Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень, 17 июня 2011 года № 2-918/2011
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Н.В. Кригер
с участием прокурора Т.В. Лазаревой
при секретаре А.С. Котеговой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Тюменского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Муллашинского муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации Муллашинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, обязать администрацию Муллашинского муниципального образования обеспечить прохождение пожарно-технического минимума главой администрации и лицами ответственными за пожарную безопасность; выполнить подъезд с площадкой (пирсам)с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему в <адрес>. Привести в соответствие защитную минерализованную полосу в местах прилегания к лесному массиву на территории Муллашинского МО.
Свои требования Прокурор Тюменского района мотивирует тем, что прокуратурой была проведена проверка во исполнение указания прокуратуры области от 25.05.2011 «Об усилении надзора в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций в связи с природными пожарами». В ходе проверки было установлено, что не пройден пожарно-технический минимум главой администрации и лицами ответственными за пожарную безопасность; не выполнен подъезд с площадкой (пирс) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему в <адрес>, а также к естественному водоему (р. Дуван) в с<адрес> Не соответствует защитная минерализованная полоса в местах прилегания к лесному массиву, требованиям противопожарной безопасности, исключающей возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на строения.
Бездействие администрации Муллашинского муниципального образования, выразившееся в неисполнении требований пожарной безопасности, нарушает требования законодательства о местном самоуправлении, а также затрагивает и нарушает права и свободы граждан проживающих, либо временно пребывающих на территории муниципального образования, на охрану жизни и здоровья.
Отсутствие денежных средств на финансирование противопожарных мероприятий не освобождает администрацию Муллашинского муниципального образования от выполнения возложенной на нее обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Прокурор, ссылаясь на Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, просит удовлетворить его требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц.
Помощник прокурора Лазарева Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала частично, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В части обязания пройти пожарно-технический минимум не настаивала, в связи с представленным удостоверением, подтверждающим его прохождение главой администрации и лицами ответственными. Данное подтверждение в ходе проверки не было представлено.
Представитель заинтересованного лица администрации Муллашинского муниципального образования в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Просил рассмотреть дело в его отсутствии, возражал против требования о прохождении пожарно-технического минимума, ссылаясь на имеющееся удостоверение о его прохождении от 24.09.2009г., в остальной части требований не возражал.
Представитель заинтересованного лица Межрайонного отдела надзорной деятельности № 9 управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области Коваленко Д.П., действующий по доверенности от 04.04.2011 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что им лично проводилась проверка по соблюдению мер пожарной безопасности в Муллашинского МО. В ходе проверки, были выявлены правонарушения «Правил пожарной безопасности в РФ». В соответствии с п. 112 данных правил минерализованные полосы в местах прилеганию к лесному массиву населенного пункта приводятся в порядок два раза в год, осенью и весной. В настоящее время в Муллашинского МО минерализованная полоса не соответствует требованиям ППБ –заросла травой.
Заслушав помощника прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд пришел к убеждению, что иск прокурора Тюменского района Тюменской области подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно проведенной проверки и представленных в прокуратуру Тюменского района сведений о выявленных нарушениях норм и правил пожарной безопасности с. Межрайонным отделом надзорной деятельности №9 Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области МЧС России установлено, что на территории Муллашинского муниципального образования не пройден пожарно-технический минимум главой администрации и лицами ответственными за пожарную безопасность; не выполнена площадка (пирс) размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему в <адрес>, а также к естественному водоему (р. Дуван) в <адрес>, не соответствует минерализованная полоса в местах прилегания к лесному массиву выполненная Муллашинского МО (заросла травой).
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 6 Устава Муллашинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют полномочия по вопросам местного значения, указанным в ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за исключением полномочий, осуществление которых передано по соглашению органами местного самоуправления Тюменского муниципального района.
Согласно п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Пункт 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 устанавливает, что настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу п. 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.
Согласно п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пунктом 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах на органы местного самоуправления.
В силу названных норм закона, суд находит обоснованными доводы Прокурора о том, что именно администрация Муллашинского муниципального образования должна обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах своего населенного пункта.
Выявленные в ходе проверки нарушения, создающие угрозу нарушения прав граждан на охрану жизни и здоровья, суд признает как неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области пожарной безопасности. Бездействие администрации Муллашинского муниципального образования в решении вопросов местного значения нашло подтверждение в части: невыполнения подъезда с площадкой с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей для забора воды к естественному водоема в <адрес> и по <адрес>, в не приведении в соответствие защитной минерализованной полосы в местах прилегания населенного пункта к лесному массиву. Поэтому выявленные нарушения должны быть устранены. В части обязания прохождения пожарно-технического минимума главу администрации и лица, ответственного за пожарную безопасность, данное требование не подлежит удовлетворению, поскольку подтверждено удостоверениями № 1058, №1058 от 24.09.2009г. о прохождении такого минимума главой администрации Назмутдиновым Д.М. и работником администрации Халиуллиным М.С.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
На основание вышеизложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Муллашинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Обязать администрацию Муллашинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему в <адрес> и к естественному водоему (р. Дуван) в <адрес>; привести в соответствие защитную минерализованную полосу в местах прилегания населенного пункта к лесному массиву на территории Муллашинского муниципального образования, в остальной части иска- отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Тюменский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 24.06.2011г.
Судья Н.В. Кригер