Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2011 года г. Тюмень
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи И.В. Плосковой
с участием прокурора И.Л. Сафикановой
при секретаре А.С. Котеговой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1154/2011 по иску Прокурора Тюменского района Тюменской области к администрации Онохинского муниципального образования Тюменского района об обязании ликвидировать несанкционированную свалку размещения отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском об обязании администрации Онохинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области ликвидировать несанкционированную свалку размещения отходов производства и потребления, расположенную в 600-700 метров к югу от главного въезда в д. Головина Онохинского муниципального образования. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Тюменского района по поручению первого заместителя прокурора Тюменской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Онохинского муниципального образования, а именно: обследованием территории Онохинского МО выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, расположенная в 600-700 метров к югу от главного въезда в д. Головина Онохинского муниципального образования.
Прокурор, ссылаясь на ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», ст. 13 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», просит удовлетворить его требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц.
Помощник прокурора Сафиканова И.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – администрации Онохинского муниципального образования Бизничук Н.А., действующая на основании доверенности от 10.05.2011 в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что несанкционированная свалка в настоящее время не ликвидирована, поскольку у администрации отсутствуют денежные средства. Обращались в организацию, которая занимается вывозом твердо-бытовых отходов из д. Головина, последние подготовили смету, где стоимость работ по ликвидации свалки указана 80 000 рублей. Просим предоставить срок до трех месяцев для ликвидации свалки, в связи с отсутствием денежных средств.
Заслушав помощника прокурора, представителя администрации Онохинского муниципального образования, изучив представленные доказательства, суд пришел к убеждению, что исковое заявление прокурора Тюменского района Тюменской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Прокуратурой Тюменского района, по поручению первого заместителя прокурора Тюменской области, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Онохинского муниципального образования. Так, обследованием территории выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, примыкающая к автодороге, ведущей в д. Головина Тюменского района, что подтверждается актом выездной проверки от 15.07.2011, фототаблицами (л.д.6-12).
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвоживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Устава Онохинского муниципального образования органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют полномочия по вопросам местного значения, указанным в ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за исключением полномочий, осуществление которых передано по соглашению органами местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В силу названных норм закона, суд находит обоснованными доводы Прокурора о том, что именно администрация Онохинского муниципального образования должна осуществлять меры по устранению несанкционированной свалки.
Выявленные в ходе проверки нарушения, создающие угрозу нарушения прав граждан, суд признает как неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Онохинского муниципального образования. Данное бездействие администрации Онохинского муниципального образования в решении вопросов местного значения в части ликвидации несанкционированной свалки должны быть устранены, в связи с чем, требования Прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, оспорить в суде действие (бездействие) органа местного самоуправления в случае нарушения закона.
Руководствуясь ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 12 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Прокурора Тюменского района удовлетворить.
Обязать администрацию Онохинского муниципального образования Тюменского района в срок не более трех месяцев ликвидировать несанкционированную свалку размещения отходов производства и потребления, расположенную в 600-700 метров к югу от главного въезда в д. Головина Онохинского муниципального образования.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Тюменский районный суд.
Судья (подпись) И.В. Плоскова