Рюпин Святослав Александрович 2-1019/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                                                                                   24 августа 2011 года

                                                                                      дело № 2-1019/2011

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Е.А. Пленкиной,

с участием прокурора М.Н. Захарова,

при секретаре Ю.В. Кудиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рюпина ФИО18, Краснова ФИО19, Красновой Надежды ФИО20, Ишмаевой ФИО21, Захарова ФИО22, Андреева ФИО23, Гринько ФИО24 о признании недействующим решения Думы Каменского муниципального образования от 27 февраля 2009 года № 13 «Об утверждении Генерального плана Каменского муниципального образования»,

УСТАНОВИЛ:

Рюпин С.А., Краснов В.П., Краснова Н.А., Ишмаева Л.В., Захаров К.М., Андреев В.И., Гринько А.В. обратились в суд с заявлением о признании недействующим со дня издания решения Думы Каменского муниципального образования от 27 февраля 2009 года № 13 «Об утверждении Генерального плана Каменского муниципального образования». Требования мотивируют тем, что при принятии указанного решения и утверждения генерального плана были нарушены требования ч.11 ст.24, ч.3 ст.24 Градостроительного кодекса РФ. Публичные слушания по рассмотрению проекта генерального плана в нарушение указанных норм закона были назначены и проведены 24 декабря 2008 года не в с.Каменка, а в г.Тюмени, чем нарушены права граждан на участие в публичных слушаниях. Не были учтены замечания, указанные в протоколах публичных слушаний. 06 февраля 2009 года Думой Каменского муниципального образования было принято решение об отклонении проекта генерального плана, тем самым признаны нарушения при проведении публичных слушаний. Несмотря на это, решением Думы Каменского муниципального образования от 27 февраля 2009 года генеральный план был утвержден на основании публичных слушаний от 24 декабря 2008 года. Заявители, являясь жителями Каменского муниципального образования, полагают, что нарушены их права на благоприятную окружающую среду, поскольку в нарушение ст.ст. 28, 29 Градостроительного кодекса РФ генеральный план не прошел государственную экспертизу градостроительной и проектной документации и государственную экологическую экспертизу.

Заявитель Андреев В.И. в судебном заседании заявление поддержал, полагал, что принятое Думой решение об утверждении генерального плана не соответствует требованиям закона, принято по результатам публичных слушаний, которые проведены в <адрес>, а не в <адрес>. Генеральный план предусматривает включение в черту поселения земель, занятых лесами, что приведет к их уничтожению, что нарушает права жителей <адрес>. Пояснил, что на публичных слушаниях, проводимых 24 декабря 2008 года, он присутствовал, но в связи с их проведением не на территории <адрес> не была обеспечена возможность участия всем жителям Каменского муниципального образования. Территория, занятая лесными насаждениями, включена в зону застройки, против чего он возражает, считая нарушенными свои права.

Заявитель Краснов В.П. в судебном заседании заявление поддержал, полагал, что проведение публичных слушаний в нарушение требований закона не на территории Каменского муниципального образования, по заключению которых был утвержден генеральный план, влечет признание решения Думы об утверждении генерального плана недействительным. На публичных слушаниях 24 декабря 2008 года он участвовал, но его замечания по проекту генерального плана не были учтены. Категорически против включения в черту поселения земель, занятых лесами, что приведет к изменению категории земель и уничтожению лесов под застройку. Уничтожение лесов приведет к неблагоприятным экологическим последствиям для поселения и его жителей. Жители <адрес> против вырубки леса под застройку.

Заявитель Гринько А.В., действующая также в качестве представителя заявителей Рюпина С.А., Краснова В.П., Красновой Н.А., Ишмаевой Л.В., Захарова К.М., Андреева В.И. на основании доверенностей, в судебном заседании заявление поддержала, полагала, что решение об утверждении генерального плана Каменского муниципального образования противоречит градостроительному законодательству – ст.ст. 24, 28 Градостроительного кодекса РФ. Публичные слушания должны были проводиться на территории Каменского муниципального образования, вследствие проведения их в <адрес> утвержденный по результатам данных слушаний генеральный план не может быть законным. Генеральный план не прошел государственную экологическую экспертизу. Принятый генеральный план предусматривает передачу земель, на которых расположены леса, под застройку, с чем не согласно большинство жителей <адрес>.

Заявители Рюпин С.А., Краснова Н.А., Ишмаева Л.В., Захаров К.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, каких-либо ходатайств в суд не представили.

Представитель Думы Каменского муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка.

Представитель заинтересованного лица администрации Каменского муниципального образования Балахнина С.В., действующая на основании доверенности от 08 июля 2011 года (л.д.75), в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, представила письменные объяснения по делу, указав следующее. Полагала, что обязательное место проведения публичных слушаний в населенных пунктах, входящих в состав Каменского муниципального образования, не предусмотрено действующим законодательством, и не представлялось возможным в связи с отсутствием помещений для проведения массовых мероприятий. Администрации Тюменского муниципального района, занимавшейся организацией публичных слушаний на основании соглашения о передаче органами местного самоуправления Каменского муниципального образования части полномочий, было обеспечена возможность участия в публичных слушаниях, проводимых в <адрес>, всех желающих жителей. Полагала, что генеральный план был принят в соответствии с требованиями закона, не нарушает права и законные интересы заявителей, так как он утвержден компетентным органом, подготовлен с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. Проект генерального плана был в установленном ст.24 Градостроительного кодекса РФ порядке согласован с федеральным органом исполнительной власти. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и не имеют обязательной силы. Заявители Рюпин С.А. и Краснова Н.А. являлись депутатами Думы и голосовали за утверждение генерального плана. Заявитель Краснов В.П., оспаривая генеральный план по мотиву вероятного уничтожения лесов, фактически преследует личную цель включения в черту поселения принадлежащих ему земель, что является злоупотреблением права. Права заявителей очевидно ничем не затрагиваются. Заявление подано в исковом порядке, в котором заявление об оспаривании нормативно-правовых актов не может быть рассмотрено. Проведение государственной экологической экспертизы генерального плана не предусмотрено градостроительным законодательством. Просила в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица администрации Каменского муниципального образования Потапова Т.В., действующая на основании доверенности от 08 июля 2010 года (л.д.76), в судебном заседании с заявлением не согласилась, просила в удовлетворении заявления отказать. Полагала, что все требования законодательства при утверждении генерального плана были соблюдены. Проекты генерального плана в нескольких вариантах были вывешены в доступных для обозрения жителями местах. В соответствии с требованиями градостроительного законодательства проведены публичные слушания по проекту в июле и в декабре 2008 года, замечания частично были учтены, включены в утвержденный генеральный план. Обязанность при утверждении генерального плана учитывать все замечания, высказанные жителями на публичных слушаниях, не установлена законом. Генеральный план принимается на длительное время, в целях определения перспективы развития поселения. Полагать, что имеющиеся леса будут уничтожены, оснований в настоящее время не имеется.

Представитель заинтересованного лица администрации Тюменского муниципального района Уляшева Т.В., действующая на основании доверенности от 19 мая 2011 года (л.д.80), в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила в заявлении отказать. Суду пояснила, что администрации Тюменского муниципального района администрацией Каменского муниципального образования была передана часть полномочий на основании соглашения, руководствуясь которым организацией и проведением публичных слушаний 24 декабря 2008 года занималась администрация Тюменского муниципального района. Жители Каменского муниципального образования были надлежащим образом уведомлены о времени и месте публичных слушаний, обеспечены транспортом для доставки из <адрес> в <адрес>. Императивное указание, что слушания должны проводиться именно на территории муниципального образования, в законе и в Положении о проведении публичных слушаний отсутствует. Кроме того, замечания, высказанные на публичных слушаниях, не являются обязательными для принятия генерального плана, носят рекомендательный характер. Генеральный план утверждается с учетом заключения публичных слушаний, а не на их основании. Все необходимые согласования проект генерального плана прошел, в установленном порядке был направлен в федеральный орган исполнительной власти. Проведение государственной экологической экспертизы проекта генерального плана нормами Градостроительного кодекса РФ не предусмотрено. Утверждение заявителей о том, что в черту поселения включены земли лесного фонда, что приведет к их уничтожению, в обоснование требований несостоятельно. Департамент лесного комплекса Тюменской области привлечен к участию в деле, каких-либо возражений по вопросу включения в черту поселения земель, находящихся в их ведении, не высказал. Проект генерального плана был согласован, в том числе с органами, в ведении которых находится лесной фонд. Даже при условии включения государственных земель, в число которых входит земли лесного фонда, в черту поселения, право собственности в силу ст.84 Земельного кодекса РФ у правообладателей не прекращается. Заявители не уполномочены выступать в интересах государственных органов, в ведении которых находятся земли лесного фонда.

Представитель заинтересованного лица Департамента лесного комплекса Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, каких-либо ходатайств в суд не представил.

Заслушав объяснения заявителей, представителя заявителей, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено.

Решением Думы Каменского муниципального образования Тюменского района № 13 от 27 февраля 2009 года (с изменениями от 13 мая 2009 года) в соответствии с Уставом Каменского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, Градостроительным кодексом Российской Федерации, руководствуясь заключением публичных слушаний от 24 декабря 2008 года по проекту решения Думы Каменского муниципального образования «Об утверждении Генерального плана Каменского муниципального образования» утвержден Генеральный план Каменского муниципального образования (л.д.156).

Решение Думы Каменского муниципального образования Тюменского района № 13 от 27 февраля 2009 года «Об утверждении Генерального плана Каменского муниципального образования» опубликовано в газете «Красное Знамя» 06 марта 2009 года.

Согласно ч.1 ст.1 Устава Каменского муниципального образования Каменское муниципальное образование является сельским поселением, состоящим из 5-ти населенных пунктов (<адрес>), в границах которого местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно и (или) выборные и иные органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения.

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Согласно ч.11 ст.24 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст.28 Градостроительного кодекса.

Согласно ст.28 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее – публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ст.28 Градостроительного кодекса РФ.

Судом установлено, что на территории Каменского муниципального образования в рассматриваемый период действовало Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в Каменском муниципальном образовании, утвержденное решением № 26 Каменской сельской Думы от 29 марта 2006 года (л.д. 121-128).

Требования ст.28 Градостроительного кодекса РФ, а также указанное Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в Каменском муниципальном образовании императивно не устанавливают место проведения публичных слушаний, а содержат указание на обязательное обеспечение возможности участия в публичных слушаниях жителей муниципального образования.

24 декабря 2008 года в здании администрации Тюменского муниципального района в <адрес> были проведены публичные слушания по проекту генерального плана Каменского муниципального образования (л.д. 138-143).

Согласно протоколу публичных слушаний заявители Краснов В.П., Краснова Н.А., Андреев В.И., Рюпин С.А. в ходе публичных слушаний присутствовали.

Как следует из объяснений заявителей и представителей заинтересованных лиц, данных в судебном заседании, из <адрес> была обеспечена доставка жителей до места проведения публичных слушаний.

По итогам проведения публичных слушаний было составлено заключение, по которому проект генерального плана был одобрен и рекомендован к утверждению.

Кроме того, в соответствии с представленным протоколом публичных слушаний от 01 июля 2008 года, 01 июля 2008 года в <адрес> проводились публичные слушания по проекту Генерального плана Каменского муниципального образования, согласно которому и.о. главой администрации в заключении сказано о принятии к сведению замечаний, предложений и рекомендаций, высказанные в ходе публичных слушаний, при утверждении генерального плана.

Ранее заявители Краснова Н.А., Рюпин С.А. обращались в суд с заявлением о признании недействительными Распоряжения от 20 ноября 2008 года № 148 «О назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта генерального плана Каменского муниципального образования» и публичные слушания по рассмотрению генерального плана Каменского муниципального образования. В принятии заявлении Красновой Н.А., Рюпина С.А. определением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 24 февраля 2009 года отказано (л.д.174-175).

Суд также соглашается с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что обязательность учитывать все замечания, высказанные в ходе проведения публичных слушаний, нормами градостроительного законодательства РФ не установлена.

Согласно пп.7, 9 ст.28 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования либо об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Согласно ч.13 ст.24 Градостроительного кодекса РФ представительный орган местного самоуправления поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

Таким образом, правом учитывать либо не учитывать замечания, высказанные в ходе публичных слушаний, обладают соответствующие уполномоченные органы местного самоуправления.

27 февраля 2009 года Думой Каменского муниципального образования принято оспариваемое решение об утверждении генерального плана муниципального образования в соответствии с требованиями ч.3 ст.24 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с выпиской из протокола заседания Думы Каменского муниципального образования от 27 февраля 2009 года за утверждение генерального плана Каменского муниципального образования проголосовало «за» - 8 человек, «против» - 0 человек, «воздержались» - 1 человек (л.д. 157-160).

Доводы заявителей о необходимости проведения государственной экологической экспертизы суд находит не основанными на законе.

Ст.29 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающая порядок проведения государственной экологической экспертизы документов территориального планирования, на основании Федерального закона от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ в части вопросов территориального планирования» утратила силу.

Ранее действовавшая редакция ст.29 Градостроительного кодекса РФ предусматривала, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, объединения граждан по собственной инициативе могли направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу. Таким образом, обязательности проведения государственной экспертизы нормами в рассматриваемом случае нормами Градостроительного кодекса РФ не предусмотрено.

Ст.25 Градостроительного кодекса РФ содержит указание на обстоятельства, при которых проект генерального плана подлежит согласованию.

В соответствии с ч.7 ст.25 Градостроительного кодекса РФ согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию.

П.8 ст.25 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что в случае непоступления в установленный срок главе поселения заключений на проект генерального плана от указанных в ч.7 ст.25 Градостроительного кодекса РФ органов данный проект считается согласованным с такими органами.

В суд представлены доказательства направления в адрес Министерства регионального развития РФ (исх. № 14/3792 от 06 августа 2008 года) для согласования в соответствии с требованиями ст.25 Градостроительного кодекса РФ и ответом Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу от 04 августа 2008 года, проектов генеральных планов сельских поселений Тюменского муниципального района на электронном носителе (л.д. 176). Каких-либо сведений, опровергающих доводы представителей заинтересованных лиц, об отсутствии поступивших заключений на проект генерального плана Каменского муниципального образования, в суд не представлено.

В соответствии с п.3 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации 3-х месячный срок для согласования проектов документов территориального планирования исчисляется с даты отправления заказчиком указанного проекта на согласование в соответствующие органы до даты получения заказчиком заключений этих органов. В случае неполучения заказчиком в указанный срок заключения согласующего органа проект документа территориального планирования считается согласованным с этим органом.

Таким образом, решение Думы Каменского муниципального образования от 27 февраля 2009 года № 13 «Об утверждении генерального плана Каменского муниципального образования» принято уполномоченным органом и в установленном порядке.

Суд не находит оснований для признания оспариваемого решения Думы Каменского муниципального образования не соответствующим ст.ст. 24, 28 Градостроительного кодекса РФ.

Доводы заявителей о том, что ранее принятыми решениями Думы Каменского муниципального образования от 29 января 2009 года и 06 февраля 2009 года были признаны нарушения при проведении публичных слушаний, не могут быть приняты судом, поскольку согласно протоколу заседания от 27 февраля 2009 года Думы Каменского муниципального образования указанные решения Думы были признаны недействительными.

В соответствии с Уставом Дума Каменского муниципального образования является представительным органом муниципального образования. По вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Тюменской области, Уставом, принимает решения нормативного характера (в том числе устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования).

Принятие Думой Каменского муниципального образования решения об отмене ранее принятого решения Думы не противоречит требованиям законодательства.

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что производство по делу подлежит прекращению, вследствие неверно избранного способа защиты права, суд находит необоснованными, поскольку ст.ст. 220, 134 ГПК РФ предусматривает возможность прекращения производства по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Генеральный план поселения после его утверждения в установленном порядке представительным органом местного самоуправления является правовым актом нормативного характера и устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования.

Фактически заявителями подано заявление об оспаривании нормативно-правового акта – решения Думы Каменского муниципального образования, – рассмотрение которого производится в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с требованиями, установленными главой 24 ГПК РФ. Само по себе обозначение названия заявления, как искового, учитывая его содержание и характер заявленных требований, не может являться препятствием к рассмотрению заявления в установленном процессуальным законодательством порядке.

В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части вправе обратиться гражданин, организация, считающие, что этим актом нарушаются их права и свободы.

В силу ч.1 ст.246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-26 ГПК РФ.

При этом, заявители в судебном заседании указали, что не согласны с принятым Думой решением по тем основаниям, что утвержденный генеральный план предусматривает передачу земель, на которых находятся леса, под застройку территории поселения. Указанные доводы, высказанные участниками публичных слушаний, не были учтены при утверждении генерального плана.

Названные доводы суд не принимает в обоснование несоответствия оспариваемого решения порядку его принятия и противоречия оспариваемого решения требованиям ст.ст.24, 28 Градостроительного кодекса РФ, на которое ссылаются заявители.

На основании изложенного, суд полагает, что оспариваемое решение Думы Каменского муниципального образования соответствует требованиями ст.ст. 24, 28 Градостроительного кодекса РФ.

Присутствующие в судебном заседании заявители пояснили, что их права, как правообладателей земельных участков, утверждением генерального плана не нарушены. Обращение в суд мотивировано их статусом, как граждан, проживающих на территории Каменского муниципального образования, не согласных с уничтожением лесов.

В силу ч.3 ст.84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Органом, в ведении которого находятся земли лесного фонда, на территории Тюменской области, является Департамент лесного комплекса Тюменской области, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Каких-либо действий на поддержание заявленных требований по оспариванию генерального плана по указанным заявителями основаниям указанным заинтересованным лицом не предпринято, заявлений и ходатайств в суд не поступило.

Суд полагает, что у заявителей отсутствуют полномочия по обращению за защитой прав на земельные участки, правообладателями которых они не являются.

В соответствии со ст.1.1. ст.4.1. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» при наличии генеральных планов поселений изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном указанной статьей.

В силу ч.15 ст.28 Градостроительного кодекса РФ правом оспаривать генеральный план в судебном порядке обладают правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются либо могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана.

На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявления о признании решения Думы Каменского муниципального образования от 27 февраля 2009 года № 13 «Об утверждении Генерального плана Каменского муниципального образования» недействующим и в удовлетворении заявленных требований отказывает.

Руководствуясь ст.ст. 23, 24, 25, 28 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 8, 84 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 3, 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Рюпина ФИО25, Краснова ФИО26, Красновой ФИО27, Ишмаевой ФИО28 Захарова ФИО29, Андреева ФИО30, Гринько ФИО31 о признании недействующим решения Думы Каменского муниципального образования от 27 февраля 2009 года № 13 «Об утверждении Генерального плана Каменского муниципального образования» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Тюменский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2011 года

Судья                                                Е.А. Пленкина