Гайнулина Зульфия Фаридовна 2-846/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                                                                                                          21 июня 2011 года

                                           2-846/2011

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи                            Кригер Н.В.

при секретаре                                                         Хайрулиной Р.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайнулиной ФИО11 к Правительству Тюменской области, Администрации Тюменского муниципального района о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение,

третье лицо: администрация МО п. Винзили, администрация Успенского МО,

УСТАНОВИЛ:

     Гайнулина З.Ф. обратилась в суд с иском к Правительству Тюменской области и Администрации Тюменского муниципального района о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение в с. Успенка Тюменского района, мотивируя свои требования тем, что на основании решения Тюменского районного народного суда Тюменской области родители истицы Гайнулин Ф.Н., и Уварова Т.П. были лишены родительских прав. В соответствии с решением Тюменского районного совета народных депутатов Тюменской области № 3 от 13 января 1986 года, истица была определена для дальнейшего воспитания в Винзилинский детский дом, школа – интернат . В указанном учреждение истица воспитывалась до 1995 года. В марте 2011 года истица обратилась в адрес Администрации Тюменской области с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей сирот, но было отказано по причине того, что истица не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, и также было разъяснено, что квартиру не смогут предоставить поскольку постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении детей сирот осуществляется лишь до 23 лет. С данным отказом истица не согласна, т.к. считает, что действующим законодательством нуждаемость в жилом помещении по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ признается у неё с момента возникновения статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей и орган опеки и попечительства подает в отношении таких детей заявления о принятии ребенка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Считает, что ответственность за отсутствие её фамилии в архивных списках на получение жилья лежит на органе опеки и попечительства. В настоящий момент на иждивении истицы находятся двое несовершеннолетних детей, в собственности жилья не имеет.

     В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что 29.01.1986г. решением Тюменского районного суда родители были лишены родительских прав и её с другими братьями и сестрами определили в Винзилинский детский дом, где она воспитывалась до 1995г. и закончила 9 классов.При выпуске из детского дома ей было известно от администрации, что в отношении выпускников оформлены необходимые документы, позволяющие получить жилое помещение в соответствии с действующим законодательством. В рамках реализации данного законодательства её братья Владимир и Федор продолжают стоять в очереди на получении жилья, а брат Гайнулин Алексей получил жилое помещение. В марте 2010г. она обратилась в орган опеки и попечительства Тюменского района, где узнала, что она не стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Архивных списков, предоставленных Винзилинским домом интернат также не сохранилось, т.к. данное учреждение с 2004г. расформировано. В постановке на учет в качестве нуждающейся по данной категории ей также отказывают в связи с достижением необходимого возраста-23г.

Представитель ответчика Правительство Тюменской области в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве ссылаясь на то, что учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по категории «лица, оставшиеся без попечения родителей» возможно до достижения ими 23 лет. Истица обратилась с заявлением после этого возраста, что делает невозможным постановку и её на учет и не имеется оснований для предоставления жилого помещения вне очереди.

    Представитель ответчика Администрации Тюменского муниципального района Уляшева Т.В., действующая по доверенности от 19.05.2010г., иск не признала, ссылаясь на то, что истица не поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, имеющей право на внеочередное получение жилого помещения, т.к. ранее таких сведений о истице не сохранилось, а в настоящее время постановка на учет невозможна, т.к. истица достигла предельного необходимого возраста. Вместе с тем при признании нуждаемости истицы во внеочередном предоставлении жилого помещения, как лица не реализовавшего свое право по категории «дети, оставшиеся без попечения родителей», администрация примет решение о предоставление истице жилого помещения.

           Третьи лица: представитель Администрации МО п. Винзили Тюменского района, администрации Успенского МО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

            Представитель органа опеки и попечительства –Департамента социального развития Тюменской области Мурадымова Р.Ф., участвующая на основании доверенности от 06.06.2011г. исковые требования признала и пояснила, что истица с шестилетнего возраста являлась воспитанницей Винзилинского детского дома в связи с лишением родительских права её родителей. В марте 2010г. истица обращалась в орган опеки и попечительства Тюменского района и было установлено, что она отсутствует в списках на внеочередное получение жилого помещения из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей. Восстановить архивные списки Винзилинского дома интернат не представилось возможным, т.к. с 2004г. данное учреждение расформировано. Подтверждает, что в соответствии с действующим законодательством орган опеки и попечительства ведет учет данной категории детей и утверждает списки на постановку таких детей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Данное право в отношении других братьев Гайнулиной реализовано. Истица является нуждающейся в предоставлении вне очереди жилого помещения, которое до настоящего времени ей не предоставлено, другого закрепленного жилья не имела. На учет не была поставлено по технической ошибке, допущенной органом опеки.

    Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Гайнулиной З.Ф. подлежат удовлетворению.

            Гайнулина ФИО12, родилась 04.10.1979г. что подтверждается свидетельством о рождении I-ФР № 637822 выданным 18.03.2005 Тюменским районным отделом ЗАГС Тюменской области. В графе «отец» указан – Гайнулин Ф.Н., в графе «мать» указана Уварова ФИО13 (л.д.29).

В судебном заседании установлено, что Гайнулина З.Ф. ( 04.10.1979 г. рождения) в малолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Родители истицы- мать Уварова Т.П. и отец Гайнулин Ф.Н. решением Тюменского районного народного суда Тюменской области от 29.01.1986г. были лишены родительских прав в отношении семерых детей (л.д. 11-12).

Согласно решения Тюменского районного совета народных депутатов Тюменской области № 3 от 13.01.1986г. истица с другими братьями и сестрами была определена для дальнейшего в детское учреждение на полное государственное обеспечение - воспитывалась и проживала в Винзилинском детском доме, школа-интернат (л.д. 13,18).

В отношении истица Гайнулина З.Ф. отсутствуют сведения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории Тюменского муниципального района, что подтверждается справкой Департамента социального развития Тюменской области, управления по опеке, попечительству и охране прав детства Тюменского района от 02.03.2010г., от 12.05.2011г. (л.д. 15-16). Справкой от 04.05.2011г. Бюро технической инвентаризации, Гайнулина З.Ф., собственником квартиры и частного домовладения в Тюменском районе не значится (л.д. 17), справкой Администрации Успенского МО Тюменского района от 10.06.2011г. подтверждается, что истица с 21.03.2000г. зарегистрирована и проживает в с. Успенка, Тюменского района, Тюменской области (л.д.46).

Согласно справки от 12.05.2011г. Департамента социального развития Тюменской области, управления по опеке, попечительству и охране прав детства Тюменского района, Гайнулина З.Ф., в период с 01.03.1986г. по 30.07.1996г. являлась воспитанницей Винзилинского учебно-воспитательного комплекса для детей-сирот (л.д. 18).

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В части 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации указанные категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 года, разъяснено, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Согласно ст. 8 ч. 1 абз. 2 Федерального Закона РФ № 159-Ф «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 17.12.2009 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В тоже время расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета, Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения утверждены Постановлением Правительства от 31.12.2009 года № 1203.

Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей на органы исполнительной власти субъектов РФ, из федерального бюджета предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии со ст. 23 Закона Тюменской области № 137 от 07.10.1999 года (ред. 26.02.2010г.) « О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В соответствии со ст. 1 указанного Закона, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области категориям граждан, установленным в части второй статьи 7 настоящего Закона. Норма предоставления устанавливается в размере 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, за исключением случаев, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами. При этом, согласно ч. 7 ст. 23 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» положения частей первой, второй и четвертой настоящей статьи не распространяются на случаи предоставления жилого помещения по договору социального найма категории граждан, установленной пунктом "в" части второй статьи 7 настоящего Закона. Таким образом, жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются без учета количества членов их семей.

Органом опеки подтверждено, что истица имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленной жилой площади на территории Тюменского района не имеет (л.д.15,16). Отсутствие сведений о постановке Гайнулиной З.Ф. на учете на внеочередное предоставление жилья из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в период когда истица была воспитанницей детского дома, орган опеки и попечительства объясняет технической ошибкой, связанной с несохранившимися документами после расформирования Винзилинского детского дома в 2004г., при этом не оспаривая возникшее право у истицы.

Действующее законодательство предусматривает, что органы опеки и попечительства совместно с иными уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями учреждений для детей-сирот должны принимать исчерпывающие меры, направленные на защиту жилищных прав выпускников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, включая своевременное выявление таких детей, не имеющих права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, и постановку их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обеспечение сохранности жилья, принадлежащего воспитанникам учреждений для детей-сирот ( ст. 51 ЖК РФ, ст. 4 Постановления Правительства Тюменской области от 26.01.1999г. №18-п « О мера по обеспечению реализации гарантий прав детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилые помещения».

При этом согласно разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, достижение возраста 23 лет лицом из числа детей-сирот, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения детей-сирот, лиц из их числа жилой площадью может считаться реализованной только после предоставления им жилого помещения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года);

Обеспечение детей-сирот вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, включая наличие или отсутствие других лиц, обладающих аналогичным правом, отсутствие свободного жилья, отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений и другие обстоятельства, в связи с чем отказ в предоставлении этим детям жилого помещения, отвечающего требованиям законодательства, не основан на законе (Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", 2008 год).

Учитывая, что право у истицы на внеочередное получение жилого помещения возникло с детства, органами, осуществляющими опеку, учет истицы в качестве нуждающейся во внеочередном получении жилого помещения не был сохранен, однако данное право ею не реализовано до настоящего времени, истица не имеет в собственности своего жилого помещения, снимает квартиру и проживает в несовершеннолетними детьми в с. Успенка, поэтому суд признает истицу нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещении из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что является основанием для включения её в список лиц на получение жилого помещения по данной льготной категории граждан.

           Постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. включение их в списки на получение жилого помещение, является учетной процедурой исполнения реализации права данной категории граждан на получение жилого помещения, которая возложена законодательствам на органы опеки, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей.

       Поскольку о нарушенном праве ( об отсутствии сведений о постановке на учет) истица узнала в марте 2010г., и в настоящее время не может в бесспорном порядке встать на учет, т.к. достигла предельно допустимого возраста, ограниченного законом, и учитывая, что право, возникшее у нее в детстве на внеочередное получение жилья является длящимся до момента его реализации, которое не реализовывалось по причине не сохранившего учета в отношении истицы и данное право не зависит от очередности и времени принятия на учет иных лиц, поэтому истица подлежит включению в список названной категории граждан в целях реализации права на внеочередное получение жилого помещения.

Учитывая полномочия и компетентность ответчиков, суд считает возможным обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Гайнлиной З.Ф.    вне очереди благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта- с. Успенка Тюменского район, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 18 кв.м. и обязать администрацию Тюменского муниципального района принять решение о предоставлении Гайнулиной З.Ф. вне очереди названное жилое помещение.

Руководствуясь ст. 57 ЖК РФ, ст.ст. 3, 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать Гайнулину ФИО14 нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Гайнулиной ФИО15 вне очереди по договору социального найма жилого помещения -благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям на территории Тюменского муниципального района, с. Успенка, общей площадью не менее 18 кв.м.

Обязать администрацию Тюменского муниципального района принять решение о предоставление Гайнулиной ФИО16 вне очереди по договору социального найма жилого помещения- благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям на территории Тюменского муниципального района, с. Успенка, общей площадью не менее 18 кв.м.

           Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы в Тюменский районный суд.

                   Мотивированное решение изготовлено 27.06.2011г.

Судья                                                                                                  Н.В. Кригер