РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Тюмень «08» декабря 2010 года
Тюменский районный суд Тюменской области в составе
Председательствующего судьи Е.И.Косиловой
При секретаре С.С.Вавиловой
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1590/2010 по заявлению Арынова Владимира Бейбитовича о признании незаконным действий Управления федеральной миграционной службы Тюменской области,
УСТАНОВИЛ:
Арынов В.Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий УФМС по Тюменской области по отказу в оформлении паспорта гражданина Российской Федерации и обязании выдать паспорт гражданина Российской Федерации. Мотивирует требования тем, что является гражданином Российской Федерации по рождению, поскольку родился ДД.ММ.ГГГГ в с. Киево Ялуторовского района Тюменской области. Однако, в период с 1984 года по 1994 год с родителями проживал в Казахской ССР. В 1994 году возвратился с матерью и сестрой на территорию Тюменской области, и с указанного времени проживает в <адрес>. С 1999 года проживает в <адрес> по адресу: <адрес>. В период с 1994 по 1999 года обучался в Онохинской средней школе. По достижении 16-летнего возраста в 1999 года ему был выдан паспорт гражданина СССР, серия ХIII №. В 2002 году паспорт им был утерян. С заявлением об утере паспорта обратился в органы УФМС Тюменского района, однако в выдаче паспорта гражданина РФ ему было отказано, со ссылкой на то, что гражданином Российской Федерации он не является, так как на период ДД.ММ.ГГГГ он проживал за пределами Российской Федерации. Затем неоднократно обращался в органы УФМС по данному вопросу, однако, получал устный отказ. В июне 2010 года вновь обратился в УФМС с требованием о выдаче паспорта гражданина РФ. Письменный ответ им был получен по почте ДД.ММ.ГГГГ. Данным ответом ему было предложено оформление вида на жительства как лицу без гражданства. Считает действия УФМС по <адрес> не основанными на нормах ФЗ «О гражданстве РФ» от ДД.ММ.ГГГГ и законе РФ «О гражданстве РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым он относится к лицам, состоявшим в гражданстве Российской Федерации по рождению, поскольку родился на территории Российской Федерации, ни отказывался от данного гражданства и не принимал гражданства другого государства. Отсутствие паспорта гражданина Российской Федерации, вызванное бездействием сотрудников УФМС, является препятствием к реализации им своих конституционных прав.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные им требования в полном объеме. Пояснил, что паспорт гражданина СССР, выданный ему в 1999 году по достижении 16- летнего возраста, был им утерян в конце 2001 года. В связи с чем, в начале 2002 года он обратился в отдел УФМС Тюменского района с заявлением о выдаче паспорта гражданина РФ. Однако, в период с апреля 2002 года по октябрь 2005 года отбывал наказание в местах лишения свободы, поэтому не имел возможности заниматься сбором необходимых документов. В октябре 2005 года вновь обратился в отдел УФМС Тюменского района с устным требованием об оформлении паспорта гражданина РФ. Ему был устно разъяснен порядок оформления вида на жительство и предоставления необходимого в связи с этим перечня документов. С данным разъяснением он не согласился, поэтому документы не представил. Затем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вновь отбывал наказание в местах лишения свободы по второй судимости. По отбытии наказания, ДД.ММ.ГГГГ опять обратился с заявлением об оформлении ему паспорта гражданина РФ, на что ему были даны письменные разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости оформления вида на жительство. Данные разъяснения он получил по почте ДД.ММ.ГГГГ. Полагая, что является гражданином РФ по рождению, не согласен с требованием оформления вида на жительство, поскольку в 1982 году родился на территории Тюменского района и с 1994 года, по приезду из республики Казахстан, непрерывно проживает в с. Онохино Тюменского района, в том числе дважды отбывал наказанием в местах лишения свободы на территории Тюменского района. Также заявитель пояснил в судебном заседании, что им был сделан письменный запрос в консульство республики Казахстан, в городе Омск, с целью подтверждения сведений, что он не является гражданином республики Казахстан. До настоящего времени ответ не получен.
Представители заявителя Немыкин А.В. и Усакин Н.В., участвующие в деле по устному ходатайству, заявленные требования поддержали по тем же основаниям. Полагают, что требования УФМС к заявителю о необходимости оформления вида на жительства, не основаны на законе, поскольку заявитель приобрел гражданство Российской Федерации по рождению и не утратил его, так как не является гражданином другого государства, в том числе и республики Казахстан.
Представитель заинтересованного лица - УФМС России по Тюменской области, Черепанова Н.В., представляющая также и отдел УФМС по Тюменскому району (л.д. 21), заявленные требования не признала. Представила письменный отзыв. Пояснила, что Арынову В.Б. действительно было рекомендовано оформление вида на жительство, в связи с невозможностью определения его правового статуса. Также пояснила, что Арынов В.Б. в праве претендовать на приобретение гражданства РФ в порядке регистрации, учитывая, что он родился на территории Тюменской области. Однако, необходимо соблюдение условий, предусмотренных Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П. Заявителем не был предоставлен пакет документов, в подтверждении соблюдения совокупности всех условий, предусмотренных данным Постановлением для приобретения гражданства в порядке регистрации. Учитывая, что заявитель на момент вступления в силу Закона РФ «О гражданстве РФ», а также Закона республики Казахстан «О гражданстве республики Казахстан», постоянно проживал в республики Казахстан, заявителю необходимо представить в УФМС справку консульства республики Казахстан, расположенного в г. Омск, об отсутствие гражданства республики Казахстан. Представитель пояснила, что остальным условиям заявитель соответствует. Кроме того, пояснила, что согласно п. 18.1 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции, сбор необходимых документов и предоставления сведений возложен на заявителя.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, руководствуясь требованиями закона, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части.
В судебном заседании установлено. Арынов В.Б. родился ДД.ММ.ГГГГ гола в <адрес>. В период с 1984 года по 1994 года проживал с родителями в Казахской ССР. С 1994 года (лето) проживает в <адрес>, до 1999 года - по адресу: <адрес>, с 1999 года - по адресу: <адрес>. В период с 1994 по 1999 года обучался в Онохинской средней школе. В 1999 году по достижении 16-летнего возраста Арынову В.Б. был выдан паспорт гражданина СССР, серия ХIII №. В конце 2001 года данный паспорт заявителем был утерян, в связи с чем о в начале 2002 года обратился в Отдел УФМС по Тюменскому району с заявлением о выдаче ему паспорта гражданина Российской Федерации. Заявителю были даны устные разъяснения о предоставлении необходимого пакета документов. Заявителем требования УФМС выполнены не были, поскольку в период с апреля 2002 по октябрь 2005 года он отбывал наказания в местах лишения свободы на территории Тюменской области. В октябре 2005 года заявитель вновь обратился в отдел УФМС по Тюменскому району с устным требованием о выдаче ему паспорта гражданина РФ. На это обращение ему были даны устные разъяснения о необходимости оформления вида на жительство. С этим разъяснением заявитель не согласился, документы для оформления вида на жительство не представил в Отдел УФМС, а период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы в <данные изъяты>. По освобождении, Арынов В.Б. обратился с письменным заявлением в аппарат Президента РФ по вопросу оформления ему паспорта гражданина РФ. Данное заявление было направлено для рассмотрения в УФМС по Тюменской области, откуда заявителю ДД.ММ.ГГГГ был дан письменный ответ, содержащий разъяснение о необходимости оформления Арыновым В.Б. вида на жительство с предоставлением необходимых документов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства видов на жительство» (л.д.7). Данный ответ УФМС был получен заявителем по почте ДД.ММ.ГГГГ. С данным ответом Арынов В.Б. не согласился, в связи с чем обратился в суд с требованием о признании незаконными действий УФМС и обязании отдела УФМС по <адрес> в <адрес> оформления и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации. Данные обстоятельства установлены судом из объяснений заявителя, его представителей, объяснений представителя УФМС, а также подтверждаются материалами дела: ответом УФМС по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), свидетельством о рождении Арынова В.Б. (л.д. 8), аттестатом Арынова В.Б. о среднем образовании (л.д. 9, 10), свидетельством профтехучилище №, формой №П в отношении заявителя (л.д. 16), карточкой регистрации Арынова В.Б. по месту жительства (л.д. 17), поквартирной карточкой на жилое помещение <адрес>, справкой ФБУ ИК-1 от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении Арынова В.Б. из мест лишения свободы по отбытии наказания.
Из содержания заявления и объяснений заявителя следует, что им оспаривается письменный ответ УФМС от 20.07.2010 года, в котором заявителю разъяснена необходимость оформления вида на жительства как лицу без гражданства (л.д. 7).
Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31.05.2002 года, наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 28.11.1991 г., действовавшим до 30.06.2002 года, а также Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.1996 года № 12-П, на приобретение гражданства Российской Федерации в порядке регистрации имеют право лица,
- которые родились на территории Российской Федерации,
- являлись гражданами бывшего СССР,
- не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации,
- выехали ранее на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР,
- впоследствии вернулись на постоянное место жительство в пределы Российской Федерации и,
- не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР.
Заявитель отвечает пяти условиям установленным данными законодательными актами, поскольку родился в 1982 году на территории Тюменской области, являлся гражданином СССР, что подтверждалось паспортом СССР, временно в период с 1984 по 1994 год проживал в республике Казахстан, в 1994 году вернулся в Тюменскую область и проживает с указанного периода постоянно в с. Онохино на территории Тюменского района.
Поэтому требования УФМС к заявителю о необходимости оформления вида на жительства как лицу без гражданства, не основаны на законе и являются неправомерными.
Однако, для приобретения заявителем гражданства в порядке регистрации, ему необходимо соблюсти еще одно условие, а именно представить Справку о негражданстве Республики Казахстан, поскольку заявитель проживал в данной республике именно в период вступления в силу (01.03.1992 года) Закона от 20.12.1991 года Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан».
Представление данной справки из консульства Республики Казахстан, которое расположено в г. Омск, является обязанностью заявителя, поскольку данные сведения оплачиваются госпошлиной.
Как установлено в судебном заседании, Арынов В.Б. предпринял меры к получению сведений об отсутствии у него гражданства Республики Казахстан путем самостоятельного обращения с соответствующим заявлением в консульство Республики Казахстан. На момент рассмотрения дела запрашиваемая информация заявителю не предоставлена, отказа в предоставлении данной информации также не имеется.
При таких обстоятельствах, требования заявителя об оформления и выдаче ему отделом УФМС по Тюменскому району паспорта гражданина РФ, являются не обоснованными, поскольку заявителю необходимо предоставить сведения об отсутствие у него гражданства Республики Казахстан, а также другие документы в соответствии с требованиями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.1996 года № 12-П. Приобретение гражданства РФ в порядке регистрации, на что заявитель вправе претендовать, как лицо, родившееся на территории РФ, предполагает установленный законом порядок, который заявителю необходимо соблюсти.
Руководствуясь ФЗ от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ст. 254, 255, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Управления федеральной миграционной службы по Тюменской области от 20 июля 2010 года по обязанию Арынова Владимира Бейбитовича предоставить документы для оформления вида на жительство в Российской Федерации.
В удовлетворении остальных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Тюменский районный суд.
Мотивированное решение составлено 16 декабря 2010 года.
Судья Е.И.Косилова