Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень, 03 мая 2011 года дело № 2-449/2011
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего федерального судьи Шаерман Ю.В.
при секретаре Коновальчук Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарипова ФИО11 к Администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании совершить действия по формированию земельного участка, предоставляемого в собственность за плату,
УСТАНОВИЛ:
Шарипов Т.Г. обратился в суд с иском к Администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным Отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения под существующее нежилое строение, изложенного в письме Администрации Тюменского муниципального района № от 18.02.2011, в качестве восстановления нарушенного права просил обязать ответчика принять решение о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка ориентировочной площадью 5270 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, д.<адрес> <адрес>. Свои требования мотивировал тем, что он с 1998 года является собственником нежилого строения, расположенного по адресу: <адрес>, по адресу: <адрес>, д.<адрес>, <адрес>, его право собственности зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. 02.11.2010 он обратился в Администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность за плату находящегося под нежилым строением земельного участка, на что оспариваемым решением получил отказ, мотивированный тем, что заявителем не предоставлено обоснование использования заявленной площади земельного участка. Истец просил признать незаконным указанное решение Администрации Тюменского муниципального района, поскольку оно было вынесено в нарушение п.2 ст.15, п.1 ст.36, п.1 и п.3 ст.35, п.3 ст.33, п.4 ст.28 Земельного Кодекса РФ, проанализировав которые можно сделать однозначный вывод о том, что превышение площади испрашиваемого земельного участка над площадью, непосредственно занимаемой находящимся на нем объектом недвижимости, не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка, тем более что участок площадью 0,53 га был предоставлен Шарипову Т.Г. до введения в силу Земельного кодекса РФ, а именно, в 1998 году, когда, в установленном законом порядке уполномоченным на то органом было принято решение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства хозяйственных построек, которые были построены и введены в эксплуатацию, что подтверждается выдачей истцу Свидетельства о государственной регистрации права от 24.11.1998. Истцом испрашивался земельный участок не для строительства, а под уже существующее и находящееся в его собственности нежилое строение. Используемый Шариповым Т.Г. на протяжении 12 лет земельный участок был обследован специалистами управления земельных ресурсов Тюменского муниципального района, о чем составлен Акт, кроме того, использование земельного участка истцом в указанных размерах подтверждается составленным органом БТИ планом земельного участка.
В судебное заседание истец Шарипов Т.Г. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, что подтверждается распиской в получении судебной повестки (л.д.33), просил рассмотреть дело в его отсутствие, что подтверждается заявлением (л.д.34).
Судом, на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии истца.
Представитель истца – Травин В.Ю., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.12), в судебном заседании иск Шарипова Т.Г. поддержал по изложенным в нем основаниям, изменив при этом п.2 исковых требований, изложив его письменно (л.д.35), пояснив, что в силу п.1 ст.36 ЗК РФ истец, как собственник нежилого строения, имеет исключительное право на выкуп земельного участка, ни одним нормативным актом не предусмотрена обязанность гражданина доказывать обоснованность площади земельного участка, который он желает приобрести в собственность за плату. Земельный участок до введения в силу ЗК РФ был предоставлен именно в такой площади, Шарипов Т.Г. использовал участок именно в этой площади для обслуживания своего нежилого строения. Администрация не оспаривала на протяжении 12 лет права арендатора земельного участка, о чем свидетельствует то, что в 2010 году он истца была принята арендная плата.
Представитель ответчика Администрации Тюменского муниципального района Уляшева Т.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32), просила отказать Шарипову Т.Г. в удовлетворении иска, мотивируя свои возражения тем, что истцом не представлено доказательств, что земельный участок, выделенный ему в 1998 году площадью 5300 кв.м., на день подачи заявления о предоставлении его в собственность, именно в этой площади фактически используется для эксплуатации нежилого строения, что прямо предусмотрено п.3 ст.33 ЗК РФ. Кроме того, ссылалась на то, что при предоставлении Шариповым Т.Г. таких доказательств, он вправе повторно обратиться с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка. Представила письменный Отзыв (л.д.41).
Заслушав доводы представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд признает иск Шарипова Т.Г. обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Шарипов Т.Г. 02.11.2010 обратился в администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 5300 кв.м. для размещения нежилого строения – гаража по адресу: <адрес>, д.<адрес> <адрес>, приложив к заявлению Свидетельство о государственной регистрации права от № БТИ Тюменского района (л.д.11).
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
18 февраля 2011 года (исх. №) решением начальника управления земельных ресурсов Администрации Тюменского муниципального района Пуртовой И.П. истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату (л.д.10), мотивированное тем, что заявителем не представлено правоустанавливающих документов, обосновывающих заявленную площадь в 5300 кв.м. с учетом размещения объекта недвижимости, занимающего земельный участок площадью 438 кв.м. согласно представленной копии технического паспорта.
Суд признает данное решение незаконным, поскольку оно принято с нарушением действующего законодательства РФ.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Шарипов Т.Г. является собственником нежилого строения, расположенного по адресу: <адрес>, д.<адрес>, <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права Серия №, выданным Бюро технической инвентаризации и регистрации Тюменского района ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Основанием регистрации права собственности за истцом на нежилое строение послужило Постановление Администрации МО Червишевский сельсовет Тюменского района Тюменской области за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).
В силу п.2.2. (введенного Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ) ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Шарипов Т.Г. использовал земельный участок на условиях аренды, что подтверждается Постановлением главы администрации МО Червишевский сельсовет Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №, которым, Шарипову ФИО12 был предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,53 га в районе д.<адрес> под строительство хозяйственных построек (л.д.11).
В судебном заседании представитель ответчика Уляшева Т.В. пояснила, что у администрации Тюменского муниципального района не имеется оснований оспаривать данное Постановление, а также, не имеется оснований оспаривать зарегистрированное право собственности истца на нежилое строение, которое, как подтвердила представитель ответчика, не может признаваться самовольной постройкой.
Нежилое строение было возведено на предоставленном в аренду земельном участке и введено его застройщиком Шариповым Т.Г. в эксплуатацию, что подтверждается выдачей Шарипову Т.Г. МУ Бюро технической инвентаризации и регистрации Свидетельства о государственной регистрации права.
Доказательством того обстоятельства, которое суд признает существенным, что ответчик не оспаривает возникшее у истца право аренды земельного участка в первоначально предоставленной площади, является то, что ДД.ММ.ГГГГ по приходному кассовому ордеру № (л.д.36) Шариповым Т.Г. на расчетный счет Администрации Тюменского района внесено 46.654 рубля 66 копеек в качестве оплаты за аренды земли.
Таким образом, спорный земельный участок был использован в соответствии с целями его предоставления и, испрашиваемый Шариповым Т.Г. земельный участок, не содержит ограничений в его обороте, установленных ст.27 ЗК РФ, препятствующих передаче его в собственность.
Согласно п.1 и п.3 ст.35 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно п.3 Решений Думы Червишевского МО Тюменского района Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, размеры земельных участков под существующими жилыми домами и предоставленные в прежние годы, на 2010-2011 год устанавливать по фактическому обмеру.
Испрашиваемый истцом земельный участок ранее был предоставлен площадью, равной 0,53 га, в такой площади он используется, что подтверждается планом земельного участка, являющегося приложением к Техническому паспорту домовладения, который содержит полное описание местонахождения строений на земельном участке по адресу: <адрес>, д.<адрес>, <адрес> (л.д.18-26), а также, подтверждается Актом обследования земельного участка от 02.11.2010, подписанного специалистом управления земельных ресурсов Тюменского муниципального района Фазлуллиной Р.А., архитектором Червишевского МО Чмутиным М.А. и собственником расположенного на земельном участке нежилого строения Шариповым Т.Г. (л.д.13), которым установлено, что «участок, огороженный забором, имеет площадь 5270 кв.м., иных зданий, строений, сооружений, кроме принадлежащих на праве собственности Шарипову Т.Г.: капитальных гаражей, птичников, на земельном участке не имеется».
В судебном заседании представитель ответчика подтвердила, что в случае, если бы решался вопрос о заключении договора аренды земельного участка, площадь, в которой он подлежал бы передаче, должна была быть такой, как указано в решении о предоставлении участка в аренду.
На основании п.4 ст.28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с абз.2 п.5 ст.36 ЗК РФ, Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, являющийся исчерпывающим, содержится в Приказе Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения», где указано, что к заявлению гражданином прилагаются следующие документы: п.1 - копия документа, удостоверяющего личность заявителя; п.4 - выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке) (п. 4 в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 584); п.5 - выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок (п. 5 в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 584); п.6 - выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости (п. 6 в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 584); п.7 - копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности требования ответчиком от истца дополнительных документов, не предусмотренных указанным перечнем, соответственно, Отказ Шарипову Т.Г. в предоставлении в собственность земельного участка по этим основаниям, является незаконным.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Спорный земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, соответственно, данное обстоятельство исключает возможность его передачи в собственность как несуществующий объект недвижимости.
В соответствии с п.1 ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В силу п.7 ст.36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ). Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Принимая решение о признании решения органа муниципальной власти недействительным (незаконным), суд, руководствуясь ч.1 ст.258 ГПК РФ, считает необходимым применить с целью защиты прав истца такой способ судебной защиты как возложение на ответчика обязанности устранить в полном объеме препятствие к осуществлению гражданином Шариповым Т.Г. его права на приобретение в собственность за плату земельного участка.
Суд обязывает Администрацию Тюменского муниципального района совершить действия, закрепленные в п.7 ст.36 ЗК РФ, направленные на предоставление в собственность истцу земельного участка, а именно, принять решение о формировании земельного участка и утверждении его границ с учетом фактического землепользования, установленного в результате его обследования 02 ноября 2010 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.27, 28, 34, 35, 36 ЗК РФ, ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.12 ГК РФ, ст.ст.3, 12, 35, 39, 55-56, 67, 71, 194-199, 254, 258 ГПК РФ, Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения», суд
Р Е Ш И Л:
Иск Шарипова ФИО13 к Администрации Тюменского муниципального района – удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника управления земельных ресурсов администрации Тюменского муниципального района Пуртовой И.П. от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в предоставлении Шарипову ФИО14 в собственность за плату земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>
Восстановить нарушенное право Шарипова ФИО15 путем обязания Администрации Тюменского муниципального района совершить действия по формированию и утверждению границ земельного участка, ориентировочной площадью 5270 кв.м., находящегося по адресу: <адрес> <адрес>, по заявлению Шарипова ФИО16 (вх. № 123 от 02.11.2010) о предоставлении земельного участка в собственность за плату под нежилое строение - гараж.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 10 мая 2011 года.
Федеральный судь