Прокурор Тюм р-на 2-922/2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 02 августа 2010 года

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

Председательствующей судьи: Кригер Н.В.

При секретаре: Морозовой К.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-922/2010 по иску прокурора к Федеральному бюджетному учреждению «ИЗ-72/4 УФСИН России по Тюменской области» о признании незаконным бездействия по осуществлению медицинской деятельности в отсутствии лицензии в области использования источника ионизирующего излучение, по использованию электрокардиографа без ежегодного технического обслуживания и поверки, возложении обязанности получить лицензию и заключить договор на техническое обслуживание медицинской техники,

Третьи лица: Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области, Управление Росздравнадзора по Тюменской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратура Тюменской области обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «ИЗ-72/4 УФСИН России по Тюменской области» ( далее СИЗО-4 ) о признании незаконным бездействия администрации СИЗО-4 по лицензированию медицинской деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, признании незаконным бездействия по использованию электрокардиографа без технического обслуживания и поверки, возложении обязанности на администрацию СИЗО-4 осуществлять медицинскую деятельность в области использования источников ионизирующего излучения на законных основаниях путем её лицензирования, и обязать ответчика провести поверку электрокардиографа, а также заключить договор на техническое обслуживание медицинской техники с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности.

В ходе судебного разбирательство истец уточнил исковые требовании ( л.д.65-68), просил признать незаконным бездействие администрации СИЗО-4 по осуществлению медицинской деятельности в отсутствии лицензии в области использования источника ионизирующего излучение, признать незаконным бездействие ответчика по использованию электрокардиографа без ежегодного технического обслуживания и поверки, возложить на СИЗО-4 обязанность получить лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения и заключить договор на техническое обслуживание медицинской техники с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой совместно с управлением Росздравнадзора по Тюменской области, специалистами-экспертами ГЛПУТО «Областной противотуберкулезный диспансер» была проведена проверка соблюдения требований ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 № 3 (далее - ФЗ от 09.06.1996 № 3), ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее - ФЗ 8.2001 № 128), ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103, «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2004 № 107 (далее - Положение), в ходе которой установлены нарушения требований названного законодательства ответчиком, выразившиеся в том, что в медицинской части СИЗО-4 п.Винзили имеются два флюорографических аппарата, которые оснащены источником ионизирующего излучения и ответчик осуществляет их хранение без лицензии. Не имея лицензии на осуществление деятельности с источником ионизирующего излучения СИЗО-4 не вправе проводить обследования на названных аппаратах. При этом согласно Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы ( утв. Минюстом РФ от 14.10.2005г. №189) при поступлении в следственный изолятор подозреваемые и обвиняемые должны проходить первичный медицинский осмотр, а также необходимое обследование, в том числе рентгено-флюорографическое. В нарушение п.126 названных Правил прибывшие в следственный изолятор лица, не проходят рентгено-флюорографическое обследование в трехдневный срок. Учитывая, что медицинская деятельность подлежит лицен6зированию. Согласно «Положения о лицензировании медицинской деятельности», лицензионными требованиями являются наличие у соискателя оборудования, медицинской техники, необходимых для выполнения работ, соответствующих установленным к ним требованиям, а также наличие в штате соискателя специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники или наличие у соискателя договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности. Кроме того в ходе прокурорской проверки установлено, что ответчиком осуществляется работа на электрокардиографе, который не прошел ежегодное техническое обслуживание и поверку. Последняя поверка была в 2005г. в штате ответчика нет специалиста, осуществляющего техническое обслуживание медицинской техники и нет договора со специализированной организацией на обслуживание медицинской техники, в связи с чем использование электрокардиографа является незаконным

В судебном заседании прокурор Спирина О.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Козленко Е.М. участвующей на основании доверенности от 08.07.2010г. с иском не согласилась и пояснила, что у ответчика имеется два флюорографических аппарата, которые не функционируют: один аппарат находится не в собранном состоянии, другой так же не подключен. Для лицензирования, необходимо наличие рентгенкабинета, соответствующего требованиям. В настоящее время такой ремонт завершен, который был начат в апреле 2010г. Заявка на ремонт в Управление давалась в 2008г., однако денежные средства были выделены только в этом году. Собственных средств у ответчика не имеется. В настоящее время собираются документы для получения названной лицензии. На проведение флюорографических исследований СИЗО-4 заключил договоры с организацией, имеющей лицензию. Данное медицинское исследование проводим на выездной установке Аппарат ЭКГ используется 1 - 1.5года. В течении года не проверяли. В настоящее время с 22.06.2010г. данный аппарат находится на поверке. Имеется договор о поверке и техническом обслуживании медицинской техники от 05.02.2010г.

Представитель ответчика Козловой О.Н., участвующей на основании доверенности от 08.07.2010г. в судебном заседании с иском не согласилась, возражения представителя Козленко Е.М. поддержала.

Третье лицо представитель УФСИН Тюменской области Иванова О.А., участвующая на основании доверенности от 74/3/14 от 19.09.2008г., с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Третье лицо: представитель Росздравнадзора по Тюменской области в судебном заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд пришел к убеждению, что иск прокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Прокуратурой Тюменской области совместно с управлением Росздравнадзора по Тюменской области, специалистами-экспертами ГЛПУТО «Областной противотуберкулезный диспансер» 28.05.2010г. была проведена проверка соблюдения прав и получения медицинской помощи лицами, содержащими в СИЗО-4 ( л.д.34-37), которой выявлено, что учреждением ответчика оказывается медицинская помощь по «фтизиатрии», «рентгенология» без соответствующей лицензии, что является нарушением ФЗ от 08.08.2001г. №128 « О лицензировании отдельных видов деятельности».

Названной проверкой установлено, что в медицинской части СИЗО-4 имеется рентгенкабинет и два флюроографических аппарата, оснащенные источниками ионизирующего излучения.

С апреля 2010г. рентгенкабинет находился в состоянии ремонта.

Актом от 26.07.2010г. подтверждено, что названный кабинет введен в эксплуатацию. В соответствии с Приказом УФСИН России по Тюменской области от 18.02.2010г. флюорографическое обследование контингента в 2010г. проводилось передвижным флюорографом на базе автомобиля «Камаз», принадлежащего ФБУ «Лечебно исправительное учреждение №19 УФСИН по Тюменской области», с которым был заключен договор об обследовании от 01.01.2010г.

В соответствии с требованиями ст. 10 ФЗ от 09.01.1996 № 3 « О радиационной безопасности населения» работы в области хранения, использования, обслуживания источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании лицензии. Деятельность в области обращения с источниками ионизирующего излучения подлежит лицензированию.

В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2004 № 107 под деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения понимается- проектирование, конструирование, производство, размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение и утилизация источников ионизирующего излучения, проектирование, конструирование, изготовление и эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.

В данной части возражения представителя УФСИН о том, что флюроографические аппараты не подключены к источнику питание, следовательно не генерируют ионизированное излучение, поэтому на их хранение не требуется лицензия- направлены на неверное толкование и оценку вышеназванной нормы права.

Согласно ст. 24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (от15.07.1995г.№103) лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Согласно п.2.4. «Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Минюста РФ ( утв. Приказом Минюста РФ от 25.01.1999 № 20) одной из основных задач следственного изолятора является обеспечение соблюдения прави законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

В соответствие с п. 16 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189) при поступлении в следственный изолятор подозреваемые и обвиняемые должны проходить первичный медицинский осмотр, а также необходимое обследование, в том числе рентгено-флюорографическое.

Неимея лицензии на осуществление деятельности с источниками ионизирующего излучения СИЗО-4 не вправе проводить флюорографическое обследование на имеющихся аппаратах. При этом, подозреваемые, обвиняемые и осужденные, прибывающие в пос. Винзили для содержания под стражей в нарушение п. 126 названных Правил не проходят рентгено-флюорографическое обследование в установленный трехдневный срок.

Таким образом, в штате ответчика имеется должность врача-рентгенолога ( ФИО10.), рентген-лаборанта (ФИО11.), медсанчасть ответчика оборудована рентгенкабинетом, который не лицензирован, лицензии на работу с источником ионизирующего излучение нет.

Возражения ответчика об оказании специализированной медицинской помощи при необходимости с использованием передвижного флюроографа и вызовов скорой медицинской помощи, не подтверждает, что ответчик в обязательном порядке проводит первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших лиц, в том числе и рентгено-флюрографический, что нарушает задачи и обязанности, возложенные на Учреждение ответчика законодателем.

В соответствии с «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения» осуществление лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующих излучение возложено с 01.07.2005г. на территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является предоставление соискателем лицензии санитарно-эпидемеологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, помещений, оборудования и иного имущества, которое соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения.

В судебном заседании не опровергнуты ответчиком утверждения прокурора о наличии бездействия администрации СИЗО-4 по осуществлению медицинской деятельности в области использования источника ионизирующего излучения ( флюроографа) в отсутствии лицензии. Ремонта рентгенкабинета стал производится с апреля 2010г. До 2010г. ответчик не подтвердил, что им принимались меры по получению лицензии. Ссылка на отсутствие собственных денежных средств в данном случае не является исчерпывающим оправданием, т.к. со стороны ответчика из представленной переписки не подтверждено, что им делались заявки и поднимался перед Управлением вопрос о выделении денежных средств на проведение мероприятий по лицензированию. Поэтому бездействие администрации СИЗО-4 по осуществлению названной деятельности без соответствующей лицензии не может быть оправдано недостаточным финансированием из федерального бюджета.

В соответствии с п.п. «а» п. 5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности» ( утв. Постановлением Правительства РФ 22.01.2007 № 30), лицензионным требованием является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям.

В силу подпункта «к» указанного Положения - лицензионным требованием является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, являющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности.

Как было установлено прокурорской проверкой и подтверждено ответчиком, медицинской частью СИЗО-4 пос. Винзили осуществляется работа на электрокардиографе «ЭКЗТ-01 -«Р-Д»», который не прошел ежегодное техническое обслуживание и поверку в нарушение технических условий.

Последняя проверка аппарата проведена в октябре 2005 года. Поэтому нашло подтверждение в судебном заседании требование прокурора о наличии незаконного бездействия ответчика по использованию электрокардиографа без ежегодного техобслуживания и поверки.

В штате учреждения нет специалиста, осуществляющего техническое обслуживание медицинской техники. Вместе с тем ответчиком представлен договор № 160 от 01.02.2010г. со специализированной организацией -ОАО «Медтехника» на обслуживание медицинской техники и договор от 05.02.2010г. на проведение поверочных работ с ФГУ «Тюменский центр стандартизации, метрологии и сертификации», на основании которого 22.06.2010г. был сдан на поверку электрокардиограф., что подтверждается квитанцией от 22.06.2010г. Поэтому в данной части требования прокурора не могут быть удовлетворены, поскольку исполнены ответчиком.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, требования Прокурора, направленные на защиту прав подозреваемых, обвиняемых (содержащихся и убывших из СИЗО-4), на получение квалифицированной медицинской помощи.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При возложении обязанности о на ответчика получить лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучение, с учетом того, что работы по вводу в эксплуатацию рентгенкабинета завершены и необходимо получить заключение о соответствии санитарным правилам помещения, оборудования, которое соискатель лицензии предполагает использовать, суд считает возможным установить ответчику срок для оформления названной лицензии до 31.12.2010г.. Данную дату исполнения решения, суд считает разумной.

Руководствуясь ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996г., ФЗ «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995г., ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ, Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2004г., ст.ст. 12,45,56, 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Федерального бюджетного учреждения «ИЗ-72/4 УФСИН России по Тюменской области» по осуществлению медицинской деятельности в отсутствии лицензии в области использования источника ионизирующего излучение и по использованию электрокардиографа без ежегодного технического обслуживания и поверки.

Обязать администрацию Федерального бюджетного учреждения «ИЗ-72/4 УФСИН России по Тюменской области» в срок до 31.12.2010 г. получить лицензию на осуществление деятельности в области использования источника ионизирующего излучение.

В остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тюменский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 10.08.2010 года

Председательствующий судья Н.В.Кригер

Копия верна

Судья : Н.В.Кригер