Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень, 02 августа 2011 года
№ 2-1136/2011
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
Председательствующей судьи: Кригер Н.В.
При секретаре: Смарыгиной А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюменского района о признании незаконным бездействие администрации Червишевского муниципального образования Тюменского района.
Заинтересованные лица: межрайонный отдел надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тюменского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к админитсрации Червишевского МО Тюменского района о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по обеспечению наружным противопожарным водоснабжением, с требуемым по нормам расходом воды, населенные пункты: <адрес>, <адрес> (строительство и устройство пожарных гидрантов, пожарных водоемов); оборудовать площадки с твердым покрытием (пирсы) размером 12*12 м у естественных водоемов для установки пожарных автомобилей в населенных пунктах: <адрес>, <адрес>; обеспечить переносными пожарными мотопомпами, для целей пожаротушения, населенные пункты с количеством усадеб до 300: <адрес>, <адрес>,; обеспечить двумя прицепными пожарными мотопомпами, для целей пожаротушения <адрес>, с количеством усадеб свыше 1000.
Заявление мотивировано тем, что 18.07.2011г. в ходе надзорных мероприятий прокуратурой Тюменского района выявлены нарушения бездействия администрации Червишевского муниципального образования на территории Червишевского МО по обеспечению противопожарного водоснабжения. Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 19 ФЗ «о пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и в границах сельских поселений населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориям; организация и принятие мер по оповещению населения о пожаре. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Пунктом 112 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 (далее – ППБ 01-03), предписано, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возмодность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности). Пунктом 114 ППБ 01-03 предписано, что на территории сельских населенных пунктов, блок – контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Администрацией Червишевского муниципального образования не выполняются требования Федерального законодательства в области пожарной безопасности, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на обеспечения безопасности жизни и здоровья, закрепленных в Конституции РФ. В связи с этим прокурор обратился в суд с данным заявлением.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Заинтересованное лицо – представитель Администрации Червишевского МО Тюменского района глава администрации Капустин М.А. в судебном заседании заявление признал частично, ссылаясь на отсутствие собственных средств на проведение названных противопожарных мероприятий.
Заинтересованное лицо межрайонного отдела надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области Коваленко Д.П., по доверенности от 04.04.2011г. заявленные требования поддержал.
Заслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд пришел к убеждению, что заявление прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
18.07.2011г. в ходе надзорных мероприятий прокуратурой Тюменского района выявлены нарушения бездействия администрации Червишевского муниципального образования на территории Червишевского МО, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению наружным противопожарным водоснабжением, с требуемым по нормам расходом воды, населенные пункты: <адрес>, <адрес> (строительство и устройство пожарных гидрантов, пожарных водоемов); оборудовать площадки с твердым покрытием (пирсы) размером 12*12 м у естественных водоемов для установки пожарных автомобилей в населенных пунктах: <адрес>, <адрес>; обеспечить переносными пожарными мотопомпами, для целей пожаротушения, населенные пункты с количеством усадеб до 300: <адрес>, <адрес>,; обеспечить двумя прицепными пожарными мотопомпами, для целей пожаротушения <адрес>, с количеством усадеб свыше 1000, что подтверждается актом проверки № 343 от 18.07.2011г. (л.д.6-7), а также предписанием № 678/1/419 (л.д.8-9).
Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «о пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и в границах сельских поселений населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориям; организация и принятие мер по оповещению населения о пожаре. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 112 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 (далее – ППБ 01-03), предписано, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности). Пунктом 114 ППБ 01-03 предписано, что на территории сельских населенных пунктов, блок – контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
Пунктом 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 313 (далее – ППБ 01-03), предусмотрена обязанность при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) устройства к ним подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. При этом данным пунктом предусмотрено, что поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации, а в населенных пунктах – на органы местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации под охраной государства находятся жизнь и здоровье каждого гражданина, в связи с чем в целях обеспечения прав каждого гражданина на жизнь и здоровье, в каждом населенном пункте должны быть соблюдены нормы Правил пожарной безопасности, которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от из организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Отсутствие денежных средств в бюджете, на освобождает администрацию сельского поселения от обязанности исполнения требований п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает, возможным удовлетворить требования прокурора Тюменского района о признании незаконным бездействие администрации Червишевского муниципального образования Тюменского района, выразившееся в непринятии мер противопожарной безопасности в границах населенного пункта.
Руководствуясь ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69, ст.ст.12, 45, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Червишевского муниципального образования Тюменского района, выразившееся в непринятии мер противопожарной безопасности в границах населенного пункта.
Обязать администрации Червишевского муниципального образования Тюменского района обеспечить наружным противопожарным водоснабжением, с требуемым по нормам расходом воды, населенные пункты: <адрес>, <адрес> (строительство и устройство пожарных гидрантов, пожарных водоемов); оборудовать площадки с твердым покрытием (пирсы) размером 12*12 м у естественных водоемов для установки пожарных автомобилей в населенных пунктах: <адрес>, <адрес>; обеспечить переносными пожарными мотопомпами, для целей пожаротушения, населенные пункты с количеством усадеб до 300: <адрес>, д<адрес>,; обеспечить двумя прицепными пожарными мотопомпами, для целей пожаротушения <адрес>, с количеством усадеб свыше 1000 (ППБ 01-03 п. 31).
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тюменский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 09.08.2011 года.
Председательствующий судья Н.В.Кригер