Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 18 августа 2011 года
дело № 2-1270/2011
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Е.А. Пленкиной,
с участием прокурора М.Л. Сафикановой,
при секретаре Ю.В. Кудиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Тюменского района Тюменской области о признании незаконным бездействия администрации Онохинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Онохинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области по несоблюдению требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, обязании администрации Онохинского муниципального образования выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему в <адрес>, в конце <адрес> (к реке <адрес>); произвести ремонт пожарного водоема в <адрес> (на территории школы); заполнить водой пожарный водоем в <адрес> (на территории школы); установить у гидранта <адрес>, а также по направлению движения к нему соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); произвести ремонт пожарного гидранта в <адрес>; произвести ремонт пожарного гидранта в <адрес>; обеспечить 1 прицепной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения населенный пункт <адрес>; обеспечить переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения населенный пункт <адрес>. Заявление мотивирует тем, что в ходе проведения проверки в Онохинском муниципальном образовании установлены указанные нарушения Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, относится к вопросам местного значения поселения на основании ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Правила пожарной безопасности в РФ устанавливают необходимость наличия в сельских населенных пунктах с количеством участков не более 300 для целей пожаротушения переносной пожарной мотопомпы, а с количеством свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на органы местного самоуправления. Вышеуказанные нарушения были также отражены в предписании № 5/1/2 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 14.01.2011, выданном ОГПН по Тюменскому району. Администрацией Онохинского муниципального образования надлежащих мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности не принято. Указанные факты свидетельствуют о длительном непринятии мер и бездействии администрации Онохинского муниципального образования по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Бездействие администрации нарушает законодательство о местном самоуправлении, а также права и свободы граждан, проживающих либо временно пребывающих на территории муниципального образования, на охрану жизни и здоровья. Отсутствие денежных средств на финансирование противопожарных мероприятий не освобождает администрацию Онохинского муниципального образования от выполнения возложенной на нее обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Кроме того, выделенные в 2011 году средства на реализацию полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности администрацией Онохинского муниципального образования не освоены.
Помощник прокурора Тюменского района Тюменской области Сафиканова М.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Онохинского муниципального образования Бизничук Н.А., действующая на основании доверенности от 10 мая 2010 года, в судебном заседании пояснила, что с требованиями Прокурора согласна, не оспаривает изложенные в заявлении факты наличия выявленных нарушений Правил пожарной безопасности, суду пояснила, что в настоящее время принимаются меры для устранения указанных в ходе проверки нарушений. Однако на устранение всех выявленных в ходе проверки нарушений у администрации не имеется достаточного финансирования, предусмотренных в бюджете средств недостаточно, меры администрацией будут приняты, направлено письмо в администрацию Тюменского муниципального района, предусмотренные на первичные меры пожарной безопасности денежные средства в ближайшее время будут освоены, но данных средств недостаточно, для выполнения указанных в предписании мероприятий требуются значительные затраты.
Представитель заинтересованного лица Межрайонного отдела надзорной деятельности № 9 управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, каких-либо заявлений в суд не представил.
Заслушав прокурора, представителя администрации Онохинского муниципального образования, суд полагает, что заявление Прокурора Тюменского района Тюменской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено.
В ходе проведенной проверки, осуществленной Межрайонным отделом надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по <адрес>, на территории Онохинского муниципального образования выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, а именно: не выполнен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему в д.Головино, в конце <адрес> (к реке Пышма); не произведен ремонт пожарного водоема в <адрес> (на территории школы); не заполнен водой пожарный водоем в <адрес> (на территории школы); не установлен у гидранта <адрес>, а также по направлению движения к нему соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); не произведен ремонт пожарного гидранта в <адрес> (смещена плита); не произведен ремонт пожарного гидранта в <адрес>; не обеспечен 1 прицепной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения населенный пункт с количеством усадеб свыше 1000 (<адрес>); не обеспечен переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения населенный пункт с количеством усадеб до 300 (д.Головино). (л.д.10-11).
В силу ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст.6 Устава Онохинского муниципального образования органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют свои полномочия по вопросам местного значения, указанным в ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения являются вопросами местного значения поселения.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
П. 94. Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313, предусмотрена обязанность при наличии на территории объекта или вблизи его естественных или искусственных водоисточников устройства к ним подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. При этом, данным пунктом предусмотрено, что поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации, а в населенных пунктах – на органы местного самоуправления.
Согласно п. 89 Правил пожарной безопасности РФ сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
В соответствии с п. 90 Правил пожарной безопасности РФ у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Согласно п.31 Правил пожарной безопасности в РФ сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 – прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в РФ, указанные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее – граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
О необходимости устранения допущенных администрацией Онохинского муниципального образования нарушений было указано в Предписании Отдела Государственного пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Тюменскому району Тюменской области от 14 января 2011 года за № 5/1/2 (л.д.15-24).
Факт наличия выявленных нарушений Правил пожарной безопасности представителем администрации Онохинского муниципального образования не оспаривался.
Указанные представителем администрации меры по освоению денежных средств на первичные меры пожарной безопасности, а также направлению письма с заявкой о предоставлении финансирования были приняты после выявление проверкой нарушений Правил пожарной безопасности. До настоящего времени нарушения не устранены.
Отсутствие достаточного финансирования не является основанием, освобождающим орган местного самоуправления от обязанностей, возложенных федеральными законами. Кроме того, согласно представленной администрацией информации денежные средства, которые были выделены на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, не были освоены (л.д.14).
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявления Прокурора о признании бездействия администрации Онохинского муниципального образования незаконным и считает необходимым его удовлетворить.
Согласно ч.3 ст.258 ГПК РФ об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд и заинтересованным лицам не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 12, 132 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1, 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. ст. 45, 194-199, 254-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Прокурора Тюменского района Тюменской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Онохинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Обязать администрацию Онохинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоему в <адрес>, в конце <адрес> (к реке <адрес>); произвести ремонт пожарного водоема в <адрес> (на территории школы); заполнить водой пожарный водоем в <адрес> (на территории школы); установить у гидранта <адрес>, а также по направлению движения к нему соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); произвести ремонт пожарного гидранта в <адрес>; произвести ремонт пожарного гидранта в <адрес>; обеспечить 1 прицепной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения населенный пункт <адрес>; обеспечить переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения населенный пункт <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2011 года
Судья Е.А. Пленкинаэ