2-889/2011 Матвеев Николай Иванович



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2011 г.                                                                                 г. Тюмень

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

Председательствующего судьи                                          И.В. Плосковой

При секретаре                                                                       А.С. Котеговой

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-889/2011 по иску Матвеева ФИО13 к администрации Борковского муниципального образования о признании права собственности на жилой дом,

                    У С Т А Н О В И Л:

    Матвеев Н.И. обратился в суд с иском к администрации Борковского муниципального образования о признании права собственности на одноэтажный жилой дом общей площадью 25,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Свое исковое требование мотивирует тем, что в 2003 году ФИО3 продал истцу вышеуказанный жилой дом, при этом договор купли-продажи не составлялся, поскольку у ФИО3 не было свидетельства о праве собственности. Однако были составлены расписки, свидетельствующие о передаче денежных средств за спорный жилой дом, которые по своей сути явились предварительным договором купли-продажи дома. Данный жилой дом достался по завещанию после смерти ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ, а в 2008 году было вынесено решение Тюменского районного суда Тюменской области об установлении факта принятия наследства ФИО3 после смерти тети ФИО5 Со ФИО3 были оговорены условия приобретения дома, согласно которым, он выдавал истцу доверенность со всеми правами, которые были необходимы для принятия наследства и получения документов о собственности на жилой дом, были переданы ФИО3 денежные средства в размере 50 000 рублей, а истец занимался сбором всех документов. После получения всех документов они должны были пойти в регистрационную палату <адрес> оформить посредством договора купли-продажи данный дом в собственность истца. Свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом на имя ФИО3 было получено ДД.ММ.ГГГГ, но сделку сразу не зарегистрировали. Позже узнал, что ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, так и не заключив основной договор купли продажи жилого дома. С 2003 года с разрешения и после передачи денежных средств ФИО3 истец вселился в купленный жилой дом и занялся оформлением документов. Также следил за хозяйством, в случае необходимости ремонтировал дом, оплачивал коммунальные услуги, прибирал придомовую территорию. В настоящее время, поскольку сделку до смерти ФИО3 оформить не успели, а у ФИО3 нет наследников, имущество в виде жилого дома должно перейти в порядке наследования по закону в собственность Борковского МО. Поскольку ФИО3 умер, то понудить его заключить договор купли-продажи невозможно, считает возможным выйти с иском о признании права собственности, так как все существенные условия сделки были исполнены в полном объеме.

Истец Матвеев Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что ФИО3 продавал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Он узнал об этом и приехал с Упоровского района, договорился с ним о том, что покупает у него данный жилой дом. ФИО3 пояснил, что жилой дом достался ему от тети ФИО5 по завещанию, но он еще не успел оформить соответствующие документы. Насколько ему известно, ФИО4 не проживал в спорном жилом доме, поскольку жил со своей семьей в другом жилом доме. Решением Тюменского районного суда <адрес> установлен факт принятия наследства ФИО3 после смерти ФИО5 Договор купли-продажи жилого дома не успели оформить, поскольку ФИО3 скоропостижно скончался в 2011 году. А до этого не мог оформить, в связи с отсутствием денежных средств. В 2003 году ФИО3 передал ключи от данной квартиры, а он передал денежные средства в размере 50 000 рублей. С того времени, постоянно проживает в доме, за это время построил баню на земельном участке. С 2003 года никто из родственников ФИО3 не появлялся, споров с администрацией нет. При доме имеется земельный участок площадью 800 кв.м. У умершего ФИО3 детей не было, а из родственников – только умершие тетя ФИО5 и мать ФИО6 Расписку ФИО3 писал в присутствии специалиста администрации, она была зарегистрирована в книге учета.

Представитель истца Моторин В.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования Матвеева Н.И. поддержал в полном объеме, суду пояснил, что из первой расписки следует, что две договаривающиеся стороны пришли к тому, что продают дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> за 50 000 рублей. Данная сумма была передана в полном объеме. Передача собственности произошла, но данное обстоятельство не было закреплено формально.

Представитель администрации Борковского муниципального образования в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть исковое заявление в отсутствие их представителя, возражений по иску не имеют (л.д. 111).

Заслушав истца, представителя истца, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что ФИО8 являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который завещала ФИО3, что подтверждается справками администрации Борковского МО от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25, 27).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти I-ФР (л.д. 14).

Решением Тюменского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт принятия наследства ФИО3 после смерти его тети ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 18-19).

ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на имя ФИО3 после смерти ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Наследство состоит из жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> (л.д. 12). На основании данного свидетельства о праве на наследство по завещанию ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3 выдано свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер, что подтверждается свидетельством о смерти I-ФР (л.д. 13).

Согласно справке нотариуса нотариального округа Тюменского района Лютиковой Е.В. наследственное дело после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 не заводилось, свидетельство о праве на наследство не выдавалось (л.д. 110).

Судом также установлено, что в 2003 году между ФИО3 и Матвеевым Н.И заключена сделка купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Договор купли-продажи жилого дома был оформлен расписками ФИО3 о получении денежных средств за продажу жилого дома (л.д.118-119), однако юридически сделка не была зарегистрирована, поскольку ФИО3, как наследник после умершей тети ФИО5 на момент заключения сделки в 2003 году право собственности на жилой дом не оформил. После заключения сделки имущество ФИО3 было передано истцу. Матвеев Н.И. заселился со своей семьей в указанный жилой дом. На имя Матвеева Н.И. была выдана доверенность ФИО3 для оформления наследственных прав. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, представителя истца, показаниями свидетелей, копией доверенности на имя истца (л.д.17).

В силу ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Данная позиция закреплена и п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

В связи с чем, суд считает, что у ФИО3 возникло право собственности на недвижимое имущество- жилой дом со дня открытия наследства. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ФИО3 имел право распорядиться наследственным имуществом после умершей ФИО5

Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснила, что знает Матвеева Н.И. как жителя села Борки. С 1982 по 2006 года она работала в администрации Борковского МО. Знала мать и тетю ФИО3. ФИО5 проживала в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Данный жилой дом достался ФИО5 по наследству. ФИО3 вступал в права наследования на дом по завещанию после смерти своей тети ФИО5 В 2003 году все полномочия по оформлению доверенностей, освидетельствованию о подлинности подписей были возложены на нее. В 2006 году к ней приходили ФИО3 и Матвеев Н.И., она сообщила им, что договор купли-продажи жилого дома оформить не может, а может только удостоверить подпись. Они показали ей первую расписку, где была заверена верность подписи бывшим сотрудником администрации. Была составлена вторая расписка, и в ее присутствии состоялась передача денежных средств около 20 000 рублей от Матвеева Н.И. ФИО3 С 2003 года Матвеев вместе со своей семьей проживает в данном жилом доме.

Свидетель Матвеева Н.Н., которая приходится супругой истцу, в судебном заседании пояснила, что они семьей проживали в <адрес>, затем купили за 50 000 рублей жилой дом у ФИО3 Он являлся наследником ФИО5, которая завещала ему жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Первая сумма 25 000 рублей была передана ФИО3 в присутствии сотрудника администрации Борковского МО. Вторая сумма 25 000 рублей была передана также в присутствии сотрудника администрации ФИО10 ФИО3 оформил доверенность на Матвеева Н.И., чтобы последний оформил за него документы о праве на наследство. С 2003 года они семьей постоянно проживают в данном жилом доме. Споров по дому с соседями, администрацией Борковского МО нет.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

Согласно ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

В соответствии со ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

Согласно ст. 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.

В силу ст. 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.

Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.

Оценив представленные суду документы, суд приходит к выводу, что между ФИО3 и Матвеевым Н.И. была заключена сделка купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, которая сторонами в полном объеме исполнена, что подтверждается показаниями истца, свидетелей, расписками ФИО3 о получении денежных средств за жилой дом. Кроме того, истец с 2003 года постоянно проживает в жилом доме, что также указывает на фактическое исполнение сделки купли-продажи жилого дома.

Суд считает надлежащим ответчиком по делу Администрацию Борковского муниципального образования, поскольку в силу ст.1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет право наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным и переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования.

Согласно справки нотариуса, наследственное дело после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 не заводилось.

Сведений о том, что имеются какие- либо наследники после смерти ФИО3, у суда не имеется, в связи с чем жилой дом подлежал передаче в органы муниципального образования как выморочное имущество, в случае, если бы Матвеев Н.И. не заявил на данное имущество своих прав.

Принимая во внимание, что воля сторон была направлена на заключение сделки купли- продажи, что подтверждается всеми их действиями, обязательства сторонами по сделке исполнены. Истец передал денежные средства а ФИО3 передал имущество, на отчуждение которого у него как у собственника имущества имелось право, споров по данному имуществу ни с кем не имеется. С 2003 года, с момента проживания Матвеева Н.И. с семьей в жилом доме, никто никаких прав на данное имущество не заявлял, юридически оформить сделку и зарегистрировать переход права стороны не смогли в связи со смертью ФИО3, воля которого была направлена на отчуждение имущества, суд считает, что иск Матвеева Н.И. о признании за ним права собственности на жилой дом на основании сделки купли- продажи, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 12, 218, 223, 224, 549, 550, 554-556, 1152, 1153 ГК РФ, ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Матвеева ФИО14 - удовлетворить.

Признать право собственности на одноэтажный жилой дом общей площадью 25 кв.м., в том числе жилой 14,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, за Матвеевым ФИО15.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тюменский районный суд.

Судья                                                                    И.В.Плоскова