Администрация Чикчинского МО 2-1206/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тюмень,                                              11 августа 2011 года

                                                               № 2-1206/2011

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Шаерман Ю.В.

при секретаре Коновальчук Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) о признании незаконными бездействий Администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, выразившихся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения,

       УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюменского района Тюменской области обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с заявлением о признании незаконными бездействий Администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области по несоблюдению требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, просил обязать Администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области: выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года: к естественному водоему в с.Чикча по ул. Максима Горького (озеро Чикчинское); к естественному водоему (озеро Якушинское) в д. Якуши, по трассе Чикча-Якуши; к естественному водоему (озеро Есаулово) в д. Есаулово по ул. Кирова; к естественному водоему (озеро Петровское) в д. Пышма по ул. Лесная; выполнить противопожарное расстояние не менее 15 метров от границы застройки сельского поселения (д. Пышма) по всей протяженности ул. Лесной (1,5 км.) до лесного массива. Свои требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки во исполнение Указания Генерального прокурора РФ в Чикчинское МО выявлены нарушения Федерального Закона «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, что выразилось в следующем: не выполнен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года: к естественному водоему в с.Чикча по ул. Максима Горького (озеро Чикчинское); к естественному водоему (озеро Якушинское) в д. Якуши, по трассе Чикча-Якуши; к естественному водоему (озеро Есаулово) в д. Есаулова ул. Кирова; к естественному водоему (озеро Петровское) в д. Пышма по ул. Лесная (ППБ 01-03 п.94); не выполнено противопожарное расстояние не менее 15 метров от границы застройки сельского поселения (д. Пышма) по всей протяженности ул. Лесной (1,5 км.) до лесного массива (ППБ 01-03; ст. 69 ФЗ № 123-ФЗ). Согласно п.9 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения». В силу ст.19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Пунктом 94 ППБ предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м.) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Согласно ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Вышеуказанные нарушения закона были также отражены в Предписании ОГПН по Тюменскому району № 52/1/43 от 25.02.2011 устранению нарушений требований пожарной безопасности. Однако, в результате прокурорской проверки выявлено, что Администрацией Чикчинского МО не принято надлежащих мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Несмотря на то, что срок устранения выявленных нарушений, указанный в Предписании не истек, это не может служить основанием для не принятия мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, поскольку пожар может возникнуть в любой момент, что поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан (неопределенного круга лиц). Указанные факты свидетельствуют о длительном непринятии со стороны Администрации Чикчинского МО каких-либо мер, направленных на устранение нарушений противопожарной безопасности. Согласно представленной Администрацией Чикчинского МО информации, объемы запланированного бюджетного финансирования на 2011 год на реализацию полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов и участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций составляют 26.000 рублей, освоения указанного бюджетного финансирования по состоянию на 15.06.2011 не осуществлялось, что свидетельствует о незаконности бездействий Администрации в освоении целевых денежных средств. Бездействия Администрации нарушают законодательство о местном самоуправлении, а также права и свободы граждан, проживающих либо временно пребывающих на территории муниципального образования, на охрану жизни и здоровья. Отсутствие денежных средств на финансирование противопожарных мероприятий не освобождает Администрацию Чикчинского МО от выполнения возложенной на неё федеральным законом обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Помощник прокурора Сафиканова И.Л. в судебном заседании заявление Прокурора Тюменского района полностью поддержала по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица – Межрайонного отдела надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области Коваленко Д.П., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27), в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки (л.д.26), об уважительных причинах неявки суд не известил.

Судом, на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ, вынесено определение о рассмотрении заявления Прокурора в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Представитель органа местного самоуправления - Администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области – Аминов Р.Р., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30) в судебном заседании просил вынести решение на усмотрение суда, указав при этом, что Предписание администрация частично исполнила, поэтому он возражает против заявления Прокурора в части того, что администрация бездействовала. Согласился с тем, что все действия, которые Прокурор просит суд обязать их выполнить, относятся к компетенции администрации Чикчинского МО.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления Прокурора Тюменского района Тюменской области, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.9 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения».

Согласно Уставу муниципального образования (л.д.21-25), в состав территории Чикчинского МО входят следующие населенные пункты: с.Чикча, д. Есаулова, д. Криводанова, д. Якуши, д. Пышма.

В соответствии со ст.19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе: оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В ходе проведенной проверки, осуществленной Межрайонным отделом надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области установлено, что не выполнен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года: к естественному водоему в с.Чикча, по ул. Максима Горького (озеро Чикчинское); к естественному водоему (озеро Якушинское) в д. Якуши, по трассе Чикча-Якуши; к естественному водоему (озеро Есаулово) в д. Есаулова по ул. Кирова; к естественному водоему (озеро Петровское) в д. Пышма по ул. Лесная (ППБ 01-03 п.94); не выполнено противопожарное расстояние не менее 15 метров от границы застройки сельского поселения (д. Пышма) по всей протяженности ул. Лесной (1,5 км.) до лесного массива (ППБ 01-03; ст. 69 ФЗ № 123-ФЗ), что подтверждается Информацией ст. инспектора межрайонного ОНД № 9 Коваленко Д.П. от 27.07.2011 (л.д.9-10)

В силу п.94 Правил противопожарной безопасности (ППБ), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Указанные Правила, согласно п.1, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В ходе проведенной проверки уполномоченным органом было выявлено нарушение органом местного самоуправления пункты 94 ППБ.

Отсутствие выполненного противопожарного расстояния не менее 15 метров от от границы застройки сельского поселения (д. Пышма) по всей протяженности ул. Лесной (1,5 км.) до лесного массива признается судом нарушением п.15 ст.69 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, в соответствии с которым, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.

Представитель администрации Чикчинского МО в судебном заседании пояснил, что вопрос по организации противопожарного расстояния в скором времени будет решен, средства для этого имеются.

О необходимости устранения допущенных Администрацией Чикчинского МО нарушений было указано в Предписании Отдела Государственного пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Тюменскому району Тюменской области от 25.02.2011 за № 52/1/43 (л.д.13-20), однако, Администрация Чикчинского МО Предписание не исполнила и не представила доказательств, свидетельствующих о принятии мер к устранению выявленных нарушений.

Соответственно, суд приходит к выводу об обоснованности заявления Прокурора, поскольку, бездействия Администрации Чикчинского МО являются незаконными и ставят под угрозу жизнь или здоровье неопределенного круга лиц, проживающих или временно находящихся на территории МО.

Согласно ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Поэтому, в целях обеспечения конституционных прав человека и гражданина РФ, суд считает необходимым заявление Прокурора удовлетворить.

Отсутствия достаточного финансирования по мнению суда не является основанием, освобождающим орган местного самоуправления от обязанностей, возложенных на него федеральными законами, поскольку, согласно Информации от 15.06.2011 за исх. № 453 (л.д.12), администрация Чикчинского МО не использовала даже те денежные средства, которые специально были выделены для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, что свидетельствует о неоправданности бездействий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.2 Конституции РФ, Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Федеральным Законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, ст.ст.3, 12, 45, 55, 56, 67, 71, 194-199, 254-258 ГПК РФ, Правилами противопожарной безопасности (ППБ), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, суд

       Р Е Ш И Л:

Заявление Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах неопределенного круга лиц) – удовлетворить.

      Признать незаконными бездействия администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, выразившиеся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенного пункта поселения.

     Обязать администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года: к естественному водоему в с.Чикча, по ул. Максима Горького (озеро Чикчинское); к естественному водоему (озеро Якушинское) в д. Якуши, по трассе Чикча-Якуши; к естественному водоему (озеро Есаулово) в д. Есаулово по ул. Кирова; к естественному водоему (озеро Петровское) в д. Пышма по ул. Лесная; выполнить противопожарное расстояние не менее 15 метров от границы застройки сельского поселения (д. Пышма) по всей протяженности ул. Лесной (1,5 км.) до лесного массива.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд Тюменской области путем подачи жалобы в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16 августа 2011 года.

Федеральный судья Шаерман Ю.В. _____________________