Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень20 мая 2011 года
дело № 2-594/2011
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Е.А. Пленкиной,
при секретаре Н.В. Тарачевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Огаркова <данные изъяты> к администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным решения администрации Тюменского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Огарков С.В. в лице представителя по доверенности Качаловой Т.В. обратился в суд с иском к администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным решения ответчика № 03/7101 от 22 сентября 2010 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 666 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район <данные изъяты>», участок №, обязании ответчика предоставить истцу земельный участок в собственность. Впоследствии уточнил исковые требования, просил обязать ответчика предоставить указанный земельный участок путем утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, принятия в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка решения о предоставлении его в собственность. Иск мотивирует тем, что 29 июня 2010 года истец обратился в администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка №, на котором расположены принадлежащие истцу на праве собственности строения: два жилых строения без права регистрации проживания, хозяйственные строения (колодец, беседка, туалет, забор). К заявлению были приложены все необходимые документы. 22 сентября 2010 года администрацией Тюменского муниципального района в адрес истца был направлен отказ № 03/7101 от 22 сентября 2010 года в предоставлении в собственность земельного участка, мотивированный необходимостью постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Истец полагает, что решение администрации является незаконным, поскольку имеет право на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащими ему строениями в силу ст.36 ЗК РФ. Спорный земельный участок входит в состав земельного участка общей площадью 60000 кв.м., находящегося в фактическом законном владении и пользовании СНТ «В Бору» на основании договора аренды с администрацией Тюменского муниципального района от 07 февраля 2007 года. Истец, обращаясь с заявлением в администрацию, просил о предоставлении в собственность части земельного участка из состава земельного участка, переданного в аренду СНТ и поставленного на государственный кадастровый учет. Поскольку для постановки земельного участка на кадастровый учет необходимо проведение межевания, которое возможно при предоставлении правоустанавливающих документов, отсутствующих у истца, истец не имеет возможности провести межевание. Полагает, что администрация Тюменского муниципального района должна была утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка в составе СНТ «В Бору». Кроме того, администрацией был нарушен срок рассмотрения заявления, что влечет незаконность решения.
Истец Огарков С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель истца Сазонова Н.А., действующая на основании доверенности от 24 июля 2009 года (л.д.17), в судебном заседании иск поддержала по изложенным основаниям. Суду пояснила, что отказ администрации Тюменского муниципального района, мотивированный отсутствием кадастрового учета земельного участка, является незаконным. В 2007 году земельный участок площадью 60000 кв.м. был предоставлен администрацией Тюменского муниципального района в аренду СНТ «В Бору». Земельный участок, предоставленный СНТ «В Бору», был поставлен на кадастровый учет. Договор аренды надлежащим образом прошел государственную регистрацию. Истец, как член СНТ, имеет предусмотренное законом право приобрести в собственность земельный участок. Однако в связи с тем, что на кадастровый учет поставлен участок площадью 60000 кв.м., предоставленный СНТ «В Бору» администрацией Тюменского муниципального района, произвести выдел из данного участка путем образования нового участка возможно только собственником, то есть администрацией Тюменского муниципального района. В связи с этим предоставить администрации кадастровый паспорт земельного участка без предварительного вынесения администрацией постановления об утверждении схемы земельного участка, входящего в состав участка, стоящего на кадастровом учете, не представляется возможным. Полагает, что администрация должна вынести распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которое будет являться основанием для проведения межевания. Практика вынесения таких распоряжений в подобных случаях по г.Тюмени имеется, Департамент имущественных отношений Тюменской области выносит распоряжения о предоставлении в собственность и утверждении границ участков в СНТ, являющихся частью общего участка, поставленного на кадастровый учет. В подтверждение представила копию распоряжения Департамента имущественных отношений. Доводы третьих лиц на стороне ответчика о том, что земельный участок, предоставленный СНТ «В Бору», относится к землям лесного фонда, вследствие чего данные земли не могут находиться в собственности граждан, полагает необоснованными, поскольку согласно зарегистрированному в установленном порядке договору аренды, а также сведениям государственного кадастра недвижимости, данные земли имеют категорию «земли сельскохозяйственного назначения».
Представитель ответчика администрации Тюменского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие ответчика. Представителем администрации Тюменского муниципального района Уляшевой Т.В., действующей на основании доверенности № 30 от 02 августа 2010 года, представлен письменный отзыв на иск, согласно которому ответчик иск не признает, полагает, что оснований для признания решения администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по указанным в нем мотивам не имеется. Нормы ст.36 и ст.39 ЗК РФ, на которые ссылается истец в обоснование необходимости вынесения администрацией постановления об утверждении границ, к данному случаю не относимы, поскольку истец является членом СНТ и земельный участок входит в состав земель СНТ. Порядок предоставления в собственность земельных участков в садоводческом товариществе установлен нормами специального закона – Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Вследствие отсутствия кадастрового паспорта земельного участка, который определяет земельный участок как объект гражданских прав, в предоставлении в собственность земельного участка истцу был дан отказ.
Представитель третьего лица на стороне истца Садоводческого некоммерческого товарищества «В Бору» Орлов Е.В., действующий на основании прав по должности (л.д.87), в судебном заседании просил об удовлетворении иска, суду пояснил, что является председателем СНТ «В Бору», договор аренды предоставленного СНТ «В Бору» земельного участка для садоводства и огородничества надлежащим образом оформлен, зарегистрирован, никем не оспорен. Оснований полагать, что данные земли относятся к лесному фонду, не имеется.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Департамента лесного комплекса в Тюменской области Фомина К.А., действующая на основании доверенности от 01 сентября 2010 года, в судебном заседании просила в иске о предоставлении земельного участка в собственность истцу отказать, поскольку предоставленный администрацией Тюменского муниципального района СНТ «В Бору» земельный участок площадью 60000 кв.м. относится к землям лесного фонда, находящимся в собственности РФ, в связи с чем администрация не обладала полномочиями по распоряжению данными землями. После привлечения Департамента лесного комплекса к участию в деле и ознакомлении с материалами дела было произведено наложение кадастрового паспорта арендованного СНТ «В Бору» земельного участка площадью 60000 кв.м. на материалы лесоустройства и было однозначно установлено о принадлежности земель лесному фонду. Земли лесного фонда на кадастровом учете не стоят, учитываются согласно материалам лесоустройства, которое проводится в установленном лесных законодательством порядке.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области Лысова Т.В., действующая на основании доверенности от 13 декабря 2010 года, в судебном заседании просила в иске отказать, утверждала, что земельный участок, находящийся в аренде у СНТ «В Бору», принадлежит Российской Федерации, поскольку относится к категории «земли лесного фонда», которые не могут быть предоставлены в собственность гражданам.
Представитель третьего лица Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке № СНТ «В Бору» отсутствуют, имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, поставленном на учет ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации п.Боровский об утверждении границ сформированного земельного участка по адресу: <адрес>, район <данные изъяты> для садоводства и огородничества <данные изъяты>», категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, обременения: аренда на СНТ «В Бору». Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, вынести решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено.
22 сентября 2010 года решением администрации Тюменского муниципального района № 03/7101 Огаркову С.В. отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>», участок №. Отказ мотивирован тем, что Огаркову С.В. необходимо поставить земельный участок на государственный кадастровый учет в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Разрешение вопроса о предоставлении земельного участка в собственность возможно после предоставления кадастрового паспорта земельного участка (л.д.16).
Нормы об особенностях приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков закреплены в ст.28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее Федеральный закон № 66-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.28 Федерального закона № 66-ФЗ в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы: удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения; выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.
Следовательно, в законе определен исчерпывающий перечень документов, который должен приложить гражданин к заявлению о предоставлении земельного участка.
В силу ч.6 Федерального закона № 66-ФЗ орган местного самоуправления в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Таким образом, описанная процедура бесплатного приобретения в собственность земельного участка, предоставленного гражданину в соответствии с проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом, не требует предоставления кадастрового плана.
В соответствии с объяснениями председателя СНТ «В Бору» проект организации и застройки территории был надлежащим образом составлен, согласован, находится в администрации Тюменского муниципального района, был предоставлен Огарковым С.В. в приложении к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность. В суд представлен документ, устанавливающий распределение в СНТ «В Бору» земельных участков.
Об отсутствии в приложении к заявлению Огаркова С.В. документов, указанных в ст.28 Федерального закона № 66-ФЗ, решение об отказе в предоставлении Огаркову С.В. в собственность земельного участка сведений не содержит.
Как следует из искового заявления, объяснений представителя истца и третьего лица СНТ «В Бору» и в ходе судебного разбирательства не опровергнуто, к заявлению Огаркова С.В. документы, указанные в ст.28 Федерального закона № 66-ФЗ, были приложены.
Кроме того, как следует из кадастрового паспорта земельного участка, предоставленного на основании договора аренды от 07 февраля 2007 года администрацией Тюменского муниципального района садоводческому некоммерческому товариществу «В Бору» (л.д.68-73), на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости поставлен земельный участок площадью 60000 кв.м. с присвоением кадастрового номера <данные изъяты> (л.д.24-27).
Истребуемый Огарковым С.В. земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Согласно ст.20 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования или аренды (на срок более 5 лет) вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлением об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.
Огарков С.В. не обладает полномочиями по обращению с заявлением об учете изменений, а также учете части земельного участка, поставленного на кадастровый учет как предмет договора аренды между администрацией Тюменского муниципального района и садоводческим некоммерческим товариществом «В Бору».
Согласно ст.22 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» для государственного кадастрового учета должен быть представлен межевой план. В силу ст.38 указанного Федерального закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке.
Какие-либо документы, позволяющие Огаркову С.В. осуществлять полномочия в отношении земельного участка № в <данные изъяты>», в том числе для обращения за проведением кадастровых работ, у Огаркова С.В. отсутствуют.
В силу указанных обстоятельств, вследствие отсутствия у Огаркова С.В. без вынесения акта органа местного самоуправления, устанавливающего принадлежность Огаркову С.В. земельного участка № и его схемы, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленного администрацией Тюменского муниципального района в аренду СНТ «В Бору», возможности осуществить кадастровый учет земельного участка, а, следовательно, представить кадастровый паспорт, суд приходит к выводу о том, что по тем мотивам, которые изложены в решении от 22 сентября 2010 года об отказе в предоставлении Огаркову С.В. земельного участка, отказ администрации Тюменского муниципального района является незаконным.
При этом, несмотря на признание отказа по изложенным в нем мотивам незаконным, требования истца об обязании предоставить земельный участок в собственность суд находит преждевременными и не подлежащими удовлетворению.
Суд находит заслуживающими внимание доводы представителя третьих лиц на стороне ответчика Департамента лесного комплекса Тюменской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом о том, что после производства наложения кадастрового плана земельного участка, предоставленного в аренду СНТ «В Бору», на материалы лесоустройства выявилась его принадлежность к землям лесного фонда.
Суд принимает доводы представителя Департамента лесного комплекса о том, что материалы лесоустройства, составленные в установленном порядке, имеют равную юридическую силу со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости по следующим основаниям.
Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством.
В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно п.2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе.
В соответствии с п.6 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 г. на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества. Индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной кадастр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В материалах дела имеется договор аренды между администрацией Тюменского лесхоза и СНТ «В Бору» от 18 ноября 1996 года, которым СНТ «В Бору» в аренду на 30 лет предоставлен земельный участок площадью 6 га для культурно-оздоровительных целей СНТ «В Бору» (л.д.61-65). Также имеется договор аренды между администрацией Тюменского муниципального района и СНТ «В Бору» от ДД.ММ.ГГГГ на срок до 2056 года, которым предоставлен земельный участок площадью 60000 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> с категорией «земли сельскохозяйственного назначения».
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что отказ администрации Тюменского муниципального района был мотивирован только отсутствием кадастрового учета земельного участка, которые по указанным в иске причинам истец не имеет возможности осуществить, иные основания при рассмотрении заявления ответчиком не исследовались, суд в рамках рассмотрения настоящего дела не оценивает обстоятельства принадлежности спорного земельного участка к категории земель лесного фонда либо земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с оспариваемым истцом отказом администрации № 03/7101 от 22 сентября 2010 года администрация указывает, что вопрос о предоставлении земельного участка может быть рассмотрен после предоставления кадастрового паспорта, следовательно, по существу администрацией Тюменского муниципального района не рассмотрен.
Руководствуясь ст.ст. 12, 13 ГК РФ, ст.ст. 11.3, 11.4, 28, 32 Федерального закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года, ст.ст. 1, 20, 22, 38 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 года, Лесным кодексом Российской Федерации, ст.ст. 36, 77, 78, 81 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 12, 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Огаркова <данные изъяты> удовлетворить частично.
Признать решение № 03/7101 от 22 сентября 2010 года об отказе администрации Тюменского муниципального района в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, МО <адрес>, район <данные изъяты> участок №, незаконным.
В остальной части иска Огаркову <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Тюменский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2011 года
Судья(подпись)Е.А. Пленкина