Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 10 августа 2011 года
дело № 2-1203/2011
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Е.А. Пленкиной,
с участием прокурора М.Л. Сафикановой,
при секретаре Ю.В. Кудиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Тюменского района Тюменской области о признании незаконным бездействия администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области по несоблюдению требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, обязании администрации Новотарманского муниципального образования установить указатели нахождения наружного противопожарного водоснабжения в Новотарманском муниципальном образовании, обеспечить наружным противопожарным водоснабжением населенный пункт <адрес>, выполнить площадку (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему в <адрес> по <адрес>. Заявление мотивирует тем, что в ходе проведения проверки в Новотарманском муниципальном образовании установлены указанные нарушения Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на органы местного самоуправления. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения на основании ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вышеуказанные нарушения были также отражены в предписании № 153/1/120 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 19.04.2011, выданном ОГПН по Тюменскому району. Администрацией Новотарманского муниципального образования надлежащих мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности не принято. Указанные факты свидетельствуют о длительном непринятии мер и бездействии администрации Новотарманского муниципального образования по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Бездействие администрации нарушает законодательство о местном самоуправлении, а также права и свободы граждан, проживающих либо временно пребывающих на территории муниципального образования, на охрану жизни и здоровья. Отсутствие денежных средств на финансирование противопожарных мероприятий не освобождает администрацию Новотарманского муниципального образования от выполнения возложенной на нее обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Помощник прокурора Тюменского района Тюменской области Сафиканова М.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Новотарманского муниципального образования Машинова Л.И., действующая на основании доверенности от 10 августа 2011 года, в судебном заседании пояснила, что не отрицает фактов несоблюдения требований пожарной безопасности на территории муниципального образования, однако вина администрации в данном случае отсутствует, поскольку муниципальное образование имеет бюджетное финансирование, все выделяемые денежные средства имеют целевой характер, на указанные в предписании мероприятия, которые являются дорогостоящими, денежные средства не выделены, у администрации они отсутствуют, поэтому не могут быть исполнены.
Представитель заинтересованного лица Межрайонного отдела надзорной деятельности № 9 управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Заслушав прокурора, представителя администрации Новотарманского МО, суд полагает, что заявление Прокурора Тюменского района Тюменской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено.
В ходе проведенной проверки, осуществленной Межрайонным отделом надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области, на территории Новотарманского муниципального образования выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, а именно: не установлены указатели нахождения наружного противопожарного водоснабжения в Новотарманском муниципальном образовании, не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением населенный пункт <адрес>, не выполнена площадка (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему в <адрес> по <адрес> (л.д. 9-10).
В силу ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст.6 Устава Новотарманского муниципального образования органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют свои полномочия по вопросам местного значения, указанным в ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения являются вопросами местного значения поселения.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
П. 94. Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313 (далее по тексту – Правила пожарной безопасности), предусмотрена обязанность при наличии на территории объекта или вблизи его естественных или искусственных водоисточников устройства к ним подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. При этом данным пунктом предусмотрено, что поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации, а в населенных пунктах – на органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 90 Правил пожарной безопасности РФ у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Согласно п.114 Правил пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов должны иметься запасы воды для целей пожаротушения.
Указанные Правила пожарной безопасности, согласно п.1, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее – граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
О необходимости устранения допущенных администрацией Новотарманского муниципального образования нарушений было указано в Предписании Отдела Государственного пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Тюменскому району Тюменской области от 19 апреля 2011 года за № 152/1/120 (л.д.15-17).
Факт наличия выявленных нарушений Правил пожарной безопасности представителем администрации Новотарманского муниципального образования не оспаривался.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявления Прокурора и считает необходимым его удовлетворить, поскольку бездействие администрации Новотарманского муниципального образования является незаконным.
Отсутствие достаточного финансирования не является основанием, освобождающим орган местного самоуправления от обязанностей, возложенных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Руководствуясь ст.ст. 12, 132 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1, 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. ст. 45, 194-199, 254-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Прокурора Тюменского района Тюменской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Обязать администрацию Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области установить указатели нахождения наружного противопожарного водоснабжения в Новотарманском муниципальном образовании, обеспечить наружным противопожарным водоснабжением населенный пункт <адрес>, выполнить площадку (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему в <адрес> по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2011 года
Судья (подпись) Е.А. Пленкина
Копия верна
Судья Е.А. Пленкина