Администрация МО сКулаково 2-1168/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тюмень,                                               03 августа 2011 года

                                                               № 2-1168/2011

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Шаерман Ю.В.

при секретаре Коновальчук Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) к Администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области о признании незаконным бездействия, выразившиеся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения,

    УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) обратился в суд с заявлением о признании незаконными бездействий администрации Кулаковского муниципального образования, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Просил обязать администрацию Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области привести в исправное состояние пожарный гидрант в с.Кулаково по ул. Семеновых 9; выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (возле РСУ) в с.Кулаково на перекрестке улиц Семеновых и Строителей; привести в исправное состояние (смещена плита) пожарный гидрант в с.Кулаково на перекрестке улиц Семеновых и Строителей; установить у гидранта в с. Кулаково по ул. Семеновых 91, а также по направлению движения к нему соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий); выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (пруду) в с. Кулаково по улице Семеновых; привести в исправное состояние пожарный гидрант в с. Кулаково по ул. Семеновых 134; выполнить подъезд с твердым покрытием для подъезда пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к гидротехническому сооружению на 20 км. Ирбитского тракта. Свои требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки во исполнение Указания Генерального прокурора РФ в Кулаковском МО выявлены нарушения Федерального Закона «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, что выразилось в следующем: пожарный гидрант в с.Кулаково по ул.Семеновых 9 находится в неисправном состоянии; не выполнен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (возле РСУ) в с.Кулаково на перекрестке улиц Семеновых и Строителей; находится в неисправном состоянии (смещена плита) пожарный гидрант в с.Кулаково на перекрестке улиц Семеновых и Строителей; не установлен у гидранта в с. Кулаково по ул. Семеновых 91, а также по направлению движения к нему соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий); не выполнен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (пруду) в с. Кулаково по улице Семеновых; находится в неисправном состоянии пожарный гидрант в с. Кулаково по ул. Семеновых 134; не выполнен подъезд с твердым покрытием для подъезда пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к гидротехническому сооружению на 20 км. Ирбитского тракта. Согласно п.9 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения». В силу ст.19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Согласно п.89 ППБ, сети противопожарного водопровода должны находится в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. В соответствии с п.90 ППБ, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пунктом 94 ППБ предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м.) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах на органы местного самоуправления. Согласно ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Непринятие администрацией мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан (неопределенного круга лиц). Указанные факты свидетельствуют о длительном непринятии со стороны Администрации Кулаковского МО каких-либо мер, направленных на устранение нарушений противопожарной безопасности. Согласно представленной Администрацией Кулаковского МО информации, объемы запланированного бюджетного финансирования на 2011 год на реализацию полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов и участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций составляют 38.000 рублей, освоения указанного бюджетного финансирования по состоянию на 15.06.2011 не осуществлялось, что свидетельствует о незаконности бездействий Администрации в освоении целевых денежных средств. Бездействия администрации нарушают законодательство о местном самоуправлении, а также права и свободы граждан, проживающих либо временно пребывающих на территории муниципального образования, на охрану жизни и здоровья. Отсутствие денежных средств на финансирование противопожарных мероприятий не освобождает Администрацию Кулаковского МО от выполнения возложенной на неё федеральным законом обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Помощник прокурора Сафиканова И.Л. в судебном заседании заявление Прокурора Тюменского района полностью поддержала по изложенным основаниям, пояснив суду, что отсутствие достаточного финансирования не является основанием для оправдания бездействий администрации, доказательств устранения допущенных нарушений, органом местного самоуправления не представлено.

Представитель заинтересованного лица – Межрайонного отдела надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области – Коваленко Д.П., действующий на основании доверенности № от 04.04.2011, в судебном заседании заявление Прокурора поддержал, подтвердив изложенные в нем факты. Суду пояснил, что проверка исправности пожарных гидрантов осуществлялась им совместно со слесарем ЖКХ, который являлся представителем администрации, проверялись гидранты на предмет наличия механических повреждений, которые на момент проверки имелись.

Представитель органа местного самоуправления - глава Администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области Власенко Л.В., в судебном заседании с заявлением Прокурора не согласилась, мотивируя свои возражения тем, что администрацией неоднократно принимались меры для осуществления полномочий по поддержанию первичных мер противопожарной безопасности, в настоящее время все 15 пожарных гидрантов находятся в исправном состоянии, таблички указатели плоские с нанесением светоотражающей краски, имеются, на оборудование площадок (пирсов) у администрации нет средств, поскольку, согласно их расчетов, которые были направлены в Администрацию Тюменского муниципального района, для их обустройства необходимо свыше 1.600.000 рублей. Также, ссылалась на то, что естественный водоем на 20 км. Ирбитского тракта находится за пределами населенного пункта, поэтому, оборудовать там площадку для установки пожарных машин с целью водозабора, не является обязанностью администрации, а на перекрестке улиц Семеновых и Строителей находится исторический парк, то есть эта зона относится к особо охраняемой и она не уверена, что орган местного самоуправления самостоятельно должен решить вопрос об установке площадки для стоянки пожарных машин.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления Прокурора Тюменского района Тюменской области, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.9 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения».

Согласно Устава муниципального образования (л.д.15), в состав территории Кулаковского МО входят следующие населенные пункты: с.Луговое, с.Кулаково.

В ходе проведенной проверки, осуществленной Межрайонным отделом надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области установлено, что на территории Кулаковского МО выявлены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности: находится в неисправном состоянии пожарный гидрант в с.Кулаково по ул. Семеновых 9; не выполнен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (возле РСУ) в с.Кулаково на перекрестке улиц Семеновых и Строителей; находится в неисправном состоянии (смещена плита) пожарный гидрант в с.Кулаково на перекрестке улиц Семеновых и Строителей; не установлен у гидранта в с. Кулаково по ул. Семеновых 91, а также по направлению движения к нему соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий); не выполнен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (пруду) в с. Кулаково по улице Семеновых; находится в неисправном состоянии пожарный гидрант в с. Кулаково по ул. Семеновых 134; не выполнен подъезд с твердым покрытием для подъезда пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к гидротехническому сооружению на 20 км. Ирбитского тракта, что подтверждается Информацией старшего инспектора Коваленко Д.П. от 21.07.2011 (л.д.9-10).

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Письменные доказательства должны соответствовать признакам относимости и допустимости.

Суд пришел к выводу, что Главой администрации Кулаковского МО не представлено ни одного доказательства, свидетельствующего о том, что на момент рассмотрения дела пожарные гидранты находятся в исправном состоянии, что имеются указатели у гидрантов и по направлению движения к ним, а именно, не представлено Акта проверки, подписанного уполномоченным должностным лицом соответствующего органа, свидетельствующего об устранении нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки.

Представленные суду в качестве доказательств фотографии (л.д.27-46) по мнению суда не могут быть признаны допустимыми, поскольку исправность пожарных гидрантов должна быть подтверждена иным документом, как и наличие указателей, так как из представленных фотографий невозможно установить где они установлены (не имеется привязки к местности).

В соответствии со ст.19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе: оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В силу п.94 Правил противопожарной безопасности (ППБ), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Указанные Правила, согласно п.1, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Судом из объяснений главы администрации установлено, что оба источника наружного водоснабжения расположены в черте Кулаковского МО, один возле школы, другой, хотя и за пределами населенного пункта с.Кулаково, но на территории, прилегающей к нему, соответственно, именно на органе местного самоуправления лежит обязанность оборудования площадки (пирса) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Соответственно, суд приходит к выводу об обоснованности заявления Прокурора и считает необходимым его удовлетворить, поскольку, бездействия Администрации Кулаковского МО являются незаконными и ставят под угрозу жизнь или здоровье неопределенного круга лиц, проживающих или временно находящихся на территории МО.

Доводы Главы администрации Кулаковского МО в части отсутствия достаточного финансирования суд признает необоснованными, поскольку, согласно Информации от 15.06.2011 за исх. № 316 (л.д.13), администрация Кулаковского МО не использовала даже те денежные средства в сумме 38.000 рублей, которые специально были выделены для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, а доказательств использования этих средств на установку звуковой сигнализации для оповещения граждан на случай пожара, главой администрации суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Федеральным Законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст.ст.3, 12, 45, 55, 56, 67, 71, 194-199, 254-258 ГПК РФ, Правилами противопожарной безопасности (ППБ), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) – удовлетворить.

      Признать незаконным бездействие администрации Кулаковского муниципального образования, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

     Обязать администрацию Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области привести в исправное состояние пожарный гидрант в с.Кулаково по ул. Семеновых 9; выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (возле РСУ) в с.Кулаково на перекрестке улиц Семеновых и Строителей; привести в исправное состояние (смещена плита) пожарный гидрант в с.Кулаково на перекрестке улиц Семеновых и Строителей; установить у гидранта в с. Кулаково по ул. Семеновых 91, а также по направлению движения к нему соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий); выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (пруду) в с. Кулаково по улице Семеновых; привести в исправное состояние пожарный гидрант в с. Кулаково по ул. Семеновых 134; выполнить подъезд с твердым покрытием для подъезда пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к гидротехническому сооружению на 20 км. Ирбитского тракта.

    Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд Тюменской области путем подачи жалобы в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 09 августа 2011 года.

Федеральный судья Шаерман Ю.В. _____________________

           <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>