Монахов Е.Г 2-1030/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                                                                                            27 июля 2011 года

                                           2-1030/2011

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи                                       Кригер Н.В.

при секретаре                                                                  Смарыгиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Монахова ФИО10, Монахова ФИО11 к Правительству Тюменской области, Администрации Тюменского муниципального района об обязании предоставить жилое помещение,

Третье лицо: администрация МО п. Винзили, управление по опеке и попечительству и охране прав детства Тюменского района.

УСТАНОВИЛ:

     Монахов Е.Г., Монахов С.Г. обратились в суд с иском к Правительству Тюменской области и Администрации Тюменского муниципального района об обязании предоставить жилы помещения в п. Винзили Тюменского района, мотивируя свои требования тем, что в рамках государственной программы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договору социального найма из средств областного бюджета, истцов включили в списки граждан данной льготной категории. Очередь на получение жилья подошла еще в ноября 2010 года, и уже было выделено жилье, но выяснилось, что Администрацией Тюменского района было вынесено Постановление № 669 от 12.08.1993г., согласно которого за истцами закрепили жилую площадь в селе <адрес> <адрес>. Отец Монахов Г.А., которого лишили родительских прав 24.11.1999 года, продал 10.08.1993г. жилой дом расположенный <адрес> Гущину А.Г. 23 декабря 2010 года решением Тюменского районного суда Тюменской области Постановление № 669 от 12 августа 1993 года признано недействительным. После вступления в законную силу данного решения, в январе 2011 года истцы снова обратились в Администрацию Тюменского муниципального района для получения положенного по закону жилья, но оказалось, что очередь прошла, и теперь жилье дают тем очередникам, которые стояли в очереди намного позднее. 16 мая 2011 года истцов снова включили в список граждан льготной категории, но приказ о предоставлении жилья отсутствует.

     В судебном заседании истец Монахов Е.Г. свои исковые требования поддержала в полном объеме.

    Представитель истца Монахова С.Г.- Шерстнева Н.А., участвующая по доверенности от 06.06.2011г., исковые требования поддержала по изложенным основаниям.

Представители ответчика: Правительство Тюменской области, Администрации Тюменского муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

            Третье лицо: представитель Администрации МО п. Винзили Тюменского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

             Третье лицо: представитель органа опеки и попечительства –Департамента социального развития Тюменской области Мурадымова Р.Ф., участвующая на основании доверенности от 06.06.2011г. против иска не возражала и пояснила, что с действующим законодательством орган опеки и попечительства ведет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждает списки на постановку таких детей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Истцы является нуждающейся в предоставлении вне очереди жилого помещения, которое до настоящего времени им не предоставлено, другого закрепленного жилья они не имеют.

    Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Монахова Е.Г., Монахова С.Г. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

            Согласно свидетельства о смерти II-ФР мать истцов Монахова ФИО12 умерла 27.03.1991 года (л.д.5).

    В соответствии с решением Тюменского районного суда отец Монахов Г.А. в отношении детей Монахова Е.Г., Монахова С.Г. лишен родительских прав (л.д. 10).

23 декабря 2010 года решением Тюменского районного суда Тюменской области установлено, что на момент вынесения администрацией постановления от 12.08.1993 года о закреплении за несовершеннолетними жилья в <адрес> жилой дом был продан. Постановление № 669 от 12.08.1993г. Администрации Тюменского района признано недействительным в части п. 2 о закреплении за Монаховым С.Г. и Монаховым Е.Г. жилой площади в д. <адрес> (л.д. 17-18).

Согласно справки администрации Тюменского муниципального района от 02.06.2011г.и от 08.06.2011г. истцы включены в списки граждан льготной категории, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.8,9).

Справками от 14.07.2011г. Бюро технической инвентаризации, Монахов Е.Г., Монахов С.Г. собственниками квартир и частных домовладений в <адрес> не значится (л.д. 11-12).

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно ч 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 года, разъяснено, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Согласно ст. 8 ч. 1 абз. 2 Федерального Закона РФ № 159-Ф «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 17.12.2009 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В тоже время расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета, Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения утверждены Постановлением Правительства от 31.12.2009 года № 1203.

Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей на органы исполнительной власти субъектов РФ, из федерального бюджета предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии со ст. 23 Закона Тюменской области № 137 от 07.10.1999 года (ред. 26.02.2010г.) « О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В соответствии со ст. 1 указанного Закона, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области категориям граждан, установленным в части второй статьи 7 настоящего Закона. Норма предоставления устанавливается в размере 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, за исключением случаев, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами. При этом, согласно ч. 7 ст. 23 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» положения частей первой, второй и четвертой настоящей статьи не распространяются на случаи предоставления жилого помещения по договору социального найма категории граждан, установленной пунктом "в" части второй статьи 7 настоящего Закона. Таким образом, жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются без учета количества членов их семей.

Администрацией Тюменского муниципального района подтверждено, что истцы имеют статус лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленной жилой площади на территории Тюменского района не имеет.

Обеспечение детей-сирот вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, включая наличие или отсутствие других лиц, обладающих аналогичным правом, отсутствие свободного жилья, отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений и другие обстоятельства, в связи с чем отказ в предоставлении этим детям жилого помещения, отвечающего требованиям законодательства, не основан на законе (Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", 2008 год).

         Учитывая полномочия и компетентность ответчиков, суд считает возможным обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Монахову Е.Г., Монахову С.Г.    вне очереди благоустроенные жилые помещения применительно к условиям населенного пункта- п. Винзили Тюменского район, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 18 кв.м. и обязать администрацию Тюменского муниципального района принять решение о предоставлении Монахову Е.Г., Монахову С.Г. вне очереди названные жилые помещения.

Руководствуясь ст. 57 ЖК РФ, ст.ст. 3, 12, 56, 67, 103, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать Монахова ФИО13, Монахова ФИО14 нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Монахову ФИО15 и Монахову ФИО16 вне очереди по договору социального найма жилого помещения -благоустроенные жилые помещения, отвечающие установленным жилищным законодательством требованиям на территории Тюменского муниципального района, п.Винзили, общей площадью не менее 18 кв.м.

Обязать администрацию Тюменского муниципального района принять решение о предоставление Монахову ФИО17 и Монахову ФИО18 вне очереди по договору социального найма жилого помещения- благоустроенные жилые помещения, отвечающие установленным жилищным законодательством требованиям на территории Тюменского муниципального района, п. Винзили, общей площадью не менее 18 кв.м.

           Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы в Тюменский районный суд.

          Мотивированное решение изготовлено 04.08.2011г.

Судья                                                                                                  Н.В. Кригер