Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 27 июня 2011г.
Тюменский районный суд в составе:
Председательствующего судьи И.В.Плосковой
При секретаре А.С.Котеговой
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-445/2011 по иску Прокурора Тюменского района по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Тюменской области к Федеральному казенному учреждению «Тюменская воспитательная колония» Управления по Тюменской области Федеральной службы исполнения наказаний о признании незаконной деятельности по тушению пожаров в связи с отсутствием лицензии
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тюменского района по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Тюменской области обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Тюменская воспитательная колония» Управления по Тюменской области Федеральной службы исполнения наказаний о возложении обязанности в срок до 01.09.2010 года получить лицензию на деятельность по тушению пожаров. Свое исковое требование мотивировал тем, что в ходе проверки, проведенной совместно с Государственной противопожарной службой по Тюменской области выявлено, что ФБУ «Тюменская воспитательная колония» УФСИН России по Тюменской области имеет в структуре подразделение ведомственной пожарной охраны и в нарушение пункта 38 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128 –ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляет деятельность по тушению пожаров без специального разрешения (лицензии).
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 10 марта 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 апреля 2010 года, в удовлетворении требования прокурора отказано.
Определением судьи Тюменского областного суда от 3 сентября 2010 года отказано в передаче представления прокурора в порядке надзора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
24 ноября 2010 года дело по заявлению прокурора Тюменского района по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Тюменской области к Федеральному бюджетному учреждению «Тюменская воспитательная колония» Управления по Тюменской области Федеральной службы исполнения наказаний о возложении обязанности получить лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2011 года передано для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции- Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2011 года решение Тюменского районного суда Тюменской области от 10 марта 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 апреля 2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В ходе досудебной подготовки Прокурор Тюменского района по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Тюменской области изменил исковые требования и просил признать незаконной деятельность ФБУ Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области по тушению пожаров в связи с отсутствием лицензии (т.1, л.д.191-193).
На основании приказа № 265 от 28 апреля 2011 года об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, ФБУ Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области изменило наименование на Федеральное казенное учреждение Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области.
В судебном заседании прокурор Тюменского района иск поддержал по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Гурьев Д.А., действующий на основании доверенности от 27.06.2011 года исковые требования не признал, суду пояснил, что работает в должности начальника пожарной части ФКУ ВК УФСИН России по Тюменской области. В своей деятельности руководствуются ФЗ «О пожарной безопасности № 69-ФЗ и Приказом № 697 «Об утверждении положения о ведомственной пожарной охране», поскольку их деятельность предусмотрена специальным законом президента, то лицензии на пожаротушение не требуется, кроме того, для тушения пожаров за пределы ВК УФСИН никогда не выезжали, тушением пожаров в населенных пунктах не занимались.
Представитель ответчика Журавлева А.В., действующая на основании доверенности от 09.06.2011 года иск не признала по тем основаниям, что пожарная часть за пределы Воспитательной колонии не выезжает и деятельностью по тушению пожаров за пределами воспитательной колонии не занимается, что подтверждается планом выездов пожарных частей по муниципальным образованиям.
Представитель третьего лица УФСИН по Тюменской области Скочина И.И, действующая на сновании доверенности от 28.05.2009 года, считала иск прокурора не подлежащим удовлетворению. Суду пояснила, что пожарная часть за пределы воспитательной колонии для тушения пожаров не выезжает. Лицензия требуется на деятельность по тушению пожаров за пределами уголовно- исполнительной системы. В соответствии с ответом Департамента надзорной деятельности МЧС России, выдающих лицензии, для осуществления деятельности по тушению пожаров на объектах учреждений и органов УИС лицензия не требуется.
Представитель третьего лица инспекции ВПО УФСИН Коваль В.А. в иске прокурора просил отказать по тем основаниям, что основные функции ВПО УИС прописаны в приказе № 697 от 04.08.2005 года, согласно которого в деятельность входит тушение пожаров на объектах учреждений и органов УИС. Штат в воспитательной колонии всего 2 человека водитель и начальник. Когда в 1994 году были массовые беспорядки с поджогами на территории ВК не могли воспользоваться своей противопожарной частью, поскольку водителя не было на месте, начальник был в отпуске, привлекали силы со стороны. Согласно ответа Департамента надзорной деятельности МЧС пожарной части, Воспитательной колонии лицензия на тушение пожара не нужна. Подразделения МЧС тушат пожары в населенных пунктах без всяких лицензий, руководствуясь Федеральным законом «О безопасности» № 69 –ФЗ. Главная задача пожарной части Воспитательной колонии не допустить пожар на территории ВК.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требование прокурора не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с Положением о федеральном государственном учреждении «Тюменская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тюменской области», утвержденным Приказом ФСИН России от 30.03.2005г. №212, воспитательная колония является исправительным учреждением, исполняющим уголовное наказание в виде лишения свободы, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительного учреждения, а также по оказанию реабилитационной помощи осужденным, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации ( п.1.1 Положения) ( л.д.5).
В основные функции Тюменской ВК входит в том числе и осуществление противопожарных и противоэпидемических мероприятий, предусмотренных государственными стандартами и правилами (п.3.24 названного Положения) (л.д.8).
Приказом Федеральной службы исполнения наказания от 04.08.2005г. № 687, согласованным с МЧС России 20.07.2005г., утверждено «Положение о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы» (далее ВПО УИС).
Согласно п. 4 «Положения о ВПО УИС» в ВПО УИС входят : ведомственная противопожарная служба Управления безопасности ФСИН России, отделы ВПО территориальных органов ФСИН России, объединенные пожарные части, пожарные части 1 разряда, пожарные части 2 разряда, отдельные посты, группы пожарной профилактики учреждений, исполняющих уголовное наказание и следственных изоляторов.
В основные задачи ВПО УИС входит организация и осуществление тушения пожаров, спасение людей и имущества при пожарах на объектах учреждений и органов УИС ( п.10 Положения о ВПО ).
Судом установлено, что в Тюменской воспитательной колонии имеется ведомственная пожарная часть 2 разряда с двумя штатными единицами работников и двумя единицами пожарной техники (л.д.43-47). Пожарная часть создана для разработки мер по обеспечению пожарной безопасности, организации и осуществления ведомственного пожарного надзора, профилактики и тушения пожаров на объектах учреждений и органов уголовно- исполнительной системы.
Прокурор в обоснование иска указывает, что ФКУ Тюменская ВК привлекалась к административной ответственности за осуществление деятельности по тушению пожаров без лицензии вопреки Федеральному закону РФ от 08.08.2001 года № 128 –ФЗ, решением мирового судьи судебного участка № 4 Тюменского района Тюменской области. Данное решение 13.05.2009 года Тюменским районным судом Тюменской области оставлено без изменения. Проведенной проверкой 27.01.2010 года установлено, что ответчик не предпринимает никаких мер к получению лицензии.
На момент привлечения ответчика к административной ответственности мировым судьей за деятельность по тушению пожаров без лицензии, действовал Федеральный закон № 128 ФЗ от 08.08.2001 года в редакции от 22.12.2008 года. На момент проведения прокурорской проверки действовал ФЗ № 128 в редакции от 27.12.2009 года. Пунктом 38 ст.17 данного Федерального закона было предусмотрено лицензирование деятельности по тушению пожаров. Федеральным законом № 442 ФЗ от 29.12.2010 года в пункт 38 ст.17 ФЗ № 128 внесены изменения, вступившие в законную силу 01.01.2011 года, в соответствии с которыми требуется получение лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров только "в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры".
В судебном заседании прокурором Тюменского района по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Тюменской области не представлено доказательств того, что пожарная часть Воспитательной колонии осуществляет деятельность по тушению пожаров на объектах, не входящих в уголовно- исполнительную систему а именно: в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Ссылка прокурора в судебном заседании на п.18 Положения о ведомственной пожарной охране уголовно- исполнительной системы, утвержденного Приказом № 697 от 4 августа 2005 года, которым предусмотрено организация и тушение пожаров на объектах учреждений и органов УИС, а также в установленном порядке участие в тушении пожаров в населенных пунктах, на предприятиях, объектах не входящих в УИС, судом не принимается, поскольку прокурором не представлено доказательств, что в отношении пожарной части Воспитательной колонии установлен какой- либо порядок участия ее в тушении пожаров на объектах, не входящих в систему УИН.
Согласно расписания выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожаров в Тюменском муниципальном районе, утвержденного Главой Администрации Тюменского муниципального района и согласованного с Начальником ГУ МЧС России по Тюменской области в марте 2011 года, пожарная часть воспитательной колонии на выездах по тушению пожаров в населенных пунктах, включая Винзилинское муниципальное образование, где расположена воспитательная колония, не участвует (т.1 л.д.230-250, т.2 л.д.1-54).
Таким образом, какой либо деятельности по тушению пожаров вне пределов Воспитательной колонии пожарной частью не ведется, доказательств обратного суду не представлено.
На основании вышеизложенного, суд не находит законных оснований для удовлетворения требования прокурора.
Руководствуясь Федеральным законом № 128-ФЗ от 08 августа 2001 года (в редакции от 29.12.2010 года), Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 4.08.2005 года № 697 ст.56,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске прокурора Тюменского района по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Тюменской области к Федеральному казенному учреждению «Тюменская воспитательная колония» Управления по Тюменской области Федеральной службы исполнения наказаний о признании незаконной деятельности по тушению пожаров в связи с отсутствием лицензии – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тюменский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 4 июля 2011 года.
Федеральный судья И.В.Плоскова