РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Тюмень «22» июня 2011 года
Тюменский районный суд Тюменской области в составе
Председательствующего судьи Е.И.Косиловой
При секретаре М.А.Саакяне
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-774/2011 по иску Ушаковой <данные изъяты> в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Администрации Онохинского МО о признании отказа незаконным и обязании включить в льготную очередь на получение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Ушакова Т.Н. в интересах несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд к Администрации Онохинского МО с иском о признании незаконным отказа Администрации Онохинского МО в постановке на учет во внеочередном порядке для получения жилья как ребенка, имеющего статус «сироты» и обязании ответчика включить несовершеннолетнюю ФИО2 в льготную очередь как имеющую статус «ребенок – сирота» в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 4, 27). Мотивирует требования тем, что ФИО2 жилого помещения не имеет, зарегистрирована в квартире истицы, которая является ее опекуном, по адресу: <адрес>. несовершеннолетняя имеет статус «ребенок-сирота», а потому отказ Администрации в постановке ее на льготную очередь для получения жилья, считает незаконным.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования по тем же основаниям.
Несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицо, достигшее 14 лет, учитывая, что данный иск заявлен в ее интересах, в соответствии с положениями ч. 4 ст. 37 ГПК РФ, допущена к участию в деле.
В судебном заседании несовершеннолетняя ФИО2 поддержала исковые требования по тем же основаниям.
Представитель ответчика – Администрации Онохинского МО, в судебное заседание не явился. Ответчиком представлены возражения на исковые требования (л.д. 28), с учетом которых ответчик оставляет разрешение спора на усмотрение суда. Возражения основывает на том, что ФИО2 имея статус «ребенок-сирота» не обладает правом на внеочередное получение жилья согласно данному статусу, поскольку за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Представитель третьего лица на стороне ответчика – Администрации Тюменского муниципального района, в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении спора без участия Администрации, оставляет рассмотрение дела на усмотрение суда (л.д. 32).
Заслушав сторону истца, изучив возражения ответчика, исследовав материалы дела, руководствуясь требованиями закона, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. От 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Согласно п. «в» ч.2 ст. 7 закона Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений в Тюменской области» от 07.10.1999 № 137 (в ред. от 24.12.2010 № 93) право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, признанные в соответствии со статьями 6 и 8 настоящего Закона нуждающимися в жилых помещениях, в том числе имеют граждане:
в) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Постановка на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется согласно Положения № 18 от 26.01.2009 года, утвержденного Постановление Правительства Тюменской области № 18-п от 26.01.2009 года.
Согласно п. 1, 2 данного Положения, ведение учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно п. 3 данного Положения признаются нуждающимися в жилых помещения со дня возникновения у них статуса ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо со дня утраты ими прав на жилое помещение, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании из объяснений истицы, самой несовершеннолетней ФИО2, материалов опекунского дела в отношении ФИО2, представленного Администрацией Тюменского муниципального района, несовершеннолетняя ФИО2 с возраста двух лет проживает в <адрес> в <адрес> в семье истицы, которая приходится ей бабушкой.
Данная квартира приватизирована в совместную собственность: ФИО1 (бабушка несовершеннолетней). ФИО6 (дедушка), ФИО4 (дядя) (л.д. 5).
ФИО2 с 2002 года имеет статус ребенка-сироты, так как ее мать ФИО5 решением Тюменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец юридически отсутствует (л.д. 21, 25).
На основании Постановления № 77 от 23.09.2002 года, вынесенного согласно личного заявления Ушаковой Т.Н., она назначена опекуном своей несовершеннолетней внучки - Ушаковой А.В. Пунктом 2 данного Постановления за несовершеннолетней ФИО2 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 29). Данное Постановление в установленном законом порядке не оспорено.
Также судом установлено, что о закреплении за несовершеннолетней,
жилой площади в данной квартире, просила сама истица в заявлении о назначении ее опекуном (л.д. 39).
Согласно объяснениям истицы и сведениям поквартирной карточки (л.д. 18), в данной квартире, состоящей из трех комнат, фактически проживают: истица (опекун), ФИО6 (супруг опекуна) и сама несовершеннолетняя ФИО2
25 февраля 2011 года истица обратилась с заявлением в Администрацию Онохинского МО о постановке ФИО2 на учет для обеспечения ее жильем во внеочередном порядке как имеющую статус ребенка-сироты и нуждающуюся в жилом помещении для проживания.
24 марта 2011 года истице был дан письменный отказ, мотивированный тем, что ФИО2 не обладает правом на внеочередное получение жилья по договорам социального найма как имеющая статус ребенка-сироты, поскольку имеет закрепленное за ней жилое помещение (л.д. 7).
Таким образом, из анализа действующего законодательство, а также фактических обстоятельств дела, следует, что отказ Администрации Онохинского МО в постановке ФИО2 на учет для внеочередного получения жилого помещения по статусу ребенка-сироты, является правомерным. Поскольку на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, дети-сироты, имеющие закрепленное жилое помещение, не обладают.
Руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. 57 ЖК РФ, Федеральным законом РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», ст. 12, 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Ушаковой <данные изъяты> к Администрации Онохинского МО о признании незаконным отказа в постановке ФИО2 в льготную очередь для внеочередного предоставления жилого помещения и обязании включить в данную льготную очередь в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Тюменский районный суд.
Мотивированное решение составлено 28 июня 2011 года.
Судья Е.И.Косилова