РФ, установлен в 1 год. Считает, что срок начал течь с момента, когда Савиных И.А., был допрошен сотрудниками милиции, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица Администрации Тюменского муниципального района Кузнецова Е.Н., действующая на основании доверенности от 29.10.2010 года, исковые требования считала не подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что на условиях софинансирования были выделены областные бюджетные деньги для выполнения конкретных работ, если бы акты выполненных работ не были подписаны, денежные средства подлежали возврату. Соответственно ущерб причинен областному бюджету, а не Ембаевскому муниципальному образованию. Денежные средства через МУП ЖКХ пошли на оплату за газ и электроэнергию. Ст. 1064 ГК РФ говорит о вреде юридическому лицу, а Ембаевское муниципальное образование юридическим лицом не является. Ембаевское муниципальное образование и Администрация Ембаевского муниципального образования, это разные органы. Ежегодно Дума утверждает бюджет, и не могла не знать в 2009 году, куда ушли перечисленные деньги. С декабря 2008 года работодателю было доподлинно известно, куда ушли денежные средства, что говорит о пропуске срока исковой давности.

Представитель третьего лица Департамента финансов Тюменской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены. В отзыве указали, что сумма ущерба подлежит взысканию в бюджет Муниципального образования с.Ембаево с последующим восстановлением бюджетных средств в областной бюджет в размере предоставленной субсидии 1 542900 рублей (л.д.38).

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление Прокурора Тюменского района подлежащим частичному удовлетворению.

Судом установлено, что приговором Тюменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Савиных И.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.293 ч.1 УК РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей ( л.д.9-13). Данным приговором установлено, что в результате действий ответчика Савиных И.А., в связи с ненадлежащим исполнением им своих должностных обязанностей, вследствие небрежного отношения к службе и необоснованного перечисления денежных средств Ембаевского МО, направленных в бюджет данного муниципального образования из бюджетов Тюменского района и Тюменской области на осуществление капитального ремонта многоквартирных домов, на оплату фактически не выполненных работ по договорам подряда МУП Ембаевское ЖКХ, бюджету Ембаевского МО был причинен крупный ущерб в размере 1600639,60 рублей, а также существенно нарушены права и законные интересы граждан- жильцов домов, вынужденных использовать некачественную воду, так как ремонт инженерных сетей их домов произведен не был.

В силу ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Поскольку приговором Тюменского районного суда установлено, что ущерб в размере 1600 639,60 рублей причинен Ембаевскому муниципальному образованию в результате халатного отношения к своим обязанностям Савиных А.И., суд считает данные обстоятельства установленными и не подлежащими доказыванию.

Наличие вины - общий принцип юридической ответственности, исходя из которого в гражданском законодательстве установлены основания ответственности за причиненный вред.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Так как вина ответчика установлена, с него подлежит взысканию в пользу муниципального образования материальный вред.

В силу п.3 ст.1083 ГК РФ суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред, причинен действиями, совершенными умышленно.

Ответчик осужден по ст.1083 ГК РФ.

Принимая во внимание, что ответчик в настоящее время не работает, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.183-184), имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, что следует из приговора (л.д.13), вред причинен неумышленно, суд полагает возможным снизить подлежащий взысканию материальный вред и взыскать сумму материального ущерба в размере 1 000 000 рублей.

Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица Администрации Тюменского муниципального образования о том, что муниципальное образование не является юридическим лицом, поэтому не могут быть применены нормы права, предусмотренные ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Исходя из положений статей 37, 41 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Согласно свидетельства о постановке на учет (л.д.96) и выписке из реестра юридических лиц в качестве юридического лица зарегистрирован исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления- Администрация Ембаевского муниципального образования (л.д.187-188).

На основании вышеизложенного, суд считает, что Ембаевское муниципальное образование в лице Администрации Ембаевского муниципального образования, в пользу которого просит взыскать денежные средства прокурор, является надлежащим истцом и к возникшим правоотношениям подлежат применению нормы ст.1064 ГК РФ.

Исследовав в судебном заседании Контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный Савиных И.А. с Ембаевским муниципальным образованием в лице председателя представительного органа местного самоуправления, суд приходит к выводу, что не подлежат применению к данным правоотношениям нормы трудового права, поскольку природа данного контракта- Административно-правовая., так как с главой местной администрации, в отличие от всех других муниципальных служащих, заключается не трудовой договор, а контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту, а также порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". На основании вышеизложенного суд не считает возможным применить к данным правоотношениям нормы трудового права, предусмотренные ст.243, 277 ТК РФ, заявленные прокурором, как дополнительное основание для взыскания материального ущерба. Соответственно заявление ответчика и его представителя о пропуске годичного срока обращения в суд в порядке ст.392 ТК РФ (л.д.181), удовлетворению также не подлежит. Кроме того, протокол допроса, на который ссылается ответчик и его представитель от июня 2009 года, в материалах уголовного дела отсутствует, а из всех остальных документов следует, что годичный срок с момента обнаружения причиненного размера материального вреда муниципальному образованию, не истек.

Суд не принимает также довод представителя ответчика и представителя Администрации Тюменского муниципального района о том, что ущерб муниципальному образованию не причинен, поскольку денежные средства направлялись по целевому использованию для ремонта домов, которые отремонтированы не были чем причинен непосредственно вред жителям муниципального образования, перед которыми в первую очередь в силу ст. 70 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 6 октября 2003 г.) органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с федеральными законами несут ответственность. Указание на первоочередность ответственности перед населением отражает сущность местного самоуправления как формы народовластия в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ. Население является основным субъектом прав местного самоуправления. Поэтому, прежде всего, необходимо органам и должностным лицам местного самоуправления действовать в интересах населения.

Кроме того, согласно ответа Департамента финансов Тюменской области, денежные средства подлежат возврату в областной бюджет, соответственно жилые дома граждан, на ремонт которых была перечислена субсидия, так и не будут отремонтированы.

Руководствуясь ст. 1064, ГК РФ, 1083 ГК РФ ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора Тюменского района удовлетворить частично.

Взыскать с Савиных ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, материальный вред в размере 1 000 000 рублей в пользу Ембаевского муниципального образования Тюменского района в лице Администрации Ембаевского муниципального образования.

Взыскать с Савиных ФИО13 в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 13 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тюменский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2010 года.

Федеральный судья И.В.Плоскова