Администрация МО с.Созоново 2-1169/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тюмень,                                               3 августа 2011 года

                                                               № 2-1169/2011

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Шаерман Ю.В.

при секретаре Коновальчук Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) к Администрации Созоновского муниципального образования Тюменского района Тюменской области о признании незаконным бездействия, выразившиеся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения,

                 УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Созоновского муниципального образования, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенного пункта поселения. Просил обязать администрацию Созоновского муниципального образования выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему (старице р. Тура к озеру Домашнему) в с. Созоново. Свои требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки во исполнение Указания Генерального прокурора РФ в Созоновском МО выявлены нарушения Федерального Закона «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, что выразилось в следующем: не оборудована площадка (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (старице р.Тура к озеру Домашнему в с.Созоново (ППБ 01-03 п.94), тогда как поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на органы местного самоуправления. Подъезд к естественному водоему песчаный, в случае выпадения осадков может быть размыт, что не обеспечивает подъезд пожарных автомобилей для забора воды. Согласно п.9 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения». В силу ст.19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Пунктом 94 ППБ предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м.) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Согласно ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Вышеуказанные нарушения закона были также отражены в Предписании ОГПН по Тюменскому району № 323 от 26.11.2008 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Однако, в результате прокурорской проверки выявлено, что Администрацией Созоновского МО не принято надлежащих мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. В результате не принятия мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, когда пожар может возникнуть в любой момент, это поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан (неопределенного круга лиц). Указанные факты свидетельствуют о длительном непринятии со стороны Администрации Созоновского МО каких-либо мер, направленных на устранение нарушений противопожарной безопасности. Согласно представленной Администрацией Созоновского МО информации, объемы запланированного бюджетного финансирования на 2011 год на реализацию полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов и участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций составляют 16.000 рублей, освоения указанного бюджетного финансирования по состоянию на 14.06.2011 не осуществлялось, что свидетельствует о незаконности бездействий Администрации в освоении целевых денежных средств. Бездействия администрации нарушают законодательство о местном самоуправлении, а также права и свободы граждан, проживающих либо временно пребывающих на территории муниципального образования, на охрану жизни и здоровья. Отсутствие денежных средств на финансирование противопожарных мероприятий не освобождает Администрацию Созоновского МО от выполнения возложенной на неё федеральным законом обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Помощник прокурора Сафиканова И.Л. в судебном заседании заявление Прокурора Тюменского района полностью поддержала по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица – Межрайонного отдела надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки (л.д.23), об уважительных причинах неявки суд не известил.

Судом, на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ, вынесено определение о рассмотрении заявления Прокурора в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Представитель органа местного самоуправления - глава Администрации Созоновского муниципального образования Тюменского района Тюменской области Шевченко Д.С., в судебном заседании с заявлением Прокурора согласился, мотивируя тем, что действительно, такая обязанность возложена на администрацию, однако, произвести требуемые действия не представляется возможным ввиду отсутствия материальных средств. На осуществление первичных противопожарных мер Тюменским муниципальным районом было выделено 16.000 рублей, тогда как на обустройство пирса необходимо затратить более 100.000 рублей.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления Прокурора Тюменского района Тюменской области, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.9 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения».

В соответствии со ст.19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В ходе проведенной проверки, осуществленной Межрайонным отделом надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области установлено, что на территории Созоновского МО выявлены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности: не выполнен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (старице р.Тура к озеру Домашнему в с.Созоново, что подтверждается Информацией старшего инспектора Коваленко Д.П. от 20.07.2011(л.д.9)

В силу п.94 Правил противопожарной безопасности (ППБ), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Село Созоново, где находится естественный водоисточник - старица р. Тура к озеру Домашнему, согласно Устава 2010 года (л.д.16-20), является административным центром Созоновского муниципального образования.

О необходимости устройства площадки (пирса) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (старице р.Тура к озеру Домашнему в с.Созоново было указано в Предписании Отдела ГПН по Тюменскому району от 26.11.2008 за № 323 (л.д.11-14), однако, по истечении 2,5 лет Администрация Созоновского МО в указанной части Предписание не исполнила и не представила доказательств, свидетельствующих о принятии мер к устранению выявленных нарушений.

Соответственно, суд приходит к выводу об обоснованности заявления Прокурора и считает необходимым его удовлетворить, поскольку, бездействия Администрации Созоновского МО являются незаконными и ставят под угрозу жизнь или здоровье неопределенного круга лиц, проживающих или временно находящихся на территории МО.

Доводы Главы администрации Созоновского МО в части отсутствия достаточного финансирования суд признает необоснованными, поскольку, согласно Информации от 14.06.2011 за исх. № 308 (л.д15.), администрация Созоновского МО не использовала даже те денежные средства, которые специально были выделены для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Федеральным Законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст.ст.3, 12, 45, 55, 56, 67, 71, 194-199, 254-258 ГПК РФ, Правилами противопожарной безопасности (ППБ), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, суд

      Р Е Ш И Л:

        Заявление Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) – удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации Созоновского муниципального образования, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенного пункта поселения.

    Обязать администрацию Созоновского муниципального образования выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему (старице р. Тура к озеру Домашнему) в с. Созоново.

         Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд Тюменской области путем подачи жалобы в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

         Мотивированное решение составлено 09 августа 2011 года.

         Федеральный судья Шаерман Ю.В. ____________________