РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 24 июня 2011 года
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
Председательствующего судьи Русиной Л.Г.,
при секретаре Коновальчук Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-937/2011 по заявлению Азаматова ФИО7 о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Азаматов ФИО8 в лице представителя по доверенности Гаршиной ФИО9., обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Тюменской области об отказе в осуществлении кадастрового учёта № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - «ФГУ ЗКП» и «Решение»).
Требования мотивирует тем, что он является собственникам доли в размере <данные изъяты> га с оценкой <данные изъяты> баллогектаров в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ТОО «Салаирское», кадастровый номер: №, с разрешенным использованием – для ведения сельскохозяйственного производства (далее – «земельный участок»). В соответствии с требованиями ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» произведен выдел трех земельных участков в счет принадлежавшей ему доли в праве общей долевой собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, для чего выступил инициатором проведения общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежавший СТОО «Салаирское», расположенный на землях Тюменского района Тюменской области. Поскольку общее собрание от ДД.ММ.ГГГГ не состоялось, то заявитель на основании п. 2 ст. 8 Закона Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ опубликовал сообщение о своем намерении выделить земельные участки в газете «Тюменская область сегодня» № № от ДД.ММ.ГГГГ и газете «Красное знамя» от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Азаматов ФИО10 обратился в ФГУ ЗКП с заявлением о постановке на кадастровый учет трех земельных участков, выделяемых им в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на что ДД.ММ.ГГГГ ФГУ ЗКП приняло оспариваемое Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. Отказ мотивирован тем, что вид разрешенного использования выделенного земельного участка (для ведения личного подсобного хозяйства) не соответствует виду разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером № – для сельскохозяйственного производства.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета и указанные в нем основания заявитель считает незаконным и противоречащим требованиям Земельного Кодекса РФ (ст. 78, п. 3 и п. 5 ст. 11.2, п. 5 ст. 79) и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в связи с чем, просит суд признать Решение незаконным и обязать ФГУ ЗКП произвести постановку на государственный кадастровый учет три земельных участка, выделенных заявителем в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, <адрес>. северо-западнее <адрес>.
В судебное заседание заявитель Азаматов ФИО11 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель заявителя – Гаршина ФИО12 участвующая в деле на основании доверенности р/№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44), в судебном требования своего доверителя поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в заявлении ( л.д.5-7). Суду пояснила, что отказ в постановке на кадастровый учет не основан на законе, а рекомендации, указанные в Решении, изначально не исполнимы. Кроме того, ФГУ ЗКП отказывает не всем, а выборочно, поскольку многие дольщики при таких же условиях и документах осуществили постановку на кадастровый учет земельные участки, выделенные в счет доли в праве общей долевой собственности.
Представитель заинтересованного лица ФГУ ЗКП - Хроленок ФИО13 действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50), в судебном заседании не признала требования заявителя. Суду пояснила, что поскольку вид разрешенного использования исходного земельного участка указан для ведения сельскохозяйственного производства, то и вид разрешенного использования земельных участков, образуемых в результате выдела в счет земельной доли, должен быть также указан «для ведения сельскохозяйственного производства», а не «для личного подсобного хозяйства». Вид разрешенного использования образуемых в результате выдела земельных участков не может быть самостоятельно определен лицом, по инициативе которого осуществляется такой выдел, а должен определяться уполномоченным органом. Поскольку отказ основан на законе, в т.ч. и на основании ст. 27 Закона о кадастре, то нет оснований для удовлетворения требований заявителей. Суду предоставлены письменные возражения (л.д. 51-58).
Суд, заслушав объяснения представителя заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено:
Азаматов ФИО14 являясь собственниками земельной доли на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ТОО «Салаирское», кадастровый номер: № с разрешенным использованием – для ведения сельскохозяйственного производства, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 8 Закона Тюменской области № 170 от 03.11.2003г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и норм ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» произвел процедуру выдела земельного участка в счет принадлежащей ему земельной доли для создания личного подсобного хозяйства (л.д. 9-13).
На основании норм Земельного Кодекса РФ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» заявитель вправе был для ведения личного подсобного хозяйства произвести выдел земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения ТОО «Салаирское», находящегося в долевой собственности, в счет принадлежащей ему земельной доли.
В связи вышеназванным выделом заявитель обратился в ФГУ ЗКП с заявлением о постановке на государственный учет № от ДД.ММ.ГГГГ, к заявлению предоставлен Межевой план № от ДД.ММ.ГГГГ1 года (л.д. 60, 61-98). Как следует из разделов № Межевого плана, категория земель образуемых участков ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3 - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 65-66, 67, 69).
ДД.ММ.ГГГГ ФГУ ЗКП на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вынесло Решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (л.д. 100). Отказ обоснован тем, что: «Межевой план не соответствует требованиям действующего законодательства. Вид разрешенного использования выделяемых земельных участков (для личного подсобного хозяйства) не соответствует виду разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером № - для сельскохозяйственного производства (п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утв. Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 58 Приказа Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».
При отказе заявителю возвращены предоставленные им заявление и межевой план. Для устранения причин отказа ФГУ ЗКП рекомендовало заявителю вновь обратиться в организацию, которая проводила кадастровые работы (ООО «Алиса»), для устранения выявленных недостатков, с учетом действующего законодательства.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
При этом, решение об отказе в проведении кадастрового учета на основании указанной нормы закона принимается в случае, если форма и содержание представленных документов не позволяют осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости (Письмо Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № "О форме и содержании заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета").
ФГУ ЗКП, в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не предоставило суду доказательств того, что действительно, приложенные заявителем документы для осуществления кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», также не представлено доказательств того, что форма и содержание представленных документов не позволяют осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 12 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Так, форма межевого плана и требования к его подготовке установлены Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». Как следует из п. 58 названного Приказа «вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ГКН о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством РФ».
Исходя из буквального толкования названных норм права, суд считает незаконным Решение ФГУ ЗКП, поскольку оно противоречит ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Земельному Кодексу РФ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Суд приходит к выводу, что Решение принято не обоснованно, формально, предложенные заявителям рекомендации не реальны в исполнении, данным отказом для заявителя созданы препятствия к осуществлению им прав, предоставленных Азаматову ФИО15 названными законами.
Так, судом установлено, сторонами не отрицается, подтверждено материалами межевого дела, что исходный земельный участок с кадастровым номером № по категории земель относится к землям сельскохозяйственного назначения, при этом имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Согласно ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства. В соответствии с п. 5 ст. 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В силу п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При этом, п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном ФЗ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Из анализа данных норм закона следует, что процедура выдела земельного участка из земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности, а также определение использования выделяемого по данному основанию земельного участка, регулируется специальным Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно ст. 13 названного закона - право участника общей долевой собственности выделить в счет своей земельной доли земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, вид разрешенного использования образуемых участков ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3 (а именно - для ведения личного подсобного хозяйства) не входит в противоречие с разрешенным использованием основного земельного участка с кадастровым номером № (а именно– для сельскохозяйственного производства), т.е. согласуется с указанными нормами законодательства, которые обладают большей юридической силой, чем Приказ Минэкономразвития от 24.11.2008г. № 412. Более того, в Решении об отказе незаконна ссылка ФГУ ЗКП на Приказ Минюста РФ от 20.02.2008 г. № 35 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости», так как данный нормативный акт утратил силу на основании Приказа Минюста РФ от 24.03.2010 N 67.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Требования заявителя подлежат удовлетворению, поскольку решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, которые указаны в оспариваемом решении, является незаконным, противоречит нормам действующего земельного законодательства РФ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
На основании вышеизложенного и руководствуясь ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002 г., Земельным кодексом РФ, ст.ст. 11, 56, 254, 255, 257, 194-199, 98 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Азаматова ФИО16 - удовлетворить.
Решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета, - признать незаконным.
Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тюменской области произвести постановку на государственный кадастровый учет трех земельных участков, выделяемых в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Чикчинское МО, <адрес> указанных в межевом плане № от ДД.ММ.ГГГГ1 года - как ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Тюменский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 01.07.2011 года.
Судья Тюменского районного
суда Тюменской области: подпись Л.Г. Русина