Корецкая О.В. 2-349/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень,                                                     11 апреля 2011 года                                                     дело № 2-349/2011

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего федерального судьи Шаерман Ю.В.

при секретаре Коновальчук Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корецкой ФИО9 к Администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок в аренду для ведения личного подсобного хозяйства,

    УСТАНОВИЛ:

    Корецкая О.В. обратилась в суд с иском к Администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства от 28.12.2010 за № 03/9479 и включении в план проведения аукционов на 2011 год земельного участка по <адрес> в д.Патрушева, Тюменского района Тюменской области, обязании Администрации Тюменского муниципального района предоставить Корецкой ФИО10 земельный участок по <адрес> в д.Патрушева, <адрес> в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Свои требования мотивировала тем, что 16 ноября 2010 года она обратилась в Администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу. В подтверждение отсутствия притязаний со стороны третьих лиц на земельный участок по <адрес> в д.Патрушева ею к заявлению было приложено Уведомление из УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от 03.11.2010. В нарушение Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Тюменского муниципального района, утвержденного 28.12.2010 ею было получено Письмо исх. № 03/9479, в котором сообщалось о том, что Решением земельно-градостроительной комиссии от 24.12.2010 принято решение о включении испрашиваемого ею земельного участка в план проведения аукционов на 2011 год. Из полученной ею выписки из Протокола заседания земельно-градостроительной комиссии от 24.12.2010 ей стало известно, что комиссией рассматривалось заявление Корецкой О.В. о предоставлении ей в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, тогда как она подавала другое заявление, а именно, о предоставлении ей в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Таким образом, комиссия не принимала решение о невозможности использования участка по <адрес> в д.Патрушева для ведения личного подсобного хозяйства, поэтому считает, что участок может быть предоставлен ей для указанных целей, при этом, включение такого участка в план аукционов, является незаконным и нарушает её права, предусмотренные Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве».

    Истец Корецкая О.В. в судебном заседании свой иск поддержала, пояснив суду, что все смежные с испрашиваемым участком земельные участки предоставлены под ЛПХ, она является жителем села, поэтому, включение участка, который она просила предоставить под личное подсобное хозяйство в план аукционов, нарушает её право на предоставление участка в аренду. Кроме того, ссылалась на то, что на земельном участке она собирается построить небольшой жилой дом и оранжерею для выращивания цветов, а заниматься разведением домашних сельскохозяйственных животных не собирается. Полагала, что Правила землепользования и застройки не устанавливают запрета на использование земельного участка в Зоне Ж1с под личное подсобное хозяйство.

    Представитель истца Абрамова Т.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск Корецкой О.В. поддержала по изложенным в нем основаниям.

    Представитель ответчика Кузнецова Е.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска просила отказать, поскольку спорный земельный участок не сформирован, а значит, вообще не может быть предоставлен. Согласно Правил землепользования и застройки Московского сельского поселения, утвержденных в 2009 году, испрашиваемый истцом участок находится в Зоне Ж1с, следовательно, может предоставляться только под индивидуальное жилищное строительство, именно поэтому он был включен в план проведения аукционов на 2011 год. Продажа через аукцион права на заключение договоров аренды в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является прерогативой администрации, в связи с чем, полагала, что решение администрацией вынесено в рамках действующего земельного законодательства. Письменный отзыв на иск Корецкой О.В. поддержала (л.д.48-51).

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд считает иск Бородулиной Е.В. не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Корецкая О.В. обратилась в администрацию Тюменского муниципального района с просьбой предоставить ей земельный участок в аренду для ведения личного подсобного хозяйства в д.Патрушева по <адрес>, уч. , что подтверждается её заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32), поданным через главного специалиста землеустроительного отдела управления земельных ресурсов Тюменского муниципального района, к которому она приложила Уведомление УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на земельный участок под № по ул.<адрес> в д.Патрушева, что подтверждается Распиской специалиста о получении документов (л.д.10).

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

28 декабря 2010 года (исх. № 03/9479) Администрацией Тюменского муниципального района Корецкой О.В. был направлен Ответ на её заявление, в котором сообщалось о включении земельного участка по <адрес> в д.Патрушева в план проведения аукционов на 2011 год (л.д.13).

В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Таким образом, суд считает, что разрешенное использование земельного участка в одной территориальной зоне, в данном случае в зоне Ж1с, закон напрямую связывает именно с разрешенными видами застройки, утвержденными градостроительными регламентами.

В соответствии со ст.32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Решением Думы Московского МО Тюменского района от 14.02.2008 за № 14 был утвержден генеральный план Московского МО с учетом замечаний, вынесенных в процессе публичных слушаний (л.д.66).

Указанное Решение было опубликовано в СМИ (л.д.67).

20.02.2009 состоялись публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки Московского сельского поселения, что подтверждается Протоколом (л.д.70-71).

20.04.2009 Решением Думы Московского МО Тюменского района Тюменской области за № 18, были утверждены Правила землепользования и застройки Московского сельского поселения (л.д.78).

Правила землепользования и застройки Московского сельского поселения были официально опубликованы в СМИ, где также был размещен графический материал с пояснительными надписями, что подтверждается Газетой «Красное знамя» за 20 октября 2009 года (л.д.73-75).

Решение Думы Московского МО Тюменского района Тюменской области за № 18 от 20.04.2009 также было опубликовано в СМИ (л.д.77).

В соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки Московского сельского поселения, с учетом сложившейся планировки и существующего землепользования, на территории Московского сельского поселения выделены виды территориальных зон, определенных Градостроительным кодексом РФ: жилые (предназначены для проживания населения) … (л.д.73), зона Ж1с включена в виды жилых зон и не предусматривает в разрешенных видах использования, использование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, а обозначена как зона существующей застройки индивидуальными жилыми домами.

Суд признает необоснованными доводы истца в той части, что в этой зоне имеются земельные участки, смежные с испрашиваемым, которые были гражданам предоставлены для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку истцом не представлено доказательств, что эти участки были предоставлены гражданам по заявлениям, поданным после вступления в силу Правил землепользования и застройки Московского сельского поселения, утвержденных 20.04.2009.

Обозрев представленную истцом газету «Красное знамя № 55(7495) за 09 июля 2010 года, суд приходит к выводу, что объявление, поданное Администрацией Тюменского муниципального района подтверждает лишь то обстоятельство, что администрация намеревается предоставить в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок по <адрес> в д.Патрушева, однако, доказательств того, что участок также как и участок находится в зоне Ж1с, истцом не представлено.

Доводы истца в той части, что на заседании земельно-градостроительной комиссии рассматривалось заявление Корецкой О.В. о предоставлении в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, которое она не подавала, а подавала заявление о предоставлении ей в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, суд считает необоснованными, поскольку, исходя из Выписки из реестра земельных участков, предоставляемых Тюменским муниципальным районом на рассмотрение земельно-градостроительной комиссии от 24.12.2010 (л.д.34), комиссия рассматривала заявление Корецкой О.В. от 16.11.2010 о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Выписка из протокола заседания земельно-градостроительной комиссии от 24.12.2010 (л.д.17), также не содержит указания на содержание заявления Корецкой О.В., по которому комиссией было вынесено решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Из фрагмента карты градостроительного зонирования Московского сельского поселения, утвержденной начальником Отдела учета земельного дежурного плана управления земельных ресурсов Фрик А.В., видно, что испрашиваемый Корецкой О.В. в аренду земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, располагается в зоне Ж1с - зона существующей застройки индивидуальными жилыми домами (л.д.52).

Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.

В силу ч.3 ст.35 Градостроительного Кодекса РФ, в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Корецкая О.В. просила предоставить ей земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, Администрация Тюменского муниципального района, как государственный орган, который в соответствии с п.10 ст.3 ФЗ Российской Федерации от 05.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, законно отказала Корецкой О.В. в предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Патрушева, <адрес>, уч. , ввиду иного разрешенного использования, для которого он может быть предоставлен.

Доводы истца в той части, что её права нарушаются отказом в предоставлении в этой зоне земельного участка именно для ведения личного подсобного хозяйства, суд признает надуманными, поскольку, как пояснила сама истица в судебном заседании, на испрашиваемом земельном участке она собирается построить жилой дом и оранжерею для выращивания цветов. Утвержденными Правилами землепользования и застройки Московского сельского поселения (ст.61 «Градостроительные регламенты. Жилые зоны» (л.д.73) в качестве основного вида разрешенного использования предусмотрено возведение жилых домов, а в качестве вспомогательного вида разрешенного использования предусмотрено возведение сооружений, связанных с выращиванием цветов (оранжереи).

В силу ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Согласно ст.6 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Правила землепользования и застройки Московского сельского поселения (ст.61 «Градостроительные регламенты. Жилые зоны» (л.д.73) не предусматривают ни в качестве основного, ни в качестве вспомогательного вида разрешенного использования возведение производственных зданий, строений, сооружений, разведение сельскохозяйственных животных, птицы, пчел, использование на участке сельскохозяйственной техники, следовательно, предоставление в зоне Ж1с участка для ведения личного подсобного хозяйства, исключается.

В соответствии с п.1.2. Решения Думы Тюменского муниципального района от 08.05.2009 N 709 (ред. от 24.09.2010) «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Тюменского муниципального района», решение о предоставлении земельного участка принимает Администрация Тюменского муниципального района (далее - Администрация) на основании решения земельно-градостроительной комиссии (далее - Комиссия). При принятии решения Комиссия руководствуется требованиями земельного, лесного и водного законодательства Российской Федерации, федеральными и региональными программами, предусматривающими размещение объектов федерального и регионального значения на территории муниципального района, а также схемой территориального планирования муниципального района, генеральными планами сельских поселений муниципального района, планами реализации генеральных планов сельских поселений муниципального района, проектами планировки территорий.

Принимая во внимание, что в соответствии с планом Московского сельского поселения, участок по <адрес> в д.Патрушева находится в зоне Ж1с, земельно-градостроительной комиссией 24 декабря 2010 года было вынесено решение о включении его в план аукционов на 2011 год, которое суд признает законным, поскольку, в соответствии с ч.4 ст.30 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Требование Корецкой О.В. об обязании Администрации Тюменского муниципального района предоставить ей земельный участок по <адрес> в д.Патрушева, Тюменского района Тюменской области путем вынесения соответствующего распоряжения, противоречит нормам гражданского, земельного и градостроительного законодательства, поэтому, суд считает невозможным обязать администрацию Тюменского муниципального закона принять заведомо ничтожное решение о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в зоне существующей жилищной застройки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30, 42, 85 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», ст.32, 35 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст.12, 35, 39, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Корецкой ФИО11 в удовлетворении иска к Администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за , обязании Администрации Тюменского муниципального района предоставить Корецкой ФИО12 в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок по ул. в д.Патрушева, Тюменского района Тюменской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение составлено 18 апреля 2011 года.

Федеральный судья                                                 Ю.В. Шаерман