Администрация Салаирского МО 2-1191/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тюмень,                                               08 августа 2011 года

                                                               № 2-1191/2011

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Шаерман Ю.В.

при секретаре Коновальчук Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) о признании незаконными бездействий Администрации Салаирского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, выразившихся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения,

                 УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) обратился в суд с заявлением о признании незаконными бездействий администрации Салаирского МО Тюменского района Тюменской области, выразившихся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Просил обязать администрацию Салаирского МО заполнить водой искусственный пожарный водоём объемом 150 м3 в с. Салаирка по ул. Новая; выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (р.Тура) в с.Салаирка по улице Нагорная; обеспечить одной прицепной пожарной мотопомпой, для целей пожаротушения, населённый пункт с. Салаирка, с количеством усадеб свыше 1000. Свои требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки во исполнение Указания Генерального прокурора РФ в Салаирском МО выявлены нарушения Федерального Закона «О пожарной безопасности», Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, что выразилось в следующем: не заполнен водой искусственный пожарный водоём объемом 150 м3 в с. Салаирка по ул. Новая (ст.4 Федерального закона № 123-ФЗ, ППБ 01-03 п.89); не выполнен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (р.Тура) в с.Салаирка по улице Нагорная. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на органы местного самоуправления (ППБ 01-03 п.94); не обеспечен одной прицепной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения населённый пункт с. Салаирка, с количеством усадеб свыше 1000 (ст. 4 Федерального закона № 123, ППБ 01-03 п.31). Согласно п.9 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения». В силу ст.19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. В соответствии с п.31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Согласно п.89 ППБ сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Пунктом 94 ППБ предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м.) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах на органы местно самоуправления. В соответствии с ч.3 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в отношении объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Согласно информации администрации Салаирского муниципального образования, представленной в прокуратуру района, объемы запланированного бюджетного финансирования на 2011 год на реализацию полномочий по обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов и участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций составляют 12 000 рублей. Освоение указанного бюджетного финансирования по состоянию на 16.06.2011 года произведено полностью на оградительную ленту и огнетушитель ранцевый, следовательно, на проведение других мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности денежные средства отсутствуют и не запланированы. Указанная сумма бюджетного финансирования на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов и участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций является не существенной и с учетом результатов проведенной прокуратурой проверки свидетельствует о явной недостаточности выделяемого финансирования для реализации возложенных полномочий на орган местного самоуправления. Указанные факты свидетельствуют о бездействии администрации Салаирского МО в сфере обеспечения пожарной безопасности и с учетом выделяемого финансирования, О длительности не принятия каких-либо мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Бездействия администрации нарушают законодательство о местном самоуправлении, а также права и свободы граждан, проживающих либо временно пребывающих на территории муниципального образования, на охрану жизни и здоровья. Отсутствие денежных средств на финансирование противопожарных мероприятий не освобождает Администрацию Салаирского МО от выполнения возложенной на неё федеральным законом обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Помощник прокурора Кравченко А.В. в судебном заседании заявление Прокурора Тюменского района полностью поддержал по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица – Межрайонного отдела надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области – Коваленко Д.П., действующий на основании доверенности № 856 от 04.04.2011 (л.д.21), в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен, что подтверждается распиской в получении судебной повестки, об уважительных причинах неявки не известил.

Судом, на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ, вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Представитель органа местного самоуправления – глава Администрации Салаирского МО Тюменского района Тюменской области, Цырульникова Г.Г. в судебном заседании с заявлением прокурора согласилась, суду пояснила, что в настоящее время отсутствуют денежные средства на проведение противопожарных мероприятий, что препятствует администрации в полной мере осуществить свои полномочия.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления Прокурора Тюменского района Тюменской области, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.9 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения».

В соответствии со ст.19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В ходе проведенной проверки, осуществленной Межрайонным отделом надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области установлено, что на территории Салаирского МО выявлены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности: не заполнен водой искусственный пожарный водоём объемом 150 м3 в с. Салаирка по ул. Новая (возле школы); не выполнен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (р.Тура) в с.Салаирка по улице Нагорная; населенный пункт с количеством усадеб 1000 (с.Салаирка) 1 прицепной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения, что подтверждается Информацией старшего инспектора Коваленко Д.П. от 28.07.2011 (л.д.9-10).

В силу п.89 Правил противопожарной безопасности (ППБ), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.

В соответствии с п.31 Правил противопожарной безопасности (ППБ), сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

В силу п.94 Правил противопожарной безопасности (ППБ), при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Указанные Правила, согласно п.1, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Село Салаирка, где находится естественный водоисточник р. Тура, согласно Устава 2010 года (л.д.13-18), является административным центром Салаирского муниципального образования.

Глава Администрации Салаирского муниципального образования в судебном заседании подтвердила наличие с их стороны нарушений требований пожарной безопасности, указанных в заявлении прокурора.

Соответственно, суд приходит к выводу об обоснованности заявления Прокурора и считает необходимым его удовлетворить, поскольку, бездействия Администрации Салаирского МО являются незаконными и ставят под угрозу жизнь или здоровье неопределенного круга лиц, проживающих или временно находящихся на территории МО.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Федеральным Законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, ст.ст.3, 12, 45, 55, 56, 67, 71, 194-199, 254-258 ГПК РФ, Правилами противопожарной безопасности (ППБ), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) – удовлетворить.

      Признать незаконными бездействия администрации Салаирского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, выразившиеся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенного пункта поселения.

     Обязать администрацию Салаирского муниципального образования Тюменского района Тюменской области заполнить водой искусственный пожарный водоём объемом 150 м3 в с. Салаирка по ул. Новая; выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему (р.Тура) в с.Салаирка по улице Нагорная; обеспечить одной прицепной пожарной мотопомпой, для целей пожаротушения, населённый пункт с. Салаирка, с количеством усадеб свыше 1000.

    Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд Тюменской области путем подачи жалобы в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение     составлено 12 августа 2011 года.

Федеральный судья Шаерман Ю.В. _____________________