Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2011 года г. Тюмень
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи И.В. Плосковой
с участием прокурора Т.В. Лазаревой
при секретаре А.С. Котеговой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-903/2011 по заявлению Прокурора Тюменского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Каскаринского муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации Каскаринского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, обязать администрацию Каскаринского муниципального образования Тюменского района Тюменской области установить у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним (озеро Янтыкова и д. Вилижаны (котлован) соответствующие указатели; выполнить площадку (пирс) размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему (озеру Янтыкова); выполнить противопожарное расстояние не менее 15 метров от границы застройки сельского поселения (д. Янтык по ул. Северная) до лесного массива, на территории Каскаринского муниципального образования.
Свои требования Прокурор Тюменского района мотивирует тем, что прокуратурой была проведена проверка во исполнение указания прокуратуры области от 25.05.2011 «Об усилении надзора в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций в связи с природными пожарами». В ходе проверки было установлено, что не установлены у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (озеро Янтыкова и д. Вилижаны (котлован); не выполнена площадка (пирс) размерами 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему (озеру Янтыкова); не выполнено противопожарное расстояние не менее 15 метров от границы застройки сельского поселения (д. Янтык по ул. Северная) до лесного массива.
Бездействие администрации Каскаринского МО, выразившееся в неисполнении требований законодательства о местном самоуправлении, также затрагивает и нарушает права и свободы граждан проживающих, либо временно пребывающих на территории муниципального образования, на охрану жизни и здоровья.
Отсутствие денежных средств на финансирование противопожарных мероприятий не освобождают администрацию Каскаринского муниципального образования от выполнения возложенной на нее обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Прокурор, ссылаясь на Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, просит удовлетворить его требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц.
Помощник прокурора Лазарева Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации Каскаринского муниципального образования Стойлов И.Н., действующий по доверенности от 05.04.2011 в судебном заседании заявленные требования признал, суду пояснил, что указатели в ближайшее время будут установлены. В случае поступления денежных средств из бюджета, экономисты произведут расчет и пирсы будут оборудованы. В настоящее время требования прокурора не выполнены, в связи с отсутствием денежных средств у Каскаринского муниципального образования.
Представитель заинтересованного лица Межрайонного отдела надзорной деятельности № 9 управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д. 17).
Заслушав помощника прокурора, представителя заинтересованного лица администрации Каскаринского муниципального образования, исследовав представленные доказательства, суд пришел к убеждению, что иск прокурора Тюменского района Тюменской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно проведенной проверки и представленных в прокуратуру Тюменского района сведений о выявленных нарушениях норм и правил пожарной безопасности и справки старшего помощника прокурора района Есиповой И.В. установлено, что на территории Каскаринского муниципального образования не установлены у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним (озеро Янтыкова и д. Вилижаны (котлован) соответствующие указатели; не выполнена площадка (пирс) размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему (озеру Янтыкова); не выполнено противопожарное расстояние не менее 15 метров от границы застройки сельского поселения (д. Янтык по ул. Северная) до лесного массива (л.д. 7-10).
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 6 Устава Каскаринского муниципального образования Тюменского района Тюменской области органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют полномочия по вопросам местного значения, указанным в ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за исключением полномочий, осуществление которых передано по соглашению органами местного самоуправления Тюменского муниципального района.
Согласно п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Пункт 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 устанавливает, что настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пунктом 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на в населенных пунктах на органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 22.07.208 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в отношении объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 63 Федерального закона от 22.07.208 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.
Частью 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.208 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.
В силу названных норм закона, суд находит обоснованными доводы Прокурора о том, что именно администрация Каскаринского муниципального образования должна обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах своего населенного пункта.
Выявленные в ходе проверки нарушения, создающие угрозу нарушения прав граждан на охрану жизни и здоровья, суд признает как неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области пожарной безопасности. Данное бездействие администрации Каскаринского муниципального образования в решении вопросов местного значения в части установки указателей, площадок и других мер пожарной безопасности в пределах населенных пунктов и выявленные нарушения должны быть устранены, в связи с чем, требования Прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
На основание вышеизложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, Федеральным законом от 22.07.208 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Тюменского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Каскаринского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Обязать администрацию Каскаринского муниципального образования Тюменского района Тюменской области установить у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним (озеро Янтыкова и д. Вилижаны (котлован) соответствующие указатели; выполнить площадку (пирс) размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему (озеру Янтыкова); выполнить противопожарное расстояние не менее 15 метров от границы застройки сельского поселения (д. Янтык по ул. Северная) до лесного массива, на территории Каскаринского муниципального образования.