Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень, 21 марта 2011 года дело № 2-276/2011
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего федерального судьи Шаерман Ю.В.
при секретаре Коновальчук Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородулиной ФИО10 к Администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, признании незаконным решения земельно-градостроительной комиссии, обязании предоставить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Бородулина Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка от 28.12.2010 за № 03/9482, признании незаконным решения земельно-градостроительной комиссии от 24.12.2010 по включению в план проведения аукционов земельного участка № по <адрес> в д<адрес>, <адрес>, обязании Администрации Тюменского муниципального района предоставить Бородулиной ФИО11 земельный участок № по <адрес> в д<адрес> <адрес>. Свои требования мотивировала тем, что 11 ноября 2010 года она обратилась в Администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу. В подтверждение отсутствия притязаний со стороны третьих лиц на земельный участок № по <адрес> в д.<адрес> ею к заявлению была приложена Выписка из УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области. В нарушение Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Тюменского муниципального района, утвержденного Решением Думы Тюменского муниципального района от 08 мая 2010 года № 709, несмотря на то, что её заявление было согласовано всеми структурными подразделениями администрации, 28.12.2010 ею было получено Письмо, в котором сообщалось о том, что Решением земельно-градостроительной комиссии от 24.12.2010 принято решение о включении испрашиваемого ею земельного участка в план аукциона на 2011 год. Таким образом, комиссия не принимала решение о невозможности использования участка № по <адрес> в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, поэтому считает, что участок может быть предоставлен ей для указанного использования, при этом, включение такого участка в план аукционов, является незаконным и нарушает её права.
Истец Бородулина Е.В. в судебном заседании свой иск поддержала, пояснив суду, что все смежные с испрашиваемым участком земельные участки предоставлены под ЛПХ, она является жителем села, поэтому, включение участка в аукцион, нарушает её право на предоставление участка.
Представитель истца Терентьев А.В., действующий на основании нотариальной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, также в судебном заседании иск Бородулиной Е.В. поддержал, мотивируя тем, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что администрацией в отношении Бородулиной Е.В. допущены нарушения земельного законодательства. Участок истцом испрашивался под ЛПХ, поэтому, включение его в план аукционов является незаконным. Участок был обследован, всеми структурными подразделениями согласован, в том числе архитектурой, оснований для отказа в предоставлении участка не имелось.
Представитель ответчика Уляшева Т.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска просила отказать, поскольку спорный земельный участок не сформирован, а значит, вообще не может быть предоставлен. Кроме того, участок, согласно Плану застройки Московского сельского поселения, находится в Зоне Ж1с и пересекает другую зону – Зону отдыха. Участки, находящиеся в Зоне Ж1с, могут предоставляться только под индивидуальное жилищное строительство, именно поэтому он был включен в план проведения аукционов на 2011 год.
Представитель ответчика Балахнина С.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, также не согласилась с иском, пояснив, что право Бородулиной Е.В. на предоставление ей земельного участка не нарушается, участок под ЛПХ может быть ей предоставлен, но, в зоне сельскохозяйственного назначения. Поскольку она испрашивала конкретный участок под № № по <адрес> в <адрес>, то отказ в его предоставлении является законным, поскольку участок входит в Зону Ж1с, о чем на генеральном плане, имеющемся в администрации, с 2009 года имеются сведения.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд считает иск Бородулиной Е.В. не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Бородулина Е.В. обратилась в администрацию Тюменского муниципального района с просьбой предоставить ей земельный участок в аренду для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес> по <адрес>, что подтверждается её заявлением от 11 ноября 2010 года, поданным через главного специалиста землеустроительного отдела управления земельных ресурсов Тюменского муниципального района, к которому она приложила сообщение УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на земельный участок под № по <адрес> в <адрес> (л.д.72).
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
28 декабря 2010 года (исх. № 03/9482) Администрацией Тюменского муниципального района Бородулиной Е.В. был направлен Ответ на её заявление, в котором сообщалось о включении земельного участка № по <адрес> в д<адрес> в план аукционов на 2011 год (л.д.12).
Согласно п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии со ст.32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ Решением Думы Московского МО Тюменского района Тюменской области за № 18, были утверждены Правила землепользования и застройки Московского сельского поселения (л.д.50).
Правила землепользования и застройки Московского сельского поселения были официально опубликованы в СМИ, где также был размещен графический материал с пояснительными надписями, что подтверждается Газетой «Красное знамя» за 20 октября 2009 год (л.д.44-46).
Решение Думы Московского МО Тюменского района Тюменской области за № 18 от 20.04.2009 также было опубликовано в СМИ (л.д.49).
В соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки Московского сельского поселения (л.д.51-65), с учетом сложившейся планировки и существующего землепользования, на территории Московского сельского поселения выделены виды территориальных зон, определенных Градостроительным кодексом РФ: жилые (предназначены для проживания населения) … (л.д.55), зона Ж1с включена в виды жилых зон, не предусматривает в разрешенных видах использования, использование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, а обозначена как зона существующей застройки индивидуальными жилыми домами.
Суд не принимает доводы истца и её представителя в той части, что в этой зоне имеются земельные участки, смежные с испрашиваемым, которые были гражданам предоставлены для ведения личного подсобного хозяйства и соглашается с возражениями представителя ответчика Уляшевой Т.В. в той части, что эти земельные участки были предоставлены ранее, чем были утверждены Правила землепользования и застройки Московского сельского поселения, поэтому, администрация Тюменского муниципального района обязана была это учитывать.
Возражения представителя ответчика согласуются с представленным истцом Кадастровым планом территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), из которой следует, что право собственности граждан на участки №, №, №, № по <адрес> в д.<адрес> было зарегистрировано в 2005 и в 2007 годах (л.д.81, 82, 83), тогда как Правила землепользования и застройки Московского сельского поселения были утверждены в 2009 году.
Из фрагмента карты градостроительного зонирования Московского сельского поселения, утвержденной начальником Отдела учета земельного дежурного плана управления земельных ресурсов Фрик А.В., видно, что испрашиваемый Бородулиной Е.В. в аренду земельный участок располагается в двух зонах Р7 - зона развития спорта, туризма и мест отдыха населения, Ж1с - зона существующей застройки индивидуальными жилыми домами (л.д.24).
В силу п.2 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельный участок должен располагаться только в одной территориальной зоне.
Заключением начальника управления архитектуры Скрябиным О.Ю. было принято решение о возможности формирования и последующего использования земельного участка № по <адрес> в д.<адрес> для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, только после внесения изменений в генеральный план МО, отображающих расположение участка в жилой застройке.
Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
В силу ч.3 ст.35 Градостроительного Кодекса РФ, в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Бородулина Е.В. просила предоставить ей земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, Администрация Тюменского муниципального района, как государственный орган, который в соответствии с п.10 ст.3 ФЗ Российской Федерации от 05.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, законно отказала в предоставлении в аренду Бородулиной Е.В. земельного участка №, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> ввиду иного разрешенного использования, для которого он может быть предоставлен.
Доводы истца и её представителя в той части, что прокуратурой Тюменского района была осуществлена проверка по заявлению Бородулиной Е.В., в ходе которой были выявлены нарушения, имевшие место со стороны Администрации Тюменского муниципального района в области земельного законодательства, суд находит заслуживающими внимания только в той части, что администрация действительно нарушила права Бородулиной Е.В., не предоставив ей письменный отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в течение 5 дней с момента подачи заявления. В остальной части Представление прокурора (л.д.73-76) сводится как раз к тому, что управление архитектуры администрации незаконно согласовало возможность предоставления Бородулиной Е.В. земельного участка № по <адрес> в <адрес>, поскольку испрашиваемый участок находится в зонах существующей жилой застройки и поселкового парка.
В соответствии с п.1.2. Решения Думы Тюменского муниципального района от 08.05.2009 N 709 (ред. от 24.09.2010) «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Тюменского муниципального района», решение о предоставлении земельного участка принимает Администрация Тюменского муниципального района (далее - Администрация) на основании решения земельно-градостроительной комиссии (далее - Комиссия). При принятии решения Комиссия руководствуется требованиями земельного, лесного и водного законодательства Российской Федерации, федеральными и региональными программами, предусматривающими размещение объектов федерального и регионального значения на территории муниципального района, а также схемой территориального планирования муниципального района, генеральными планами сельских поселений муниципального района, планами реализации генеральных планов сельских поселений муниципального района, проектами планировки территорий.
Принимая во внимание, что в соответствии с планом Московского сельского поселения, участок № по <адрес> в д.<адрес> находится в зоне Ж1с, земельно-градостроительной комиссией 24 декабря 2010 года было вынесено решение о включении его в план аукционов на 2011 год, которое суд признает законным, поскольку, в соответствии с ч.4 ст.30 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Требование Бородулиной Е.В. об обязании Администрации Тюменского муниципального района предоставить Бородулиной ФИО12 земельный участок № по <адрес> в <адрес>, <адрес> путем вынесения соответствующего распоряжения, противоречит нормам гражданского, земельного и градостроительного законодательства, поэтому, суд считает невозможным обязать администрацию Тюменского муниципального закона принять заведомо ничтожное решение о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в зоне существующей жилищной застройки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30, 42, 85 Земельного кодекса РФ, ст.32, 35 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст.12, 35, 39, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Бородулиной Елене Владимировне в удовлетворении иска к Администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка от 28.12.2010 за № 03/9482, признании незаконным решения земельно-градостроительной комиссии от 24.12.2010 по включению в план проведения аукционов земельного участка № № по <адрес>, Тюменского района Тюменской области, обязании Администрации Тюменского муниципального района предоставить Бородулиной Елене Владимировне земельный участок № № по ул.<адрес>, Тюменского района Тюменской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 28 марта 2011 года.
Федеральный судья Ю.В. Шаерман ___________________