Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 15 сентября 2011 года
дело № 2-1204/2011
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Е.А. Пленкиной,
при секретаре Ю.В. Кудиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцевой ФИО7 к администрации муниципального образования п.Боровский Тюменского района Тюменской области о признании квартиры частью жилого дома, признании права собственности на реконструированную часть жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Кудрявцева Е.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования п.Боровский Тюменского района о признании квартиры № частью жилого дома № расположенного по адресу: <адрес> и сохранении указанной части жилого дома с учетом произведенной реконструкции, в результате которой изменилась общая площадь жилого помещения. Впоследствии истицей требования о сохранении жилого помещения в реконструированном виде заменены на требования о признании права собственности на часть жилого дома с учетом произведенной реконструкции. Иск мотивирует тем, что квартира № по вышеуказанному адресу принадлежит на праве собственности Кудрявцевой Е.В. на основании договора приватизации квартиры от 03 декабря 2009 года, заключенного с администрацией муниципального образования п.Боровский Тюменского района. Квартира № находится в одноэтажном жилом доме, состоящем из двух квартир. Земельный участок, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, разделен в натуре, то есть у истца самостоятельный, огороженный земельный участок. В каждой части жилого дома отдельные вводы на отопление, воду, отдельная канализация. Следовательно, не имеется общих инженерных сетей. В многоквартирном жилом доме вся система коммуникаций является имуществом общего пользования, обслуживает более одной квартиры и обязательно наличие помещений общего пользования имеющих прямой доступ из квартир многоквартирного дома. В жилом доме, в котором находится жилое помещение, принадлежащее истцу, нет помещений общего пользования. Таким образом, жилой дом не отвечает признакам многоквартирного жилого дома, а квартира, принадлежащая истцу, является частью жилого дома. В настоящее время истец намеревается оформить права на земельный участок. Однако, в связи с тем, что во всех документах часть жилого дома названа квартирой, невозможно в соответствии с действующим законодательством зарегистрировать права на придомовой земельный участок, находящийся в пользовании истца.
Истец Кудрявцева Е.В. в судебном заседании исковые требования подержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что ее семья проживает в доме с 1981 года, дом был в установленном порядке передан в муниципальную собственность, квартира была приватизирована, право собственности истца зарегистрировано. Фактически квартира является частью жилого дома, поскольку со вторым жилым помещением в доме не имеется никаких общих коммуникаций, доступа к нему нет, имеется отдельный вход, земельный участок обособлен. Вторая часть дома является муниципальной, долгое время в ней не было жильцов. В принадлежащей истцу части жилого дома была произведена реконструкция, сделан ремонт, перестроен вход, поскольку семья стала больше, надстроили мансарду, сделали пристрой для установки газового оборудования. В связи с данными изменениями была изменена площадь занимаемого жилого помещения, в техническом паспорте сделана отметка о реконструкции.
Представители истца Кочмарева Г.В., Шмидт О.С., действующие на основании доверенности от 27 января 2011 года, в судебном заседании иск поддержали, полагали, что жилое помещение приобретено истцом по договору приватизации на законных основаниях, право собственности зарегистрировано, однако данное жилое помещение фактически представляет собой не квартиру, а часть жилого дома в двухквартирном доме, в котором не имеется какого-либо общего имущества. Часть дома, принадлежащая истцу, была реконструирована: надстроена мансарда, оборудован пристрой для газового оборудования. Имеются необходимые документы, подтверждающие, что произведенная реконструкция не нарушает установленных строительных, санитарных, пожарных норм и правил.
Представитель ответчика администрации п. Боровский муниципального образования Тюменского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, решение оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в лице Тюменского районного отделения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица и письменный отзыв на иск, в удовлетворении которого просил отказать. Полагал, что истцом по договору приватизации была приобретена квартира, которая расположена в двухквартирном жилом доме, отвечающим по своим характеристикам признакам многоквартирного жилого дома. Земельный участок под многоквартирным домом может быть приобретен в общую долевую собственность собственников квартир. Заявленные требования о сохранении жилого помещения в реконструированном виде не соответствуют ст.29 ЖК РФ, предусматривающей сохранение жилого помещения только при перепланировке и переустройстве. В случае реконструкции возникает новый объект, на который право собственности может быть признано в порядке, установленном для признания прав на самовольные строения.
Представитель третьего лица администрации Тюменского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, каких-либо заявлений в суд не представил.
Суд, выслушав объяснения истца, ее представителей, показания свидетеля, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено.
Истец Кудрявцева Е.В. является собственником квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора передачи (приватизации) квартиры в собственность, заключенного с муниципальным образованием п.Боровский Тюменского района Тюменской области от 03 декабря 2009 года, право собственности зарегистрировано 25 декабря 2009 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № (л.д.14).
Из технического паспорта на жилое помещение (квартиру) № дома № по адресу: <адрес> по состоянию на 02 марта 2011 года, следует, что по указанному адресу находится жилое помещение общей площадью 112 кв.м, в том числе жилой площадью 27,1 кв.м. (л.д. 8-13). На техническом паспорте имеется отметка о реконструкции жилого дома.
В соответствии со справкой ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № 17-000492 от 15 марта 2011 года в квартире № № по адресу: муниципальное образование <адрес>, <адрес>, <адрес>, произведена реконструкция: пристроен пристрой из кирпича, выстроена мансарда из кирпича и устроен железобетонный подвал. Холодный пристрой из кирпича переустроен в котельную, установлена система газоснабжения. В квартире площадь одной из жилых комнат и площадь вспомогательного помещения увеличены за счет площади коридора (демонтированы старые перегородки, установлены новые перегородки с дверными проемами). Общая площадь до реконструкции составляла 54,4 кв.м., в том числе жилая площадь – 23,5 кв.м.. Общая площадь объекта после выявленных изменений составляет 112 кв.м., в том числе жилая площадь – 27,1 кв.м. (л.д.19).
Как следует из технического паспорта от 02 марта 2011 года, жилое помещение расположено в одноэтажном двухквартирном жилом доме, входы в квартиры осуществляются отдельно.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
За истицей Кудрявцевой Е.В. зарегистрировано право собственности на квартиру, перешедшее в результате приватизации муниципального имущества.
В соответствии с действующим земельным законодательством истец намерена оформить права собственности на прилегающий к дому приусадебный участок, однако название в правоустанавливающих документах части жилого дома как квартира, препятствует реализации прав истца на земельный участок.
В соответствии ч. 3 ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Отличительным элементом определения квартиры является указание на то, что квартира обеспечивает прямой доступ к помещениям общего пользования в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир, и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудования (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Свидетель Нижник С.В. суду пояснила, что приходится истице матерью, проживает в квартире, которая фактически является частью дома, так как общих коммуникаций со второй квартирой нет, входы отдельные, участки огорожены, скважина, выгребная яма – отдельные. В доме была произведена реконструкция, в результате которой площадь увеличилась, построили мансарду, сделали котельную.
Изучив материалы дела, в том числе документы технической инвентаризации, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что дом, в котором проживает Кудрявцева Е.В., не отвечает признакам многоквартирного жилого дома, поскольку отсутствует оборудование, обслуживающее более одного помещения, не имеется общих инженерных сетей, отсутствуют помещения общего пользования. Доказательств обратного суду не представлено. Указанная квартира является частью жилого дома в соответствии с ч.1 ст.16 ЖК РФ (имеет отдельный вход, отдельные коммуникации, не имеет мест общего пользования), поэтому суд считает возможным признать квартиру № № жилого дома № № по адресу: <адрес> частью № жилого дома по указанному адресу.
Иск в части признания права собственности на реконструированную часть жилого дома суд также находит подлежащим удовлетворению.
Суд соглашается с доводами представителя третьего лица ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» о том, что ст.29 Жилищного кодекса РФ предусмотрено сохранение жилого помещения в случае перепланировки и переустройства, а не реконструкции.
При этом, истцом в ходе производства по делу исковые требования были изменены, заявлены требования о признании права собственности на реконструированную часть жилого дома.
Выполненные работы по строительству мансарды, устройству подвала, оборудованию пристроя под котельную согласно Градостроительному кодексу РФ относимы к понятию реконструкции, под которой понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей, площади, в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства.
В соответствии с п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» положения ст.222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Нормами ст.222 ГК РФ предусмотрено право лица, осуществившего самовольное строительство, обратиться в суд за признанием за ним права собственности при наличии законных прав на земельный участок, и при условии, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью.
Истец является собственником жилого помещения на основании договора приватизации, право собственности в установленном порядке зарегистрировано и никем не оспаривалось.
По указанным выше основаниям суд пришел к выводу о том, что приобретенная истцом по договору приватизации квартира отвечает признакам части жилого дома.
Согласно ст.35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятого зданием, строением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Суд полагает, что у истца в силу закона возникло право пользования земельным участком, занятым строением, переданным ей в собственность администрацией муниципального образования п.Боровский.
В соответствии с экспертным заключением № 1090/к Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» от 12 сентября 2011 года, реконструкция квартиры № № по адресу: Тюменский район, муниципальное образование <адрес>, соответствует требованиям СанПин 2.1.2.26450-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Суду также представлено техническое заключение ООО «Проектно-изыскательского института «Галс»» от 25 сентября 2011 года, в соответствии с которым выполненная реконструкция квартиры удовлетворяет требованиям СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» в отношении прочности, устойчивости. Находится в удовлетворительном состоянии, не затрагивает перенос существующих инженерных коммуникаций жилого дома, пригодна для дальнейшей эксплуатации, не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровья.
В силу вышеизложенного, оценивая в совокупности представленные истцом доказательства, при отсутствии каких-либо возражений со стороны администрации п.Боровский Тюменского района, которой принадлежат полномочия по обращению с исками о сносе самовольных строений, администрации Тюменского муниципального района, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 222 ГК РФ, ст.ст. 16, 35, 36 ЖК РФ, ст.ст. 3, 56, 67, 68, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кудрявцевой ФИО8 удовлетворить.
Признать квартиру № № в жилом доме № № по адресу: <адрес>, <адрес> частью № № жилого дома № № по адресу: <адрес>, <адрес>
Признать право собственности Кудрявцевой ФИО9 на реконструированную часть № № общей площадью 112 кв.м., в том числе жилой площадью 27,1 кв.м., жилого дома № 1 по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Тюменский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2011 года.
Судья (подпись) Е.А. Пленкина
Копия верна
Судья Е.А. Пленкина