РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Тюмень «10» марта 2011 года
Тюменский районный суд Тюменского района в составе
Председательствующего судьи Е.И.Косиловой
При секретаре М.А.Саакяне
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-310/2011 по иску Супруна ФИО7 к Администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату и обязании заключения договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Супрун И.Б. обратился в суд с иском к Администрации Тюменского муниципального района. Просит признать незаконным отказ в выкупе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №. Также истец просит обязать Администрацию Тюменского района предоставить ему право выкупа данного земельного участка по цене 3 739 руб. 95 коп., что составляет 3 % от его кадастровой стоимости. Мотивирует требования тем, указанный земельный участок с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, предоставлен ему в аренду на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. Летом 2010 года на данном земельном участке истцом был возведен фундамент под индивидуальный жилой дом, разрешение, на строительство которого, ему было выдано Администрацией Онохинского МО ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ право собственности истца незавершенный строительством объект было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. После регистрации права собственности на объект незавершенного строительством жилого дома, истец обратился в Администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о выкупе земельного участка. 04.02.2011 года на данное заявление истцу был дан письменный отказ. С данным отказом истец не согласен. Считает, что имеет право на выкуп земельного участка как под объектом недвижимого имущества по цене, установленной п.1.1 Постановления Правительства Тюменской области № 336-П от 26.12.2007 года (с изменениями) в размере 3 % кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 3 739 руб. 95 коп.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Полагает, что являясь собственником объекта недвижимости на земельном участке, предоставленном ему в аренду, имеет право выкупа данного земельного участка по цене 3 % от его кадастровой стоимости.
Представитель Администрации Тюменского муниципального района - Уляшева Т.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32), исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск (л.д. 35). Полагает, что возведение истцом объекта незавершенного строительством жилого дома, а также регистрация права собственности на данный объект, не являются в соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ основанием для выкупа земельного участка по цене, указанной истцом - в размере 3% кадастровой стоимости. Поскольку, в соответствии с действующим законодательством - ст. 130 ГК РФ, п.10 ст. 1, ст. 55 Градостроительного кодекса, п. 1 ст. 36 ЗК РФ выкуп по цене, на которую претендует истец, возможен лишь при условии завершения строительства жилого дома и введения его в эксплуатацию.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, руководствуясь требованиями действующего законодательства, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено. Истцу на праве аренды принадлежит земельный участок предоставленный ему для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, участок №. Договор аренды заключен ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 8-10, 11).
Администрацией Онохинского МО истцу 03 июня 2010 года выдано Разрешение на строительство одноэтажного индивидуального жилого дома с мансардным этажом общей площадью 144 кв.м (л.д. 15).
После выдачи разрешения, истцом в период 2010 года на участке был возведен бетонный ленточный фундамент под жилой дом. На который органами БТИ был составлен технический и кадастровые паспорта как объект незавершенного строительства жилого дома со степенью готовности 18 % (л.д. 16-19, 21).
Право собственности на объект незавершенного строительства истцом зарегистрировано 02 ноября 2010 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 22).
16 ноября 2010 года истец обратился в Администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка под строением в собственность за плату (л.д. 41).
Вместе с заявлением истцом помимо документов на земельный участок, были предоставлены документы, подтверждающие право собственности на объект незавершенного строительства (технический паспорт, кадастровый паспорт, приказ БТИ о присвоении адреса, свидетельство о государственной регистрации права) (л.д. 23).
17 января 2011 года истцу был дан письменный отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату, мотивированный тем, что требования п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ не предусматривают выкуп земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, под незавершенный строительством объект недвижимости (л.д. 7).
Истец не согласился с данным отказом, оспаривает в судебном порядке, полагает, что имеет право на выкуп земельного участка под объектом недвижимости на основании п.1.1 Постановления Правительства Тюменской области №-П от ДД.ММ.ГГГГ, по цене 3 739 руб. 95 коп., что составляет 3% от кадастровой стоимости участка.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на данном земельном участке.
Статьей 2 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года (с изменениями), также предусмотрено, что до 01 января 2012 года осуществляется продажа земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, гражданам, являющимся собственниками зданий, строений и сооружений, по цене, устанавливаемой субъектом Российской Федерации, в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка и от ставки земельного налога местности, где расположен земельный участок.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 124 665 рублей, что установлено из кадастрового плана (л.д. 8).
При расчете цены земельного участка, указанной в иске (3% от его кадастровой стоимости), истец, как установлено судом из его объяснений, руководствуется п.1.1 Постановлением Правительства Тюменской области от 26 декабря 2007 года № 336-п «Об установлении порядка определения цены при продаже земельных участков».
Однако, данные доводы истца являются ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
Так, в соответствии с данным пунктом 1.1 Постановлением Правительства Тюменской области от 26 декабря 2007 года № 336-п «Об установлении порядка определения цены при продаже земельных участков» (в редакции постановления правительства Тюменской области от 31.12.2009 № 407-п), принятого во исполнение Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», продажная цена земельного участка в размере 2,5 % от его кадастровой стоимости, предусмотрена лишь для граждан, являющимися собственниками зданий, строений, сооружений на таких земельных участках, если право собственности на данные объекты у граждан возникли до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, объект незавершенного строительства является самостоятельным объектом недвижимого имущества, который не является зданием, строением, сооружением и не предоставляет его собственнику исключительного права на приватизацию земельного участка.
Таким образом, рассмотрев спор в пределах заявленных истцом требований, суд приходит к выводу, что отказ Администрации Тюменского района по заявленным истцом основаниям приобретения в собственность земельного участка, является обоснованным. По требуемой истцом цене, право на выкуп земельного участка для истца действующим земельным законодательством Российской Федерации, не предусмотрено.
Однако, отказ в удовлетворении данного иска, в дальнейшем не лишает истца права обращения в Администрацию Тюменского муниципального района, с заявлениями о приобретении земельного участка в собственность по иным основаниям.
Руководствуясь ст. 36 п.1, 28, 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. 2 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Постановлением от 26 декабря 2007 года № 336-п Правительства Тюменской области, ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Супруну ФИО8 в удовлетворении иска к Администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка № по адресу: <адрес> и обязании предоставить данный земельный участок в собственность за плату по цене 3 739 руб. 95 коп. - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Тюменский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2011 года.
Судья Е.И.Косилова