2-904/2011 Прокурор Тюменского района в интересах неопределенного круга лиц



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                       г. Тюмень

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи                                                И.В. Плосковой

с участием прокурора                                                               Т.В. Лазаревой

при секретаре                                                                             А.С. Котеговой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-904/2011 по заявлению Прокурора Тюменского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Борковского муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюменского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации Борковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, обязать администрацию Борковского муниципального образования обеспечить прохождение пожарно-технического минимума главой администрации и лицами ответственными за пожарную безопасность; обеспечить требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения в сети; установить у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; произвести ремонт пожарного водоема в с. Борки, по ул. Молодежная; заполнить водой пожарный водоем в с. Борки, по ул. Молодежная; заполнить водой пожарный водоем в с. Борки, по ул. Центральная; выполнить площадку (пирс) размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему (р. Тура) в с. Борки, к естественному водоему (Малая речка) в с. Борки, к естественному водоему (старица реки Тура) в д. Щербак, на территории Борковского муниципального образования.

Свои требования Прокурор Тюменского района мотивирует тем, что прокуратурой была проведена проверка во исполнение указания прокуратуры области от 25.05.2011 «Об усилении надзора в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций в связи с природными пожарами». В ходе проверки было установлено, что не пройден пожарно-технический минимум главой администрации и лицами ответственными за пожарную безопасность; не обеспечен требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения в сети; не установлены у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; не произведен ремонт пожарного водоема в с. Борки, по ул. Молодежная. Пожарный водоем находится рядом с деревом, обнесенным ограждением-сеткой 2х2 м., вокруг дерева провалы в почве. В провале под ограждением находится пожарный водоем, вода в искусственном водоеме отсутствует, емкость имеет следы разрушения и гниения; не заполнен водой пожарный водоем в с. Борки, по ул. Молодежная; не заполнен водой пожарный водоем в с. Борки, по ул. Центральная; не выполнена площадка (пирс) размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему (р. Тура) в с. Борки, а также к естественному водоему (Малая речка) в с. Борки, к естественному водоему (старица реки Тура) в д. Щербак, на территории Борковского муниципального образования.

Бездействие администрации Борковского муниципального образования, выразившееся в неисполнении требований пожарной безопасности, нарушает требования законодательства о местном самоуправлении, а также затрагивает и нарушает права и свободы граждан проживающих, либо временно пребывающих на территории муниципального образования, на охрану жизни и здоровья.

Отсутствие денежных средств на финансирование противопожарных мероприятий не освобождает администрацию Борковского муниципального образования от выполнения возложенной на нее обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Прокурор, ссылаясь на Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, просит удовлетворить его требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц.

Помощник прокурора Лазарева Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица администрации Борковского муниципального образования Самородова Н.Н., действующая по доверенности от 17.06.2011 в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме, суду пояснила, что требования о заполнении водоемов водой постараются исполнить в месячный срок. Финансирование по вопросам пожарной безопасности отсутствует, поэтому приходится выделять собственные денежных средства.

Представитель заинтересованного лица Межрайонного отдела надзорной деятельности № 9 управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области Коваленко Д.П., действующий по доверенности от 04.04.2011 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что им лично проводилась проверка по соблюдению мер пожарной безопасности в Борковском МО. После проверки, 15.06.2011 приезжали специалисты с администрации Борковского МО, и пояснили, что нарушения до сих пор не устранены.

Заслушав помощника прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства, суд пришел к убеждению, что иск прокурора Тюменского района Тюменской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно проведенной проверки и представленных в прокуратуру Тюменского района сведений о выявленных нарушениях норм и правил пожарной безопасности с. Инспектора ОНД МОНД № 9 Д.П. Коваленко и справки старшего помощника прокурора района Есиповой И.В. установлено, что на территории Борковского муниципального образования не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в населенных пунктах Борковского МО; не пройден пожарно-технический минимум главой администрации и лицами ответственными за пожарную безопасность; не обеспечен требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения в сети; не установлены у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; не произведен ремонт пожарного водоема в с. Борки, по ул. Молодежная; не заполнен водой пожарный водоем в с. Борки, по ул. Молодежная; не заполнен водой пожарный водоем в с. Борки, по ул. Центральная; не выполнена площадка (пирс) размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему (р. Тура) в с. Борки, а также к естественному водоему (Малая речка) в с. Борки, к естественному водоему (старица реки Тура) в д. Щербак, на территории Борковского муниципального образования (л.д. 7-9, 10-11).

В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 6 Устава Борковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют полномочия по вопросам местного значения, указанным в ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за исключением полномочий, осуществление которых передано по соглашению органами местного самоуправления Тюменского муниципального района.

Согласно п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Пункт 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 устанавливает, что настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу п. 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.

Согласно п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Пунктом 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах на органы местного самоуправления.

В силу названных норм закона, суд находит обоснованными доводы Прокурора о том, что именно администрация Борковского муниципального образования должна обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах своего населенного пункта.

Выявленные в ходе проверки нарушения, создающие угрозу нарушения прав граждан на охрану жизни и здоровья, суд признает как неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области пожарной безопасности. Данное бездействие администрации Борковского муниципального образования в решении вопросов местного значения в части установки указателей, площадок и других мер пожарной безопасности в пределах населенных пунктов и выявленные нарушения должны быть устранены, в связи с чем, требования Прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

На основание вышеизложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Тюменского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Борковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Обязать администрацию Борковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области обеспечить прохождение пожарно-технического минимума главой администрации и лицами ответственными за пожарную безопасность; обеспечить требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения в сети; установить у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; произвести ремонт пожарного водоема в с. Борки, по ул. Молодежная; заполнить водой пожарный водоем в с. Борки, по ул. Молодежная; заполнить водой пожарный водоем в с. Борки, по ул. Центральная; выполнить площадку (пирс) размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему (р. Тура) в с. Борки, к естественному водоему (Малая речка) в с. Борки, к естественному водоему (старица реки Тура) в д. Щербак, на территории Борковского муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Тюменский районный суд.

Судья                     (подпись)                  И.В. Плоскова