Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень, 02 августа 2011 года
№ 2-1157/2011
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
Председательствующей судьи: Кригер Н.В.
При секретаре: Смарыгиной А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюменского района о признании незаконным бездействие администрации Успенского муниципального образования Тюменского района.
Заинтересованные лица: межрайонный отдел надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тюменского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Успенского МО Тюменского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Заявление мотивировано тем, что 21.07.2011г. в ходе надзорных мероприятий прокуратурой Тюменского района выявлены нарушения бездействия администрации Успенского муниципального образования на территории Успенского МО, выразившееся в не выполнении площадок (пирс) размерами не менее 12*12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему (<адрес>) в <адрес> ; отсутствует у гидранта в <адрес> по <адрес>, а также по направлению движения к нему соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий); не установлен у водоема в <адрес> а также по направлению движения к нему соответствующей указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий). Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 19 ФЗ «о пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и в границах сельских поселений населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориям; организация и принятие мер по оповещению населения о пожаре. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Пунктом 112 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 (далее – ППБ 01-03), предписано, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возмодность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности). Пунктом 114 ППБ 01-03 предписано, что на территории сельских населенных пунктов, блок – контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Администрацией Успенского муниципального образования не выполняются требования Федерального законодательства в области пожарной безопасности, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на обеспечения безопасности жизни и здоровья, закрепленных в Конституции РФ. В связи с этим прокурор обратился в суд с данным заявлением.
Прокурор в судебном заседании заявление поддержал по изложенным основаниям.
Заинтересованное лицо-представитель Администрации Успенского МО Тюменского района, глава администрации Головенкин А.В. в судебном заседании признал заявленные требования.
Заинтересованное лицо межрайонного отдела надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области Коваленко Д.П., по доверенности от 04.04.2011г. заявленные требования поддержал.
Заслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд пришел к убеждению, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
21.07.2011г. в ходе надзорных мероприятий прокуратурой Тюменского района выявлены нарушения бездействия администрации Успенского муниципального образования на территории Успенского МО, выразившиеся в отсутствии площадки (пирс) размером не менее 12*12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему (<адрес>) в <адрес>, подъезда к естественному водоему песчаный, в случае выпадения осадков может быть размыт, что не обеспечивает подъезд пожарных автомобилей для забора воды; не выполнена площадка (пирс) к естественному водоему (<адрес>) в <адрес> ; не выполнена площадка (пирс) к естественному водоему (<адрес>) в <адрес> ; отсутствует у гидранта в <адрес> по <адрес>, а также по направлению движения к нему соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников; не установлен у водоема в <адрес> а также по направлению движения к нему соответствующей указатель (объемный со светильником или плоский, выполненного с использованием светоотражающих покрытий), что подтверждается сообщением межрайонного отдела надзорной деятельности № 9 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Тюменской области от 21.07.2011г. (л.д.8-9), справкой помощника прокурора от 21.07.2011г. (л.д.10-11), также предписанием № (л.д.12-14).
Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «о пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и в границах сельских поселений населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориям; организация и принятие мер по оповещению населения о пожаре. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 112 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 (далее – ППБ 01-03), предписано, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности). Пунктом 114 ППБ 01-03 предписано, что на территории сельских населенных пунктов, блок – контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
Пунктом 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 313 (далее – ППБ 01-03), предусмотрена обязанность при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) устройства к ним подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. При этом данным пунктом предусмотрено, что поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации, а в населенных пунктах – на органы местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации под охраной государства находятся жизнь и здоровье каждого гражданина, в связи с чем в целях обеспечения прав каждого гражданина на жизнь и здоровье, в каждом населенном пункте должны быть соблюдены нормы Правил пожарной безопасности, которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от из организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Отсутствие денежных средств в бюджете, на освобождает администрацию сельского поселения от обязанности исполнения требований п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает, возможным удовлетворить требования прокурора Тюменского района о признании незаконным бездействие администрации Успенского муниципального образования Тюменского района, выразившееся в непринятии мер противопожарной безопасности в границах населенного пункта.
Руководствуясь ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69, ст.ст.12, 45, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Успенского муниципального образования Тюменского района, выразившееся в непринятии мер противопожарной безопасности в границах населенного пункта.
Обязать администрацию Успенского муниципального образования Тюменского района выполнить площадки (пирс) размерами не менее 12*12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к естественному водоему (<адрес>) в <адрес>; установить у гидранта в <адрес> по <адрес>, а также по направлению движения к нему соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий); установить у водоема в <адрес>, а также по направлению движения к нему соответствующей указатель (объемный со светильником или плоский, выполненного с использованием светоотражающих покрытий).
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тюменский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 09.08.2011 года.
Председательствующий судья Н.В.Кригер