2-1345/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17.10.2011г. г. Тюмень

№ 2-1344/2011

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

Председательствующего судьи Н.В.Кригер

При секретаре А.С.-Х. Буламбаевой

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой ФИО6 к Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Михайлова С.И. обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка (л.д.5,12). В ходе судебного разбирательства исковые требования уточнила, просила обязать администрацию Тюменского муниципального района заключит с ней договор купли-продажи земельного участка за цену, равную его кадастровой стоимости (л.д.37).

Требования мотивированы тем, что истице 08.07.2005г. Постановлением № 109 Администрации Успенского муниципального образования был предоставлен в собственность за плату земельный участок № , площадью кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту - «земельный участок»). Постановлением было предложено истице выполнить межевание земель и поставить земельный участок на кадастровый учет, в течение месяца со дня предоставления кадастрового плана заключить в администрации Успенского МО договор купли-продажи предоставленного земельного участка и зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке. После постановки земельного участка на кадастровый учет ответчиком было отказано истице в предоставлении земельного участка в соответствии с ранее вынесенным Постановлением по надуманным основаниям ссылаясь на закон РФ от 25.10.2001г. №137 –ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», которым установлен порядок определения цены при условии предоставления в собственность за плату земельных участков собственникам расположенных на них зданий, сооружений. Названный отказ истица считает незаконным, нарушающий её право на приобретение земельного участка в собственность.

В судебное заседание истица Михайлова С.И. не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представитель истца Морнев А.Н., участвующая на основании доверенности от 20.04.2011 г. (л.д. 13), в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, настаивает на заключении договора купли-продажи предоставленного истице земельного участка по кадастровой стоимости земельного участка.

Представитель ответчика Администрации Тюменского муниципального района Уляшева Т.В., участвующая в деле на основании доверенности № 22 от 19.05.2011г. (л.д. 33), в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном возражении (л.д.29-30) и пояснила, что фактически ответчик не оспаривает, что спорный участок истице предоставлен в собственность за плату. Отказано было истице в заключении договора купли-продажи по кадастровой стоимости участка. У Администрации нет законных оснований предоставить истице участок в собственность за плату по кадастровой стоимости, которая отличается от рыночной стоимости земельного участка. Администрация готова заключить договор купли-продажи, но по рыночной цене. Поскольку порядок определения выкупной цены незастроенных земельных участков не определен, то должны применяться общие правила и применяться закон « Об оценочной деятельности в РФ».

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства в их совокупности, суд пришел к убеждению, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

На основании заявления Михайловой С.И. от 17.06.2005г. Администрацией Успенского МО Тюменского района вынесено Постановление за № 109 от 08.07.2005г. о предоставлении Михайловой С.И. в собственность за плату земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>, участок №

Названным постановлением возложена обязанность на истицу провести межевание земельного участка, поставить его на кадастровый учет и заключить с администрацией Успенского МО в течении месяца со дня предоставления кадастрового плана договор купли-продажи земельного участка.

При вынесении названного Постановления Администрации Успенского МО действовала в пределах своей компетенции, так как согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК РФ случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с п. 1 и п.п. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в т.ч. и из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

В силу названных норм закона, названное Постановление о предоставлении спорного земельного участка истице стало основанием возникновения гражданских прав и обязанностей у истицы.

Согласно ст. 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (ст. 421 ГК РФ). Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (ст. 425 ГК РФ).

В силу п. 1 и п. 2 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Во исполнение указанного Постановления истица произвела межевание названного участка и поставила его на кадастровый учет под №, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 24.09.2009г., содержащем сведения о кадастровой стоимости участка, определенной в размере 140 715 руб.(л.д.18).

07.06.2011 года Ответчиком было отказано истице в её заявлении от 04.05.2011г. о заключении договора купли-продажи земельного участка. Ссылаясь на разъяснение департамента имущественных отношений Тюменской области, согласованным с Прокуратурой Тюменского района, Администрация указывает, что цена земельного участка должна соответствовать нормам, действующим на момент заключения договора купли-продажи, независимо от того, когда был издан правоустанавливающий документ о предоставлении земельного участка в собственность; земельные участки в собственность за плату предоставляются лишь собственникам расположенных на них зданий, сооружений, что истицей не было подтверждено правоустанавливающим документом (л.д.17).

Суд находит не обоснованными доводы ответчика о невозможности оформления в собственность участка, предоставленного истице Постановлением от 08.07.2005г. в собственность за плату по кадастровой стоимости для ведение личного подсобного хозяйства.

Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно п. 3 ст. 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено право граждан приобретения в собственность бесплатно в порядке приватизации либо за плату, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данной нормой закона (ч. 4 ст. 28 ЗК РФ) установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 34 ЗК РФ предусмотрено право граждан на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Суд считает, что Сараева И.Н. вправе приобрести участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность за плату, поскольку прямое толкование названного Постановления № 176 указывает, что участок предоставлен истице для ведения личного подсобного хозяйства – именно в собственность, и именно за плату.

В силу ч. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Требования Постановления № 109 о необходимости поставить земельный участок на кадастровый учет Истицей исполнены 24.09.2010г., участок внесен в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера № , с установлением кадастровой стоимость участка в размере 140 715 рублей. Поэтому истица имеет право требования на заключение с ней договора купли-продажи земельного участка.

В соответствии с Постановлением Правительством Тюменской области № 336-п от 26.12.2007 установлена с 01.01.2008 года цена выкупа земельных участков в собственность только для граждан и юридических лиц, являющихся собственниками строений и сооружений, находящихся на этих земельных участков.

Согласно п.1.1,1.2 ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Истица не является собственником таких строений и сооружений. Таким образом, установлено, что на момент постановки истицей земельного участка на кадастровый учет, а также на момент обращения с заявлением в Администрацию Тюменского района и на момент рассмотрения дела, нормативными актами субъекта Российской Федерации – Тюменской области, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, не установлена цена выкупа гражданами земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, и не обремененных строениями.

Однако, отсутствие данного нормативного акта, не может являться препятствием для заключения с истицей договора купли-продажи земельного участка, поскольку Земельное законодательство не содержит прямого запрета на предоставление в собственность земельных участков под ведение личного подсобного хозяйства.

Кроме того, не оспорено и не отменено Постановление №109 от 08.07.2005 года, которым истице предоставлен участок в собственность за плату.

Поскольку особый порядок определения выкупной цены незастроенных земельных участков законодательством не предусмотрен, исходя из позиции ст.ст. 65, 66 Земельного Кодекса РФ, следует руководствоваться кадастровой стоимостью участка.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 167-ФЗ от 24.07.2010г. внесено изменение в положение пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, в соответствии с действующей редакцией которого в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, под кадастровой стоимостью понимается рыночная стоимость, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости.

Таким образом, учитывая, что законодатель провел равенство при определении цены земельного участка между рыночной и кадастровой стоимостью, требования истицы о заключении с ней договора купли продажи земельного участка по цене равной его кадастровой стоимости на момент заключения договора купли0продажи, не противоречит действующему законодательству и не нарушает интересы органа местного самоуправления, которому переданы полномочия по распоряжению спорным земельными участком.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истица вправе требовать заключение договора купли-продажи предоставленного ей за плату земельного участка по цене его кадастровой стоимости на момент заключения договора купли-продажи.

Возражения ответчика, что кадастровая стоимость земельного участка не отражает его действительную стоимость, т.к. устанавливается в процентах от рыночной стоимости земельного участка, основаны на не действующей в настоящее время норме закона ( п.3 ст. 66 ЗК РФ в ред. ФЗ от 22.07.2010 N 167-ФЗ). Кроме того согласно п.2 ст. 66 ЗК РФ Государственная кадастровая оценка земель ( как и рыночная стоимость земли) проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Поэтому в данной части возражения ответчика не обоснованы.

Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, ст.ст. 4, 8, 12, 420- 422, 425 Гражданского Кодекса РФ, ст. 28, ч. 1 ст. 37, ст. 65, ст. 66 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 12, 55- 56, 67, 71, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Михайловой ФИО7 – удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Тюменского муниципального района от 07.06.2011 года «Об отказе в предоставлении земельного участка» Михайловой ФИО8.

Обязать Администрацию Тюменского муниципального района заключить с Михайловой ФИО9 договор купли-продажи земельного участка № , площадью кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> – по цене, равной кадастровой стоимости земельного участка.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тюменский областной суд, путем подачи жалобы в Тюменский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение изготовлено 23.10.2011г.

Председательствующий судья: Н.В.Кригер.